Конспект урока по окружающему природному миру «Осень» (4 класс)
Конспект урока по окружающему природному миру. Обобщение по теме: «Осень»
для обучающихся с ОВЗ 4 класс (интеллектуальными нарушениями)
Тип урока: интегрированный (окружающий природный мир, музыка и движение, речь и альтернативная коммуникация).
Цель: Формирование представлений о характерных признаках осени.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая).
Коррекционно-развивающие:
Активизация речевой деятельности детей.
Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.
Формирование длительного плавного выдоха.
Развитие артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии.
Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Метапредметные:
Познавательные
1.учить соотносить предмет с изображением .
2.формировать умение извлекать информацию из пиктограмм, иллюстраций.
3.формировать умение классифицировать по признакам.
4.учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.
5.формировать умение сравнивать и обобщать.
Регулятивные
1.формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
2.формировать самооценку.
Коммуникативные
1.закреплять умения использовать средства альтернативной коммуникации (пиктограммы ,картинки).
2.расширять словарный запас.
3.формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.
Предметные
1.формировать представление об осенних изменениях в природе.
2.обучать умению узнавать дуб, березу и клен по листьям.
3.формировать умение различать фрукты и овощи, орехи, грибы и ягоды.
4.корректировать и развивать мелкую моторику рук.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.
Оборудование и материалы. Сюжетные картинки по теме «Осень» , пиктограммы «приметы осени», игрушки белки и ёжика, грибочки орехи и ягоды, листочки из бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), корзинки, карточки с заданиями, квадраты, круги , треугольник, овощи и фрукты, солнышко и тучка , простой карандаш, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: экскурсия в природу, наблюдение за явлениями природы сенью, сбор осенних листьев дуба, березы и клена, рассматривание картинок «времена года», формирование понятия «растение»; слушание и запоминание песни «Осень-золотой листопад»,дидактические игры по различению цвета, величины, формы
Методические приёмы.
Наглядность, самостоятельность, вопросы, объяснение, сюрпризный момент, словесное сопровождение.
Ход урока.
1.Организация на урок.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Подготовка к восприятию.
Учитель: -Ребята, к нам пришёл сегодня Старичок-лесовичок. (заходит переодетый учитель) Давайте поздороваемся с ним. Он хочет пригласить нас в гости в свой лес. Но чтобы отправиться в этот лес, нужно разгадать загадку. Старичок-лесовичок:- Послушайте:
Кто приходит с желтой краской,
Листья красит все подряд.
Без иголки и без нитки,
Шьет им праздничный наряд. (осень)
-Кто догадался, что это? (ответы)
3.Сообщение темы урока
Учитель:- Правильно, это осень. Вот сегодня мы и поговорим об осени, а Старичок-лесовичок нам поможет, и поиграет с нами.
4. Артикуляционная гимнастика.
Учитель:- Чтобы наш язычок хорошо работал, нам надо с ним поиграть.
«Заборчик»- соединить зубки, улыбнуться, показав и верхние и нижние зубки; «Дудочка»- с напряжением вытянув вперёд губы; «Вкусное варенье»- от уголка рта облизнуть верхнюю губу, затем нижнюю; «Чистим зубки»- кончиком языка двигать влево – вправо ,снаружи и внутри.
Дидактическая игра «Листопад»
Учитель :-Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые). (ответы детей)
Учитель :-А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями осенью? (пиктограммы «приметы осени»,)
Учитель :-Как называется такое явление? (ответы детей). Конечно, листопад.
Учитель :-А сейчас мы споём для нашего гостя песню « Осень-золотой листопад»
Учитель :-Давайте поможем Старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)
Дыхательное упражнение
«Листочки»
Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.
Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.
Учитель :-Молодцы.
Дидактическая игра «Осенняя прогулка»
Учитель :-Ну а теперь нас ждёт прогулка в осенний лес, на полянку. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?
Учитель :-Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая)
Учитель :-А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…)
И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.
Старичок-лесовичок :-Выберете ту одежду, которая нужна для прогулки осенью. (дети выбирают карточки с одеждой)
-Ну вот и собрались. Давайте отдохнём.
5. Динамическая пауза:
Мы – листочки,
Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх)
Мы – осенние листочки.
Мы – на веточки сидели, (покачиваются)
Ветер дунул – полетели. (Разбегаются)
Мы летели, мы летели,
А потом летать устали. (Бегают, кружатся)
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок. (Приседают)
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все ли сточки полетели
И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками)
Учитель: -Тсс, ой, а кто это рыжий среди деревьев (игрушка белки)
- Белка в гости к нам пришла
И орехи принесла,
Ягоды, грибочки
В её кузовочке
Помоги развесить ей
Всё на веточки скорей
( на доске нарисованы ветки деревьев, предлагается 1 ребёнку прикрепить только орехи, 2 –грибы, 3-му ягоды)
Учитель: А кто это к нам ёще в гости спешит (игрушка ёжика)
- Ёжик шёл, шёл, шёл
И фрукты он нашёл.
Яблоки, груши и апельсины
Раскидай их по корзинам!
-Давайте поможем сложить фрукты по корзинам, Старичку-лесовичку подарим.
( на столе лежат овощи и фрукты, ребёнку необходимо найти фрукты и положить в определенную корзину)
Учитель :-Назови какой формы и цвет у данного фрукта (яблоко круглое и красное, груша зелёная и овальная, апельсин оранжевый, круглый)
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибаю пальцы при счете)
Будем листья собирать. (Загибают пальцы при перечислении)
Листья берёзы, (Сжимают и разжимают кулаки)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины.
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.( Запястья рук сомкнуты)
Учитель: -Ну что же, руки размяли, теперь можно и поработать
На столах у детей лежат листья и геометрические фигуры, нужно сопоставить предметы по форме и цвету.
Игра «Вставь геометрические фигуры по цвету»
(лист клена – квадрат, лист – березы – круг, лист дуба – треугольник)
Учитель:- Все справились с этим заданием, а сейчас послушайте стишок, если в нём говорится об осени отвечайте « да», если о другом времени года «нет»
Игра «Да или нет».
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки запирают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто, часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.
Учитель:- Здорово отвечали, правда, Старичок- лесовичок?
Старичок - лесовичок: - А теперь друзья со мной поиграйте
Игра «Подбери по цвету сапожки и зонтики »
Соедини стрелками сапожки и зонтики по цвету.
Тест «Что лишнее?».
На столе у каждого ребёнка лежат карточки с картинками. Нужно зачеркнуть лишние предметы простым карандашом (сапог, корзина, снежинка, лыжи, листок, дождь)
6. Рефлексия.
Вы сегодня большие Молодцы, все очень старались , хорошо работали Скажите о чём мы говорили? Правильно , об осени. И поэтому Старичок-лесовичок подарит вам осенние листочки, но он не успел их раскрасить, вы их раскрасите сами на уроке рисования или возьмёте домой и раскрасите с мамами и папами. Если вам понравился урок на доску прицепить солнышко, если нет – тучку.