Конспект урока по окружающему миру «Весенние изменения в природе» (1 класс)
Тема урока: Весенние изменения в природе. (1 класс)
УМК «Планета знаний»
Цель урока: Углубить знания учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.
Задачи урока:
Дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной
Показать связь этих изменений с неживой природой
Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
Воспитывать чувство гордости за родной край
Продолжать формирование элементов экологической культуры
Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
Оборудование:
учебник «Окружающий мир. 1 класс, ( Г. Г. Ивченкова, И.В. Потапов)
карточки с заданиями для парной работы (№ 1,)
карточка с заданием для групповой работы (№ 2),
результаты опыта с ветками деревьев,
компьютер,
экран,
диск с презентацией к уроку,
электронный учебник 1 класс, окружающий мир
Ожидаемый результат.
Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
А сейчас проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением. На уроке у нас много гостей, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им. А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение соседу по парте. Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ НА УРОКЕ.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна).
- Какой будет тема нашего урока? («Весна»)
- Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать, какой же будет цель нашего урока?(будем говорить о весне, будем учиться выделять признаки весны в природе, говорить о том, как весна влияет на все живое).
Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе.
Планирование.
- Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока)
План урока.
1. Изменения в неживой природе.
2. Изменения в живой природе.
3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.
4. Итог урока.
Изучение нового материала.
- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель ,май)
Назовите весенние месяцы. Что вы знаете о них? Давайте послушаем ребят, они расскажут нам про них.
Весна
PPT / 866 Кб
(Слайд 1)
Март – протальник Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы - подснежники. И месяц получил имя - Протальник. Пора водить хороводы и весну красную встречать.
Про март в народе говорят так:
"Март сшибает рог зиме"
"Рано март весну затягивает - ненадежное тепло "
"Февраль силен метелью, а март - капелью"
"В марте и курица из лужи напьется"
"Март — не весна, а предвесенье"
Апрель-снегогон, водолей Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонит снег апрель прочь и зиму вместе с ним прогоняет, от того и "снегогоном" прозвали. Оголяется темная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.
Про апрель в народе так говорят:
"Ручьи в апреле землю пробуждают "
"Земля в апреле теплеет, воды разливаются "
"Апрель с водою - май с травою "
"Апрельской воды никто не уймет "
Май-Травень Весна одевает природу в новые чистые одежки. Радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листики, каких-то несколько дней и лес не узнать - шумит листвой. Месяц роста травы и зелени так и назвали - Травень.
Вот как про май в народе говорят:
"Май лес наряжает, лето в гости поджидает "
"Весь май холодный - зато год плодородный "
"И сухой и мокрый май - будет каша и каравай "
"Майская роса коням лучше овса"
Когда цветет черемуха, всегда живет холод.
Физическая минутка.
Капли звонко капали, (прыжки)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам , жарко. (обмахиваемся)
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда.
Работа по учебнику. Откройте учебник. Давайте рассмотрим рисунок на странице учебника 120.
- Какое время года изображено на иллюстрации? (Весна)
- Как изменилась природа с приходом весны? (Растаял снег, на деревьях появились листочки, солнышко светит ярче и поднялось выше, заяц поменял свою окраску, запели птицы).
-Какие изменения не назвали? (Просыпаются звери, появляются первые цветы, просыпаются насекомые, день увеличился, стало теплее, появились проталины).
- Какое основное главное изменение в природе весной?
- Какие есть предположения? Почему? Как доказать?
- Почему прилетают птицы? (стало теплее)
- Почему просыпаются звери? (стало теплее)
- Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?
(стало теплее)
- Какое самое главное изменение в природе весной? (потепление)
- Как влияет солнце на продолжительность светового дня? (день становится длиннее)
Работа в парах.
- Как вы считаете, вы все изменения перечислили?
На столах у вас лежат карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
- Возьмите карточки. Поработайте в парах, помните правила работы в парах. (Дети работают по карточкам в парах)
Задания для работы в парах
DOCX / 11.31 Кб
Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд. Распускаются первоцветы.
- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?
- Давайте перечислим все признаки, которые остались. ( Проверка по слайду 2).
Работа в тетради.
- Отметьте эти признаки в тетради на стр.52.?
(проверка фронтально или под лампой с линеечками успеха) (Грач строит гнездо, набухли почки, появилась мать-и-мачеха, появились проталины, медведица проснулась от зимней спячки, с медвежатами, т.к. рождаются они зимой, а весной выползают из берлоги.)
- Кто не допустил ошибок поднимите руки. Молодцы.
ПЕРВОЦВЕТЫ
– Какие растения появляются самые первые? (Цветы)
– Как их называют? (Первоцветы)
- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)
- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья)
-У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.
Показать по электронному учебнику все первоцветы назвать их и прокомментировать некоторые из них.
Медуница Это растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик» Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
Сон-трава
Дальний лес стоит стеной
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
Помогает уснуть при бессоннице, обладает усыпляющим свойством.
Хохлатка Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.
-Мать-и-мачеха. Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.
Подснежник
Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает?
Также подснежник называют «галантус». Они бывают синие и белые.
-Какие из этих растений ты уже видел на экскурсии или на прогулке?(Крокусы, подснежники, белоцветник, пролеска ит.д.)
Опыт.
- Давайте проверим. Учитель подходит к окну и берет вазу с веточками. Вспомните, мы с вами 2 недели назад начали проводить опыт с ветками деревьев. Что мы делали? (Мы поставили ветки в воду на подоконник)
- Что же произошло? (Листочки распустились )
- Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? (Тепло и вода).
- Ой, ребята, смотрите ,какая красивая полянка получилась, какие красивые цветы, так хочется сорвать их. А вот идет девочка, наверное за цветами…(девочка выходит и читает стихотворение)
Первоцветы рвать не стану!
Пусть растут по всей поляне,
Пусть растут , красуются,
Ясным днём любуются!
-Ребята, почему девочка не стала рвать цветок?
(Экологический момент – если все будут рвать цветы, то природа погибнет, неслучайно первоцветы занесены в красную книгу.)
DOCX / 1.37 Мб
ПТИЦЫ
- Не только растения реагируют на потепление.
Как вы думаете, кто появляется наряду с первоцветами? ( насекомые)
- А почему? ( насекомых привлекает запахи первоцветов)
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
-Давайте посмотрим в учебник на стр.121, мы увидим птиц. Назовите их.
- Эти птицы возвращаются к нам из теплых стран. Как их называют? (Перелетные).
- А какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых)
- А почему весной в лесу надо соблюдать тишину? Это время гнездования птиц.
- Как люди заботятся о птицах? (Строят скворечники)
- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? ( не брать его в руки , не разорять)
Показать по электронному учебнику перелетных птиц и назвать их.
Физическая минутка.
На зарядке первый класс,
Мы присядем 10 раз.
Высоко поднимем руки,
Повернемся вправо влево,
Вновь работать будем смело.
Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу (к цели ) урока:
Какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе?
- Теперь мы точно сможем на него ответить. Для этого мы поработаем в группах. ( не забывайте правила работы в группах)
Работа в группах.
- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану:
Карточка № 2.
Группа 1.
Весна приходит к нам сразу после ________.
Весенние месяцы – это_______________.
Весну можно узнать по таким признакам_______.
Групп 2.
Какие раннецветущие растения появляются весной?
Охрана раннецветущих растений.
Группа 3.
Какие птицы прилетают к нам весной?
Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах.
Ваше задание:
Группа 4.
(Детям даются картинки природы разных времен года)
-Найдите картинки на которых изображена ВЕСНА.
Группа 5.
(Детям даются картинки цветов)
- Найдите среди картинок цветы-первоцветы.
Группа 6.
(Детям даются картинки птиц)
-Среди картинок найдите перелётных птиц, которые прилетают к нам весной из теплых стран.
- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает свои пункты плана. Ребята из других групп показывают картинки, Две группы выступают одновременно 1-4, 2-5, 3-6).
Задания для работы в группах
DOC / 28 Кб
Цветы для групповой работы
DOCX / 2.35 Мб
Картинки природы разных времен года
DOCX / 4.61 Мб
6.Подведение итогов.
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Узнали какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе? Какие?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
-Давайте вернёмся к нашему плану и посмотрим, все мы пункты плана разобрали на уроке? ( Да, перечислить их)
7. Рефлексия. Игра "Светофор".
Отметить в своих дневниках своё настроение.
зелёный цвет – на уроке было всё понятно и комфортно
жёлтый цвет – всё понятно, но немного затруднялся
красный цвет – на уроке ничего не понял, было трудно
(Встаньте те у кого красный кружок, теперь у кого желтый и зеленый).
Вы сегодня все молодцы, работали старательно и закончим наш урок стихотворением.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях бежит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
Паненкова Ирина Михайловна
Плаксина Нина Александровна