Урок по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов»
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: какое строение имеют грибы?
Задачи: познакомить со строением грибов, их разнообразием, значением в природе и жизни людей;
научить различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
Предметные результаты
Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Личностные результаты
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Основные понятия и определения
Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов
Проверка готовности к усвоению нового материала
Изучи по рисунку 1 строение гриба. Выскажи предположение, что изображено на рисунке 2. Проверь себя по тексту учебника
Изучение нового материала
Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов.
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землёй от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница — подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями (см. рис. 2). Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.
А ещё грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Грибы — богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.
Грибы из Красной книги России
1-грифола курчавая, 2- паутинник фиолетовый, 3- решёточник красный,
4- шишкогриб хлопьеножковый, 5- рогатик пестиковый
Осмысление и понимание полученных знаний
ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ
Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи, поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми. Сравним и научимся различать съедобные и несъедобные грибы
Внимательно прочитайте описания грибов- двойников. Найдите их на рисунке. Выделите отличительные признаки
1.Белый гриб. Шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остаётся белой. Съедобный гриб.
Желчный гриб (ложный белый). Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький гриб!
2.Опёнок осенний. Шляпка снизу желтоватобелая с тёмными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Съедобный гриб.
Ложноопёнок кирпично-красный. Шляпка снизу тёмная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый гриб!
3.Шампиньон. Шляпка снизу розовая или фиолетовая, внизу на ножке нет мешочка. Съедобный гриб.
Бледная поганка. Шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб!
Прочитайте правила сбора грибов. Какие из них вам уже известны, а какие оказались новыми? Всегда соблюдайте эти правила
Как собирать грибы
1.Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3.Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
4.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1.Из каких частей состоит гриб? Найди эти части на схеме. 2. Как грибы связаны с деревьями? 3. Какое значение для леса имеют грибы? 4. Какие ты знаешь съедобные и несъедобные грибы? 5. Как правильно собирать грибы?
Вывод
Грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса.
К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.
2.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Кому нужен мухомор». Хорошо ли хотел поступить Серёжа?
3.Используя атлас-определитель, вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постарайся передать их отличительные признаки.
Царство Грибы"
Грибы
Несъедобные и ядовитые грибы
Как различать съедобные грибы
Как собирать грибы
«Свежая еда» - Как выбрать съедобный гриб в лесу
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html