Конспект урока по повести И.Манаховой "Двенадцать зрителей"

2
6
Материал опубликован 30 October

Конспект урока литературы в 10 классе.


Тема: Проблемы современных подростков в русской литературе (по повести И. Манаховой «Двенадцать зрителей»)

Цель: 1) расширить представление учащихся о современной литературе, добиться понимания, что представляет мир, в котором живут подростки;

2) вызвать у школьников чувство сострадания к человеку; понимания, что такое порядочность, зло и добро, помочь понять сложный и противоречивый характер современного подростка.

Задачи:

1) развитие у старшеклассников продуктивного мышления: мотивов долга, ответственности в жизни, познавательного интереса, умения решать нравственные дилеммы, опираясь на жизненный опыт и моральную позицию;2) развитие умения работать в группе, грамотно и интеллигентно участвовать в дискуссии, слушать других и давать оценку , формировать на основе знаний собственную позицию по рассматриваемым проблемам.

Подготовка: презентация, краткий пересказ от лица каждого зрителя, объявление с портретом пропавшей девочки.

Ход урока.

I.Организационное начало урока, «погружение» в тему: На доске листок - объявление «Пропала девочка».

Учитель: - Приходилось ли вам видеть подобное объявление? Что вы чувствуете при этом?

Какова ваша реакция?

- Как вы думаете, каковы могут быть причины того, что пропал 15 – летний человек? (слайд 2)

- О чём эта повесть?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Проблемы современных подростков)


- Учитель: Какие проблемы выдвигает автор? Как научиться справляться с этими проблемами? Что значит фраза, адресованная последнему зрителю: «В любой игре, да и в жизни побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается»? На эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Считаю, что честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор. Обратимся к одному из них.

(3 слайд)

II. Рассказ учащихся об авторе повести «Двенадцать зрителей» Инне Манаховой.



III. «Мостик» к рассказам ЗРИТЕЛЕЙ (роль каждого исполняет отдельный ученик).

-Учитель: Необычность этого произведения в том, что история пятнадцатилетней школьницы рассказана двенадцатью людьми - и близкими ей, и случайными знакомыми. Они, словно присяжные, анализируя ее поступки, приглашают и читателя задуматься и составить свое мнение, - но уже о каждом из персонажей.

Этот прием автора - довольно интересный ход. Узнавая о событиях под разным углом зрения, мы можем составить собственное мнение о проблеме, поднимающейся в этом произведении. Что хотел донести до нас автор? Понять смысл участия и равнодушия, добра и зла; проблемы «белой вороны» в среде молодёжи?

Ещё одна необычность нашей встречи состоит в том, что мы побываем и зрителями, и читателями- судьями, и самой Аней Берс. Постараемся увидеть героев со стороны, понять, что чувствует каждый из них.

IV. Рассказ ЗРИТЕЛЕЙ о встречах с Аней.

(после каждого рассказа – вопросы к читателям и Ане: ваше мнение о зрителе? Что чувствует Аня?)

(рассказы сопровождаются показом 4 слайда – внешний вид Зрителей)

V. Беседа:

- Нарисуйте словесный портрет Ани. (слайд 5)

-Что же помогло Ане справиться с проблемами? Кто виновен? (слайд 6)

- Повесть заканчивается словами: «В любой игре, да и в жизни побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается». Как вы думаете , почему?

- Равнодушие – социальная болезнь XXIвека?! (слайд 7)


- Я предлагаю вам послушать одно стихотворение.


VI. Чтение учащейся Е. Мартышева «Воспитывайте в детях доброту!»


Воспитывайте в детях доброту!

Воспитывайте долго и упорно!

Душевную корчуйте глухоту,

Как в пахоте оставленные корни.


 Отриньте сразу лёгкие пути,

Отсрочки: натаскаю позже, чохом.

Не дайте в детских душах прорасти

Репейнику или чертополоху.

 

Не торопитесь выявлять талант,

А выявив, тянуть его за уши.

Талант бывает нагл, как оккупант,

Когда он сердцу скаредному служит.

 

Прекрасно, если отпрыск ваш пиит,

С рождения бормочет и пророчит,

Цветок увидит – рифмой расцветит,

Но лучше, если просто не растопчет.

 

Прекрасно, если он имеет слух отменный,

И музицирует искусно,

Но лучше, если просто он не глух

К чужой беде иль к немощи, допустим.

 

О, доброта! Она всегда в цене.

Фундамент мира! Столп его! Вершина!

И, если не расплавлен мир в огне,

То это – Доброта! Она – причина.

 

Чтоб не шагнул за страшную черту

Весь этот мир, чтоб жизнь не оскудела,

Воспитывайте в детях доброту!

Воспитывайте! Нет важнее дела!


VII. Продолжение беседы.


- О чём это стихотворение? Почему оно здесь?


VIII. Подведение итога урока:

-Как вы считаете, нужны ли нам такие произведения?

-Какой урок вы вынесли для себя?


 


​​​​​​​
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где заявленные слайды?

31 October

Марина Юрьевна, здравствуйте! Вчера опубликовала этот материал, а также презентацию к нему. Оказалось, что на конкурс попала только презентация отдельно, а сам урок - нет. Интернет был из рук вон, видимо, в этом причина. Попытаюсь что-то исправить...

31 October

Лиана Вахтанговна, конспект интересный. повесть не читала, спасибо за знакомство, прочитаю. Очень ждем презентации к уроку.

31 October

Добрый день, Галина Геннадьевна! Вчера удалось загрузить весь материал, т. е. и конспект,и презентацию, на конкурс. Посмотрите. С уважением.

1 November

Благодарю Вас, Лиана Вахтанговна! в этой серии много интересных книг современных авторов. Ребята их читают.

1 November

Спасибо, Елена Владимировна!

12 November