Сценарий урока окружающего мира в 1 классе «Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений»
1 класс 8 февраля
Тема: Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений
Цели урока: сформировать у учащихся представление о сезонных изменениях в природе.
Задачи урока:
- обучающая: продолжить знакомство учащихся с сезонными явлениями в природе, формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка, акцентировать внимание на признаках разного времени года;
- развивающая: развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, работать в группах, в парах, самостоятельно; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: ладошки, материал для работы в группе, в паре (листок, цветок, солнце, снежинка; кластер - карточки, постер - картинки; домики, картинки – времена года, пазлы – времена года; загадки, физминутка, рефлекия – дерево, отрывок из сказки «12 месяцев».
Тип урока: закрепление и повторение раннее изученного.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
- Здравствуйте, ребята,! Приветствую
- Ребята, у нас сегодня необычный урок
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ: (ладошки!!!!)
Светит солнышко в окошко,
Вы подставьте ему ладошки.
Тепло солнца ощутите,
Ладошки к сердцу вы прижмите.
С улыбкой повернитесь к гостям,
Тепло солнца подарите всем нам!!
- Встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте другу другу удачи. ( уч-ся выполняют задание)
Работа в группах: (делятся на группы (делятся на группы – листочек, цветок, снежинка, солнышко).
ИГРА НА СОТРУДНИЧЕСТВО:
- Работать вы будете сегодня в парах, группах и коллективно. От слаженности работы каждой группы, пары и каждого в отдельности зависит результат урока.
Повторим правила работы: (ПРОГОВАРИВАЕМ)
- уважать позицию товарища;
- не обижать и не обижаться;
- быть внимательным;
- соблюдать тишину;
- слушать и слышать, друг друга;
- участвовать всем.
-КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ НА ДОСКЕ, ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ У ВАС НА СТОЛЕ.
ИГРА: Собери картинку из ПАЗЛОВ И УКАЖИТЕ КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ (под звуки тихой музыки дети собирают и угадывают, какое время года у каждой группы.)
- Показывают и рассказывают, по каким признакам они определили ВРЕМЕНА ГОДА.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
-Прежде чем, вы узнаете, какая наша тема урока вы послушайте загадки
- Загадки подскажут вам тему нашего урока. (Вывешиваются слова на доску.)
Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам (мороз)
На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий: (лед)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а: (снежинки)
Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и: (коньки)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
- С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова?
(Со словом "ЗИМА")
- Какова будет тема нашего урока?
- Верно - это время года называется ЗИМА.
Мы будем с вами говорить не только о зиме, но и о Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений и животных зимой.
I V. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
-А какие зимние месяцы вы знаете?
-Какой зимний месяц последний?
-Давайте вернёмся к зимним месяцам и расставим их в порядке следования друг за другом. (НА ДОСКЕ)
ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ.
- У каждого месяца есть свои приметы и особенности.
-У каждого свой черёд.
- Вспомните, в какой сказке месяцы встретились друг с другом на лесной полянке возле костра. (12 месяцев)
V. ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА:
- Сегодня на уроке мы дадим четкое разграничение живой и неживой природы.
- Рассмотрим сезонные изменения в живой и неживой природе.
- Поговорим об охране природы.
РАБОТА В ГРУППАХ. ДЕЛИМСЯ НА ГРУППЫ
На ушко - (собачки, кошечки, коровки)
-Прежде, чем мы приступим к работе в группах, вспомним критерия оценивания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ НА ДОСКЕ, ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ У ВАС НА СТОЛЕ.
Вам необходимо составить кластер «Живая и неживая природа».
- Прежде чем приступить к работе с кластером, вспомним основные понятия.
Фронтальный опрос:
- Что такое природа? (Природа – это мир, который окружает нас, но не сделано руками человека).
Выводы:
Живая природа - это живые существа, которые дышат, питаются, растут, размножаются.
Неживая природа - все остальное, что не сделано руками человека.
- Вспомним, что относится к живой и неживой природе и что сделано руками человека и не относится к природе.
Составление кластеров:
1 группа , что относится к живой природе,
2 группа, что относится к неживой природе.
3 группа – всё, что сделано руками человека, не относится к природе.
- Защита кластера. - Оцените себя в группе.
ФИЗМИНУТКА (МУЗЫКАЛЬНАЯ)
VI. БЕСЕДА:
Ребята, а теперь мы должны вспомнить и рассказать:
- Какие изменения происходят в «Живой природе» с растениями в зимний период?
- Какие изменения происходят в «Неживой природе зимой»?
- Как зима отразилась на жизни животных?
-И выполнять мы будем это задание при помощи ПОСТЕРА.
1 ГРУППА: какие изменения происходят в «Живой природе», с растениями: деревьями и кустарниками? (картинка - опадают листья, замедляется сока движение, цвет коры меняется, хвойные деревья стоят зелёными)
2 ГРУППА: какие изменения происходят в «Неживой природе зимой»?
(снижается температура воздуха, вода и почва замерзают, солнце греет мало, метель, бегут ручейки)
3 ГРУППА: Как зима отражается на жизни животных?
(делают запасы, животные спят зимой; ищут корм, меняют шубку на зимнюю).
Защита постера. Оцените себя в группе.
- А все ли животные готовятся одинаково к зиме?
- Отгадайте ребята, какие животные пришли к нам в гости?
VII. ИГРА: «ЗАСЕЛИ ДОМИК»
- Ребята я предлагаю этих животных заселить в домики. Но, их нужно заселить правильно.
В 1- ДОМИКЕ живут животные, которые делают запасы.
Во 2- ДОМИКЕ животные, которые зимой спят.
В 3- ДОМИКЕ животные, которые ищут корм зимой.
- Давайте проверим ребята, оцените себя.
-Ну а теперь поработаем в тетрадках.
VIII. РАБОТА В ТЕТРАДКЕ: ПРОГНОЗ ПОГОДЫ. РАБОТА В ПАРЕ.
- Сейчас пофантазируем и представим себя в роли синоптиков.
РАБОТА С ОДАРЁННЫМ.
Словарная работа – Синоптики – это люди, профессия которых наблюдают за изменениями в природе и правильно предсказывают погоду, чтобы она нас не застала «врасплох».
- И мы с вами сумели правильно одеться, собираясь в школу.
Задание в тетрадках: обведи ту одежду, которую можно одеть зимой – синим карандашом.
-Обменяемся тетрадками и проверим друг у друга.
- СРАВНИМ ОТВЕТЫ с доской И ОЦЕНИМ.
I Х. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
- О чем же мы говорили на уроке? (верно, мы говорили об изменениях в живой и неживой природе зимой)
-Какие же зимние месяцы мы называли?
- Говорили о живой и неживой природе.
- И что не относится к природе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (1 мин)
-Для домашней работы у вас будет, творческое задание по группам.
- Найти информацию о том, как зимует заяц – 1 группа, ёж – 2 группа, 3 группа - белочка, индивидуальное задание - рассказ о том, как зимуют рыбы.
Х. РЕФЛЕКСИЯ.
-Вот и заканчивается наш урок.
- И я предлагаю ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА наше ДЕРЕВО, нам нужно ее украсить. Давайте вспомним, с каким настроением мы пришли на урок. (ответы детей).
-А теперь покажите, какое настроение у вас сейчас? Я вижу, что и в конце урока у вас хорошее настроение. И у меня тоже. Украсьте наше ДЕРЕВО ЦВЕТОЧКАМИ.
-мне было понятно и интересно – красными, я что – то не понял – жёлтыми.
- Ребята понравился сегодняшний урок? Мне тоже понравилось с вами работать.
Богуславская Светлана Владимировна
Андрей Анатольевич
Бондаренко Марина Владимировна
Иванова Светлана Александровна