12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заикина Марина Владимировна264
Россия, Московская обл., Коломна

Проект урока по окружающему миру в 1 классе.

Тема: «Откуда берутся снег и лед?».

Цель урока: формирование знаний о свойствах снега и льда; формирование умения обрабатывать и обобщать полученную информацию; развитие познавательных интересов о свойствах предметов, которые нас окружают, развитие творческих способностей учащихся, воображения, логического мышления; воспитание интереса к познанию окружающего мира, воспитание умения работать в группе.

Планируемые результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формируемые УУД:

Личностные:

- мотивация учебной деятельности;

-развивать речь, наблюдательность, умение работать в группах;

-воспитывать интерес к предмету, культуру речи, сотрудничеству, интерес и любовь к окружающему миру.

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Коммуникативные:

- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основные понятия: свойства снега и льда.

Оборудование: презентация, рисунок снеговика на доске, конверт с загадками, бумажные снежинки (для каждого ученика), лед, молоток, карточки со словами «снег», «лед», «белый», «рыхлый», «непрозрачный», «хрупкий», «бесцветный», «прозрачный», «тает», «нет запаха», «нет вкуса», приз от снеговика; у учащихся – форма для льда, стаканы со снегом, стаканы со льдом (по одному на парту), стаканы с водой (по два на парту), листы цветной бумаги, цветные карандаши.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: открытие нового знания, урок - исследование.


Ход урока.


Самоопределение к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.


Прозвенел уже звонок!

Начинается урок!

Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Актуализация знаний.

Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»; актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках; обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

-Откуда ты?

-Вода в ответ:

Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

-Откуда ты? – спросил росу.

-Поверь, и я из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты? Ты кто такой?

-И я, дружок, из океана!

-Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот:

-Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

-Сейчас повторим пройденный материал.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Как образуются реки?

-Как называется место, где начинается река?

-Чем отличаются река и море?

-Куда может впадать река?

-Какие реки нашей местности вы знаете?

- Какую тему мы сейчас повторяли?

-А что происходит с реками зимой?

Зимой реки покрыты льдом, а вся земля покрыта снегом.

-Вам нравится зима?

-Я сегодня шла в школу и любовалась зимним пейзажем, и у меня невольно возник вопрос.

-Зима, она какая? По каким признакам можно определить, что изображена зима? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны отгадать загадки нашего гостя.

(На доске появляется рисунок снеговика, держащего в руках конверт с загадками)


Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым все, что видит на пути. (Снег.)


Рыбам в зиму жить тепло:

Крыша-толстое стекло! (Лед.)


Создание проблемной ситуации, высказываний предположений. Умение давать полные ответы.


- Без чего невозможно представить зиму?


Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд.)

- Прочитайте тему урока на экране.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

- Кто из вас знает, что такое снег и лед? (замершая вода)

- Раз снег и лед – это замершая вода, то они должны быть одинаковые?

-Чем различаются снег и лед?

- Хотите проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав?

- Как мы можем это проверить?

- Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать.

- Давайте мы попробуем узнать, чем различаются снег и лед, как они образуются, и определим, какими свойствами они обладают.

4. Совместное открытие нового знания.

Цель:  включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

«Сказка о рождении снега и льда»

Однажды в наших северных краях Ветер-ветрище здорово замерз, зима ему порядком надоела, длинная она слишком. Захотел он лета. Полетел он на юг, собрал много-много облаков и помчал их на север. Он хотел, чтобы из туч пошел дождь. Увидел эти тучи мороз-морозище и стал их студить, и надо вам сказать, что крохотные капельки воды ,из которых состоят тучи ,облака туман и пар, на холоде стали сливаться друг с другом ,расти и превращаться в снежинки. Очень удивился ветер, когда из тучи пошел снег.

-Скажите, как образуется снег?

-Как вы думаете, а как образуется лед? Значит снег и лед – вода в твердом состоянии.

-Прочитайте вывод в учебнике стр. 69

- Мы узнали, как образуется снег и лед.

- А сейчас мы будем определять свойства снега и льда. Сегодня вы будете учеными-исследователями.

Практическая работа.

- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными.


(Класс делится на 2 группы, каждая группа получает свое задание).

1 группа.

Цель эксперимента: «Изучение свойств снега и льда»

Гипотеза: «Снег и лед одно и тоже».

Опыт 1. Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Пронаблюдали, и снег и лед растаяли, только снег растаял раньше, а лед позже. Вывод: в тепле снег и лед тают. Образуется вода.


Опыт 2.На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег белый, а лед бесцветный. Пытались рассмотреть снег и лед через цветную бумагу, через снег не видно, а через лед видно. Вывод: снег белый, а лед бесцветный.


Опыт 3.Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоточек и ударили по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался. Вывод: Лед - хрупкий, а снег – рыхлый.

Вывод 1 группы: «Мы опровергаем , что снег и лед одно и тоже.»


2 группа «Исследователи»

Цель: «Изучить вкусовые качества снега и льда и определить на запах».

Гипотеза: «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса».

Опыт 1. Мы попробовали кубики льда из воды и сока. Кубик изо льда и снега – не вкусно. Кубики льда из сока были вкуснее. Мороженое нам понравилось больше всего. Кубики льда и снега-запаха не имеют.

Вывод: лед и снег запаха и вкуса не имеют. Мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными, вкусными ,только если сделаны руками человека.

Вывод 2 группы: мы согласны с гипотезой, у снега и льда нет ни запаха ни вкуса.

(При проверке работы на доске под карточками со словами»снег» и «лед» появляются соответствующие признаки (слова-помощники).


Снег Лед

Рыхлый Хрупкий

Белый Бесцветный

Непрозрачный Прозрачный

В тепле тает В тепле тает

Без вкуса Без вкуса

Без запаха Без запаха


(Учитель от имени снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки тем, кто выполнил работу правильно).

Физминутка (встроена в презентацию, проводится при звуковом и визуальном сопровождении)

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.


5. Первичное закрепление изученного материала.

Цель: организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

Работа в Рабочей тетради.

2

-Прочитайте слова в левом столбике. Это свойства снега или льда? Соедините стрелками.

-Прочитайте слова из правого столбика. А это свойства снега или льда? Соедините стрелками.

3

-Рассмотрите рисунки. Что общего у всех снежинок? (Шесть лучей).

-Выполните задание

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде.

6. Включение знаний в систему и закрепление изученного.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Конкурс «Отгадай-ка»

- Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)


-Где вы видели сосульки?

-Когда они появляются?

-Что такое сосулька?


Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)


-Что такое снежинка? (кристаллик снега)

-Сколько лучей у снежинок? (6)


На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град).


-Когда можно наблюдать это явление? (Летом)


Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)


На всех садятся,

Никого не боятся. (Снежинки)


По снегу покатите – я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду. (Снежный ком).


Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед).


- А можно ли в домашних условиях воду превратить в лёд?

- Для чего?

- А где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

- А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.

- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

- Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.

- Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?

Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).

-Посмотрите на слайд и отгадайте какие зимние виды спорта изображены?


7. Рефлексия деятельности.

Цель: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника с. 69:

-Что такое снег и лед?

-Где образуется снег и лед?

-Как мы изучили свойства снега и льда?


-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор).


8. Итоги урока.

-О чем мы говорили сегодня на уроке?

-Для чего мы проводили опыты?

-Какие свойства имеют снег и лед?


9. Рекомендации для занятий дома: рабочая тетрадь, с. 46-47, № 4, тест для закрепления знаний.


Список литературы

Карышева Е.Н. Окружающий мир с увлечением. 1 класс. Методическое пособие. – М.: Планета, 2019.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК «Школа России». – М.: Вако, 2019.

Максимова ТН. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК «Перспектива» 1 класс. – М.: Вако, 2018.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной школы (1 часть). – М.: Просвещение, 2017.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса (1 часть). – М.: Просвещение, 2017.​​​​​​​

Приложение

Тест на тему: «Откуда берутся снег и лед?»

Часть А

А1.  Укажи время года, когда на большей части стра­ны можно наблюдать снегопады.

1) зима
2) лето
3) весна
4) осень

А2.  Вспомни, какого цвета снег.

1) белого
2) синего
3) прозрачного
4) голубого

А3. Отметь, сколько лучей бывает у снежинок.

1) 4 луча
2) 8 лучей
3) 6 лучей
4) 10 лучей

Часть B

В1.  Подумай, во что превратится лед в тепле.

1) в снег
2) в пар
3) в воду
4) в туман

Часть C

С1.  Выбери свойства льда.

бесцветный
2) прозрачный
3) рыхлый
4) хрупкий

Ответы на тест:

А1

1

А2

1

А3

3

В1

3

С1

1,2,4



14


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.