Конспект урока по повести И.Манаховой "Двенадцать зрителей"
Конспект урока литературы в 10 классе.
Тема: Проблемы современных подростков в русской литературе (по повести И. Манаховой «Двенадцать зрителей»)
Цель: 1) расширить представление учащихся о современной литературе, добиться понимания, что представляет мир, в котором живут подростки;
2) вызвать у школьников чувство сострадания к человеку; понимания, что такое порядочность, зло и добро, помочь понять сложный и противоречивый характер современного подростка.
Задачи:
1) развитие у старшеклассников продуктивного мышления: мотивов долга, ответственности в жизни, познавательного интереса, умения решать нравственные дилеммы, опираясь на жизненный опыт и моральную позицию;2) развитие умения работать в группе, грамотно и интеллигентно участвовать в дискуссии, слушать других и давать оценку , формировать на основе знаний собственную позицию по рассматриваемым проблемам.
Подготовка: презентация, краткий пересказ от лица каждого зрителя, объявление с портретом пропавшей девочки.
Ход урока.
I.Организационное начало урока, «погружение» в тему: На доске листок - объявление «Пропала девочка».
Учитель: - Приходилось ли вам видеть подобное объявление? Что вы чувствуете при этом?
Какова ваша реакция?
- Как вы думаете, каковы могут быть причины того, что пропал 15 – летний человек? (слайд 2)
- О чём эта повесть?
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Проблемы современных подростков)
- Учитель: Какие проблемы выдвигает автор? Как научиться справляться с этими проблемами? Что значит фраза, адресованная последнему зрителю: «В любой игре, да и в жизни побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается»? На эти вопросы мы постараемся найти ответы.
Считаю, что честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор. Обратимся к одному из них.
(3 слайд)
II. Рассказ учащихся об авторе повести «Двенадцать зрителей» Инне Манаховой.
III. «Мостик» к рассказам ЗРИТЕЛЕЙ (роль каждого исполняет отдельный ученик).
-Учитель: Необычность этого произведения в том, что история пятнадцатилетней школьницы рассказана двенадцатью людьми - и близкими ей, и случайными знакомыми. Они, словно присяжные, анализируя ее поступки, приглашают и читателя задуматься и составить свое мнение, - но уже о каждом из персонажей.
Этот прием автора - довольно интересный ход. Узнавая о событиях под разным углом зрения, мы можем составить собственное мнение о проблеме, поднимающейся в этом произведении. Что хотел донести до нас автор? Понять смысл участия и равнодушия, добра и зла; проблемы «белой вороны» в среде молодёжи?
Ещё одна необычность нашей встречи состоит в том, что мы побываем и зрителями, и читателями- судьями, и самой Аней Берс. Постараемся увидеть героев со стороны, понять, что чувствует каждый из них.
IV. Рассказ ЗРИТЕЛЕЙ о встречах с Аней.
(после каждого рассказа – вопросы к читателям и Ане: ваше мнение о зрителе? Что чувствует Аня?)
(рассказы сопровождаются показом 4 слайда – внешний вид Зрителей)
V. Беседа:
- Нарисуйте словесный портрет Ани. (слайд 5)
-Что же помогло Ане справиться с проблемами? Кто виновен? (слайд 6)
- Повесть заканчивается словами: «В любой игре, да и в жизни побеждает не самый сильный, а тот, кто никогда не сдается». Как вы думаете , почему?
- Равнодушие – социальная болезнь XXIвека?! (слайд 7)
- Я предлагаю вам послушать одно стихотворение.
VI. Чтение учащейся Е. Мартышева «Воспитывайте в детях доброту!»
Воспитывайте в детях доброту!
Воспитывайте долго и упорно!
Душевную корчуйте глухоту,
Как в пахоте оставленные корни.
Отриньте сразу лёгкие пути,
Отсрочки: натаскаю позже, чохом.
Не дайте в детских душах прорасти
Репейнику или чертополоху.
Не торопитесь выявлять талант,
А выявив, тянуть его за уши.
Талант бывает нагл, как оккупант,
Когда он сердцу скаредному служит.
Прекрасно, если отпрыск ваш пиит,
С рождения бормочет и пророчит,
Цветок увидит – рифмой расцветит,
Но лучше, если просто не растопчет.
Прекрасно, если он имеет слух отменный,
И музицирует искусно,
Но лучше, если просто он не глух
К чужой беде иль к немощи, допустим.
О, доброта! Она всегда в цене.
Фундамент мира! Столп его! Вершина!
И, если не расплавлен мир в огне,
То это – Доброта! Она – причина.
Чтоб не шагнул за страшную черту
Весь этот мир, чтоб жизнь не оскудела,
Воспитывайте в детях доброту!
Воспитывайте! Нет важнее дела!
VII. Продолжение беседы.
- О чём это стихотворение? Почему оно здесь?
VIII. Подведение итога урока:
-Как вы считаете, нужны ли нам такие произведения?
-Какой урок вы вынесли для себя?
Горбачёва Марина Юрьевна
Исаева Лиана Вахтанговна
Селиванова Галина Геннадьевна
Исаева Лиана Вахтанговна
Селиванова Галина Геннадьевна
Исаева Лиана Вахтанговна