Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Откуда берутся снег и лёд?»
Проект урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема: «Откуда берутся снег и лед?».
Цель урока: формирование знаний о свойствах снега и льда; формирование умения обрабатывать и обобщать полученную информацию; развитие познавательных интересов о свойствах предметов, которые нас окружают, развитие творческих способностей учащихся, воображения, логического мышления; воспитание интереса к познанию окружающего мира, воспитание умения работать в группе.
Планируемые результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Формируемые УУД:
Личностные:
- мотивация учебной деятельности;
-развивать речь, наблюдательность, умение работать в группах;
-воспитывать интерес к предмету, культуру речи, сотрудничеству, интерес и любовь к окружающему миру.
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
Коммуникативные:
- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Основные понятия: свойства снега и льда.
Оборудование: презентация, рисунок снеговика на доске, конверт с загадками, бумажные снежинки (для каждого ученика), лед, молоток, карточки со словами «снег», «лед», «белый», «рыхлый», «непрозрачный», «хрупкий», «бесцветный», «прозрачный», «тает», «нет запаха», «нет вкуса», приз от снеговика; у учащихся – форма для льда, стаканы со снегом, стаканы со льдом (по одному на парту), стаканы с водой (по два на парту), листы цветной бумаги, цветные карандаши.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: открытие нового знания, урок - исследование.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок!
Начинается урок!
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Актуализация знаний.
Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»; актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках; обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
-Откуда ты?
-Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? – спросил росу.
-Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
-Откуда ты? Ты кто такой?
-И я, дружок, из океана!
-Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
-Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
-Сейчас повторим пройденный материал.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Как образуются реки?
-Как называется место, где начинается река?
-Чем отличаются река и море?
-Куда может впадать река?
-Какие реки нашей местности вы знаете?
- Какую тему мы сейчас повторяли?
-А что происходит с реками зимой?
Зимой реки покрыты льдом, а вся земля покрыта снегом.
-Вам нравится зима?
-Я сегодня шла в школу и любовалась зимним пейзажем, и у меня невольно возник вопрос.
-Зима, она какая? По каким признакам можно определить, что изображена зима? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны отгадать загадки нашего гостя.
(На доске появляется рисунок снеговика, держащего в руках конверт с загадками)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым все, что видит на пути. (Снег.)
Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша-толстое стекло! (Лед.)
Создание проблемной ситуации, высказываний предположений. Умение давать полные ответы.
- Без чего невозможно представить зиму?
Постановка учебной задачи.
Цель: обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.
- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?
(Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд.)
- Прочитайте тему урока на экране.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
- Кто из вас знает, что такое снег и лед? (замершая вода)
- Раз снег и лед – это замершая вода, то они должны быть одинаковые?
-Чем различаются снег и лед?
- Хотите проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав?
- Как мы можем это проверить?
- Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать.
- Давайте мы попробуем узнать, чем различаются снег и лед, как они образуются, и определим, какими свойствами они обладают.
4. Совместное открытие нового знания.
Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.
«Сказка о рождении снега и льда»
Однажды в наших северных краях Ветер-ветрище здорово замерз, зима ему порядком надоела, длинная она слишком. Захотел он лета. Полетел он на юг, собрал много-много облаков и помчал их на север. Он хотел, чтобы из туч пошел дождь. Увидел эти тучи мороз-морозище и стал их студить, и надо вам сказать, что крохотные капельки воды ,из которых состоят тучи ,облака туман и пар, на холоде стали сливаться друг с другом ,расти и превращаться в снежинки. Очень удивился ветер, когда из тучи пошел снег.
-Скажите, как образуется снег?
-Как вы думаете, а как образуется лед? Значит снег и лед – вода в твердом состоянии.
-Прочитайте вывод в учебнике стр. 69
- Мы узнали, как образуется снег и лед.
- А сейчас мы будем определять свойства снега и льда. Сегодня вы будете учеными-исследователями.
Практическая работа.
- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными.
(Класс делится на 2 группы, каждая группа получает свое задание).
1 группа.
Цель эксперимента: «Изучение свойств снега и льда»
Гипотеза: «Снег и лед одно и тоже».
Опыт 1. Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Пронаблюдали, и снег и лед растаяли, только снег растаял раньше, а лед позже. Вывод: в тепле снег и лед тают. Образуется вода.
Опыт 2.На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег белый, а лед бесцветный. Пытались рассмотреть снег и лед через цветную бумагу, через снег не видно, а через лед видно. Вывод: снег белый, а лед бесцветный.
Опыт 3.Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоточек и ударили по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался. Вывод: Лед - хрупкий, а снег – рыхлый.
Вывод 1 группы: «Мы опровергаем , что снег и лед одно и тоже.»
2 группа «Исследователи»
Цель: «Изучить вкусовые качества снега и льда и определить на запах».
Гипотеза: «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса».
Опыт 1. Мы попробовали кубики льда из воды и сока. Кубик изо льда и снега – не вкусно. Кубики льда из сока были вкуснее. Мороженое нам понравилось больше всего. Кубики льда и снега-запаха не имеют.
Вывод: лед и снег запаха и вкуса не имеют. Мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными, вкусными ,только если сделаны руками человека.
Вывод 2 группы: мы согласны с гипотезой, у снега и льда нет ни запаха ни вкуса.
(При проверке работы на доске под карточками со словами»снег» и «лед» появляются соответствующие признаки (слова-помощники).
Снег Лед
Рыхлый Хрупкий
Белый Бесцветный
Непрозрачный Прозрачный
В тепле тает В тепле тает
Без вкуса Без вкуса
Без запаха Без запаха
(Учитель от имени снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки тем, кто выполнил работу правильно).
Физминутка (встроена в презентацию, проводится при звуковом и визуальном сопровождении)
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
5. Первичное закрепление изученного материала.
Цель: организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.
Работа в Рабочей тетради.
№ 2
-Прочитайте слова в левом столбике. Это свойства снега или льда? Соедините стрелками.
-Прочитайте слова из правого столбика. А это свойства снега или льда? Соедините стрелками.
№ 3
-Рассмотрите рисунки. Что общего у всех снежинок? (Шесть лучей).
-Выполните задание
Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде.
6. Включение знаний в систему и закрепление изученного.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
Конкурс «Отгадай-ка»
- Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
-Где вы видели сосульки?
-Когда они появляются?
-Что такое сосулька?
Странная звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
-Что такое снежинка? (кристаллик снега)
-Сколько лучей у снежинок? (6)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град).
-Когда можно наблюдать это явление? (Летом)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. (Снег)
На всех садятся,
Никого не боятся. (Снежинки)
По снегу покатите – я подрасту.
На костре согрейте – я пропаду. (Снежный ком).
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед).
- А можно ли в домашних условиях воду превратить в лёд?
- Для чего?
- А где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
- А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.
- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.
- Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.
- Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?
- Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).
-Посмотрите на слайд и отгадайте какие зимние виды спорта изображены?
7. Рефлексия деятельности.
Цель: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника с. 69:
-Что такое снег и лед?
-Где образуется снег и лед?
-Как мы изучили свойства снега и льда?
-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор).
8. Итоги урока.
-О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Для чего мы проводили опыты?
-Какие свойства имеют снег и лед?
9. Рекомендации для занятий дома: рабочая тетрадь, с. 46-47, № 4, тест для закрепления знаний.
Список литературы
Карышева Е.Н. Окружающий мир с увлечением. 1 класс. Методическое пособие. – М.: Планета, 2019.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК «Школа России». – М.: Вако, 2019.
Максимова ТН. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК «Перспектива» 1 класс. – М.: Вако, 2018.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной школы (1 часть). – М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса (1 часть). – М.: Просвещение, 2017.
Приложение
Тест на тему: «Откуда берутся снег и лед?»
Часть А
А1. Укажи время года, когда на большей части страны можно наблюдать снегопады.
1) зима
2) лето
3) весна
4) осень
А2. Вспомни, какого цвета снег.
1) белого
2) синего
3) прозрачного
4) голубого
А3. Отметь, сколько лучей бывает у снежинок.
1) 4 луча
2) 8 лучей
3) 6 лучей
4) 10 лучей
Часть B
В1. Подумай, во что превратится лед в тепле.
1) в снег
2) в пар
3) в воду
4) в туман
Часть C
С1. Выбери свойства льда.
бесцветный
2) прозрачный
3) рыхлый
4) хрупкий
Ответы на тест:
А1 | 1 |
А2 | 1 |
А3 | 3 |
В1 | 3 |
С1 | 1,2,4 |
14