Технологическая карта урока по окружающему миру, 4 класс

5
2
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир. Класс 4 (УМК "ПНШ") 

Тема урока

Место урока по теме

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация

66

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок «открытия» новых знаний.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, групповая работа, работа в парах.

Цель урока

Задачи урока

Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны.

Формировать чувство гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Формировать уважительное отношение к разным светским и духовным традициям.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.

Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России (гимн, флаг, герб).

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны.

Умение жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Личностные: понимание, что Россия – это многонациональное государство; чувство гордости за свою Родину и российский народ; уважительное отношение к истории страны, семейным ценностям.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; умение извлекать необходимую информацию; умение строить цепь логических рассуждений.

Регулятивные: умение планировать собственную деятельность; умение оценивать собственную работу.

Коммуникативные: умение предъявлять свою точку зрения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Метод проектов, технология групповой работы, ИКТ

Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД 

Организационный момент.

Создать эмоциональный настрой.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать свои действия.

Актуализация знаний.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Демонстрирует изображения пейзажей русской природы, включает аудиозапись для прослушивания (И.Шаферан «Красно солнышко»).

Задаёт вопросы по предложенной ситуации.

- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.

- Какие красоты особенно волнуют поэта?

- Вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово «Родина»?

Прослушивают песню и просматривают слайды, на которых пейзажи русской природы.

Работают с текстом песни.

Высказывают своё мнение.

Формулируют тему урока.

Высказывают свои ассоциации.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Самоопределение к деятельности.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

- Как называется то место, где вы родились и выросли?

- Что такое «Родина»? попробуйте дать определение.

- А какое определение можно найти в словарях?

Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения.

- В каких значениях может быть использовано это слово?

- Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

- О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его (карточки на партах) и попробуйте понять, какие чувства оно у вас вызывает.

- Это наша маленькая Родина.

Высказывают своё мнение.

Работают со словарём С.И.Ожегова.

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» (с. 549):

Отечество, родная страна.

Место рождения, происхождения кого-нибудь.

- Большая и малая Родина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают стихотворение, анализируют свои чувства.

Личностные:

Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

Практический этап.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Кто является главой нашего государства?

Организует работу с картой.

- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории? Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – Камчатском наступает полночь.

Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте.

- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?

- Покажите столицу нашей Родины на карте.

- Почему нашу Родину называют необъятной?

- Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашей Родины – её зелёный наряд – леса.

- Для дальнейшей работы предлагаю вам объединиться в четыре группы и представителю от каждой группы получить задание.

Выдаёт репродукции картин:

И.Левитан «Июньский день»,

И.Левитан «Весна. Яблони цветут»,

И.Шишкин «Золотая рожь»,

И.Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Вопросы для работы с репродукциями:

Что вы видите на картине (опишите максимально)?

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

О чём нам хотел сказать художник этой картиной?

Как ему это удалось?

- Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную и красивую страну?

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. И все они представляют единую и дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

Предлагает поработать в парах.

Задание: на основе стихотворения составить список различий народов России. (Текст стихотворения на доске).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по учебнику.

Что такое «символ»?

Какие государственные символы вы знаете?

- Россия, Российская Федерация.

- Президент В.В.Путин.

Один обучающийся работает у доски с картой.

Остальные ребята помогают с места.

Высказывают своё мнение.

Один из обучающихся показывает столицу России на карте.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети объединяются в группы.

Представители от каждой группы получают задание.

Работают в группах с репродукциями картин. Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на поставленные вопросы.

Каждая группа представляет свою работу.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в парах.

Отличия:

Место проживания.

Язык.

Обычаи, традиции.

Интересы, увлечения.

Национальная кухня.

Делают вывод: мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника.

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.

Коммуникативные:

Способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные:

Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.

Проверка полученных результатов.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем.

Предлагает поработать сначала устно в парах, а затем каждый в своей тетради. Задание: необходимо найти Герб России, раскрасить Флаг России.

- Наш Российский флаг - трёхцветный. Какое значение придаётся каждому цвету?

 

 

 

 

 

 

Организует индивидуальное выполнение задания на карточке.

Задания: 1) соединить части пословиц о Родине, объяснить их смысл; 2) разгадать кроссворд.

Проверка выполнения осуществляется с помощью интерактивной доски.

Организует прослушивание аудиозаписи гимна РФ, сопровождающейся презентацией с видами Москвы, и беседу по содержанию.

- Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?

- Какова главная мысль этого произведения?

- Какого человека называют патриотом?

- Можно – ли сказать, что текст гимна написан поэтом – патриотом?

- Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

Работают в парах, а затем каждый в своей тетради.

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос.

- Белый – цвет чистоты и надежды;

- Синий – цвет безоблачного мирного неба;

- Красный – цвет крови, жизни.

Индивидуально выполняют задания на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают аудиозапись, просматривая презентацию.

 

 

 

Участвуют в беседе по содержанию текста гимна РФ.

Высказывают своё мнение.

Познавательные:

Применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные:

Умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя.

Регулятивные:

Контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра.

Личностные:

Развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Оценить результаты своей деятельности.

- Запишите в тетрадь все основные понятия, которые мы рассмотрели сегодня на уроке.

 

 

 

- Продолжим работу в группах.

Задание: закончить предложения.

Каждой группе выдаётся карточка:

«Моя Родина – это …

Самыми трудными событиями моей Родины были …

Когда я вырасту, я хочу …

Я не хочу, чтобы моя Родина …

Я благодарен своей Родине за то, что …»

Комментирует домашнее задание.

1)Нарисуй свою малую родину или принеси фотографии. Это могут быть твой город, твой дом или улица, твоя семья или друзья. 

2)Придумай вопросы для интервью с известным человеком (политиком, ученым, актером и др.) на одну из тем: «Любовь к Родине», «Что такое патриотизм».

- Закончить наш урок хочется словами стихотворения С. Орлова «Родное».

Записывают в тетрадь термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы.

Каждая группа работает с карточкой.

Представляют результаты своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают комментарии учителя по домашнему заданию. Записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Познавательные:

Оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

Полно и грамотно выражают свои мысли.

Регулятивные:

Взаимно контролируют действия друг друга.

Личностные:

Осознают важность приобретения новых знаний.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая работа!

27 June 2017

Похожие публикации