Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация
66
Тип урока
Формы, приемы, методы
Урок «открытия» новых знаний.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, групповая работа, работа в парах.
Цель урока
Задачи урока
Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны.
Формировать чувство гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Формировать уважительное отношение к разным светским и духовным традициям.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.
Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России (гимн, флаг, герб).
Предполагаемый результат
Знать
Уметь
Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны.
Умение жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование
Личностные: понимание, что Россия – это многонациональное государство; чувство гордости за свою Родину и российский народ; уважительное отношение к истории страны, семейным ценностям.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; умение извлекать необходимую информацию; умение строить цепь логических рассуждений.
Регулятивные: умение планировать собственную деятельность; умение оценивать собственную работу.
Коммуникативные: умение предъявлять свою точку зрения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.
Метод проектов, технология групповой работы, ИКТ
Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент.
Создать эмоциональный настрой.
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку
Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои действия.
Актуализация знаний.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Демонстрирует изображения пейзажей русской природы, включает аудиозапись для прослушивания (И.Шаферан «Красно солнышко»).
Задаёт вопросы по предложенной ситуации.
- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.
- Какие красоты особенно волнуют поэта?
- Вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
-Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово «Родина»?
Прослушивают песню и просматривают слайды, на которых пейзажи русской природы.
Организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.
- Как называется то место, где вы родились и выросли?
- Что такое «Родина»? попробуйте дать определение.
- А какое определение можно найти в словарях?
Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения.
- В каких значениях может быть использовано это слово?
- Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
- О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его (карточки на партах) и попробуйте понять, какие чувства оно у вас вызывает.
- Это наша маленькая Родина.
Высказывают своё мнение.
Работают со словарём С.И.Ожегова.
С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» (с. 549):
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого-нибудь.
- Большая и малая Родина.
Читают стихотворение, анализируют свои чувства.
Личностные:
Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.
Практический этап.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Кто является главой нашего государства?
Организует работу с картой.
- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории? Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – Камчатском наступает полночь.
Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте.
- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
- Покажите столицу нашей Родины на карте.
- Почему нашу Родину называют необъятной?
- Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашей Родины – её зелёный наряд – леса.
- Для дальнейшей работы предлагаю вам объединиться в четыре группы и представителю от каждой группы получить задание.
Выдаёт репродукции картин:
И.Левитан «Июньский день»,
И.Левитан «Весна. Яблони цветут»,
И.Шишкин «Золотая рожь»,
И.Шишкин «Утро в сосновом лесу».
Вопросы для работы с репродукциями:
Что вы видите на картине (опишите максимально)?
Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
О чём нам хотел сказать художник этой картиной?
Как ему это удалось?
- Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную и красивую страну?
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. И все они представляют единую и дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.
Предлагает поработать в парах.
Задание: на основе стихотворения составить список различий народов России. (Текст стихотворения на доске).
Организует работу по учебнику.
Что такое «символ»?
Какие государственные символы вы знаете?
- Россия, Российская Федерация.
- Президент В.В.Путин.
Один обучающийся работает у доски с картой.
Остальные ребята помогают с места.
Высказывают своё мнение.
Один из обучающихся показывает столицу России на карте.
Высказывают своё мнение.
Дети объединяются в группы.
Представители от каждой группы получают задание.
Работают в группах с репродукциями картин. Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на поставленные вопросы.
Каждая группа представляет свою работу.
Высказывают своё мнение.
Выполняют задание в парах.
Отличия:
Место проживания.
Язык.
Обычаи, традиции.
Интересы, увлечения.
Национальная кухня.
Делают вывод: мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника.
Отвечают на вопросы.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.
Коммуникативные:
Способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.
Личностные:
Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.
Проверка полученных результатов.
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем.
Предлагает поработать сначала устно в парах, а затем каждый в своей тетради. Задание: необходимо найти Герб России, раскрасить Флаг России.
- Наш Российский флаг - трёхцветный. Какое значение придаётся каждому цвету?
Организует индивидуальное выполнение задания на карточке.
Задания: 1) соединить части пословиц о Родине, объяснить их смысл; 2) разгадать кроссворд.
Проверка выполнения осуществляется с помощью интерактивной доски.
Организует прослушивание аудиозаписи гимна РФ, сопровождающейся презентацией с видами Москвы, и беседу по содержанию.
- Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Какого человека называют патриотом?
- Можно – ли сказать, что текст гимна написан поэтом – патриотом?
- Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.