Конспект урока по окружающему миру «Новейшее время: история продолжается» (4 класс)
ГКОУКО «Козельская школа-интернат»
Тема: «Новейшее время: история продолжается сегодня».
4 класс
2022г
г.Козельск
Цель: ознакомить обучающихся с главными событиями XX века, знаменитыми людьми этой эпохи, выдающимися открытиями.
Задачи:
создать условия для развития умения строить рассуждения, делать выводы, обобщать:
развивать навыки исследовательской работы, умение добывать информацию; навыки сотрудничества и рефлексивно-оценочной деятельности;
формировать познавательный интерес к предмету, к истории как науке,
воспитывать уважение к прошлому, любовь к Родине.
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные -устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Основные понятия: антибиотики, ООН, атомное оружие, космические исследования.
Методы: продуктивный, репродуктивный, проблемный, интерактивный
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Ресурсы урока: учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир» 4 кл. II ч. – М. «Просвещение» 2021 г.; мультимедийная презентация, электронное приложение к учебнику; карточки.
Мотивация к учебной деятельности.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Что такое «История»? (История — наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили).
- А наш с вами современник – историк и философ, генерал-полковник Дмитрий Антонович Волкогонов, сказал:
(Слайд 2) «Эпиграф»
«История - не просто чередование эпох и времен. Это события и бесконечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле». |
- Пусть слова Дмитрия Антоновича станут эпиграфом к нашему уроку.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-На какие эпохи учёные разделяют историю человечества? .Давайте назовём по нашей «Ленте времени»
- О какой эпохе шла речь на прошлом уроке? (Новое время).
- Чтобы проверить как вы усвоили информацию, полученную на предыдущем уроке, прошу ответить на вопросы
(Фронтальный опрос)
-Какую эпоху историки называют Новым временем? (Вслед за Средними веками наступил черед Нового времени. Оно продолжалось с последнего десятилетия 15в до второго десятилетия 20в)
-Сколько времени продолжалась эта эпоха? (400 лет)
-Каких знаменитых художников Нового времени вы знаете? Какими картинами мы восхищаемся до сих пор? (Итальянские художники Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Рафаэль Санти «Синкстинская Мадонна»)
-Назовите русских писателей и поэтов Нового времени. Чем они нам запомнились? (А.С.Пушкин, М.Ю Лермонтов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой. Вместе с героями произведений рассуждаем о том, что такое добро и зло)
-Назовите зарубежных писателей? (Жюль Верн –французский писатель, его произведения: «Дети капитана Гранта», «20000 лье под водой», «Таинственный остров; Даниэль Дефо-английский писатель написал приключенческий роман «Робинзон Крузо»)
-Какие технические изобретения оставило нам Новое время? ( пароход, паровоз, железные дороги, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро)
-Каких великих путешественников вы знаете?(Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев) Давайте послушаем сообщения про них.
Карточка1. Рассказать об отважных путешественниках.
3. Самоопределение к деятельности..
1) Проблемная ситуация.
- Сегодня мы продолжаем путь по дороге истории и заглянем в следующую эпоху.
- Сделайте предположения: после Нового времени как может называться период истории? (Высказывания детей.)
- Как вы думаете, сможем ли мы восстановить картину событий за этот промежуток? Почему? (Нет. Недостаточно информации.).
-Источником информации будет учебник и презентация
2) Формулирование темы урока и учебной задачи.
- Кто может сформулировать тему нашего урока? (Новейшее время) ( Тему на доску).
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? (Получить информацию о важнейших событиях Новейшего времени; узнать, как изменился мир и жизнь людей в этот период).
- Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:( на доске.)
Выяснить: 1. Когда началось Новейшее время?
2. Важнейшие события этого времени.
3. Открытия и изобретения.
4. Изучение нового материала.
1)- Посмотрите ещё раз на ленту времени и подумайте, на какой вопрос, вы уже можете дать ответ? (На первый).
- Почему вы так считаете? (Заканчивается одна эпоха, за ней следует другая).
- Следовательно, какой век мы должны указать на ленте? (XX).
-Правильно, с ХХ века, а если точнее с 1917г после Великой Октябрьской революции мы ведем отсчет истории Новейшего времени. Этот исторический отрезок самый короткий.
-Как вы думаете, сколько он длится? (Чуть больше 100 лет).
-Какие же изменения в жизни людей произошли за эти 100 лет?
-Давайте познакомимся с главными событиями ХХ века (Открываем учебник с.20-21 Читаем 1, 2 абзац)
2) Презентация.
Новейшее время - мудрое время (На доске составляем схему)
-Почему мудрое? Давайте находить информацию в учебнике и на слайдах презентации.
Слайд 3 «Изменение устройства государственной власти»
-В ХХв изменилось устройство гос.власти
-Прочитайте 3 абзац с.20
-Скажите, как изменилось устройство государственной власти? (В начале века во многих странах на вершине власти находился один человек – монарх, а к концу века в большинстве стран власть стала выборной) Монархия-форма правления когда государством правит один человек-король, султан, император и передается по наследству.
Слайд 4 «Мода начала ХХ века»
-Посмотрите на старые фотографии. Что можете сказать? Как одевались люди? Как изменилась мода? ( Изменились фотографии, одежда, быт людей)
Слайд 5 «Изменение городов»
-Прочитайте 1 абзац на с.21.
-Как изменились города? (Крупнейшие города насчитывают теперь по нескольку миллионов жителей. Дома стали многоэтажные, построены из стекла и бетона. Улицы стали более широкие. )
Слайд 6. «Время научно – технического прогресса»
-ХХ век-это время новейших материалов и технологий. Прочитайте 2 абзац с.21
Слайд 7. «Время научно – технического прогресса»
Изобретения XX века есть в каждом доме: холодильники, телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны.
Слайд 8 «Время освоения космоса»
В ХХ веке произошло интересное и важное событие-освоение космоса.
-Кто был первым космонавтом? (Ю.А.Гагарин)
-Когда это произошло? (12 апреля 1961 г.)
Слайд 9. «Достижения учёных в медицине»
Ученые достигли невероятных успехов в медицине. Открыли, невидимый глазу, мир частиц, появились новые лекарства: аспирин, антибиотики, медики смогли победить болезни, которые прежде считались неизлечимыми.
Слайд 10.-Появились «Новейшие средства связи»
Прочитайте 4 абзац.с.21
3) Электронное приложение к учебнику.
-Давайте посмотрим ещё об одном интересном изобретении .
-Как появились современные средства передвижения?
5. Слайд 11 «ФИЗМИНУТКА»
А ещё в СССР по радио звучали производственные гимнастики, которые можно было выполнять не только дома, но и на работе во время перерыва.
- Давайте и мы отдохнём под такую гимнастику.
(Звучит гимнастика времён СССР).
6. Продолжение работы по теме урока.
Новейшее время - жестокое время (На доске составляем схему)
Слайд 12 «Мировые войны»
-Прочитайте последний абзац на с.21
-О каких войнах идет речь? ( Сколько помнят себя люди-столько они воюют между собой. Но две войны занимают особое место в истории человечества-это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе войны «пришли» из Германии.)
Слайд 13 «Ядерное оружие»
Слайд 14 «Хиросима и Нагасаки»
Слайд 15 «ООН»
Новейшее время - трудное время (На доске составляем схему)
Это трудное время – не только для людей, но и для нашей родной планеты – Земля. Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных. Все это результат безответственного отношения людей к природе. Идёт постоянная борьба с терроризмом. Природа терпит экологические бедствия.
Слайд 16 «Главная задача человечества»
-Как вы думаете, какая главная задача человечества?
7. Первичное закрепление
Работа в группах и парах.
Работа в группах.
(Учитель раздаёт каждой группе конверт с дополнительным материалом по теме).
1 группа. Задание «Выбрать из предметов изобретения ХХ века»
2 группа –. Задание. Как передавали люди информацию, начиная с древних времён.
3 группа –Задание «Ответить на вопросы теста»
Работа в парах ( 1 пара)
1)Обсудите: Какое из достижений ХХ века кажется вам наиболее важным?
2) Поразмышляйте, кем хотели стать ваши сверстники сто лет назад? А кем мечтаете стать вы?
- Можете приступать к работе. Проверка.
8.Подведение итогов.
-Какую тему мы сегодня исследовали? (Новейшее время)
Мы с вами живём в эпоху Новейшего времени. В эту эпоху родились вы, я, ваши родители, бабушки. Новейшее время - самая короткая историческая эпоха, которая продолжается и сейчас. Сколько она продлится, и какую память мы оставим будущим поколениям – зависит от нас с вами.
Вопросы для закрепления.
-Какие слова отражают историю Новейшего времени? (Мудрое, жестокое, трудное)
-С какого года мы ведём отсчет Новейшего времени?
-Как изменилось устройство гос.власти?
-Как изменились города?
-Какие изобретения ХХв есть в каждом дме?
-Каких успехов достигли наши учёные?
-Какое интересное событие произошло в ХХв?
-Чем ещё запомнился ХХвек?
-Какая важная задача стоит перед государством?
(Это - время величайших открытий и изобретений. Люди смогли создать новые лекарства и победить многие болезни. Возникли новые государства, началось освоение космоса. Появился интернет, мобильный телефон и различные гаджеты, помогающие людям.
(XX век запомнится самыми разрушительными на планете войнами. Было изобретено ядерное оружие. Идёт постоянная борьба с терроризмом. Природа терпит экологические бедствия.)
9. Рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику
своей работе на уроке.
Слайд 17. «Рефлексия»
Сегодня я узнал, что …
Я понял, что…
Урок для меня …
Я могу похвалить одноклассников…
-Спасибо всем за плодотворную работу, наш урок окончен.