Конструкт урока литературного чтения в 1 «г» классе
На тему: «С.Я. Маршак Автобус номер двадцать шесть»
Разработчик:
Прокопчук О.Д.
Учитель начальных классов
УМК: Школа России
Класс: 1
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: «С.Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: ознакомление обучающихся со стихотворением С.Я. Маршака «Автобус номер двадцать шесть», посредством прослушивания и анализа данного произведения.
Познавательные УУД: овладение логическими действиями, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;развитие умения выразительного чтения;создание условий для расширения читательского кругозора обучающихся через ознакомление с стихотворением «Автобус номер двадцать шесть» С.Я. Маршака;
Регулятивные УУД:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД:развитие умения слушать и слышать собеседника и вести диалог;развитие связной монологической речи;
Личностные:осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;формирование уважительного отношения к иному мнению;осмысление и принятие правил поведения в автобусе; понимать иносказательный смысл нравоучения автора произведения;
Оборудование: Литературное чтение: 1 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России, электронная презентация, компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал.
Этап урока
Время
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)
Методы и приёмы
1.Организационный момент
1 мин
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Ольга Денисовна, я проведу у вас урок литературного чтения.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
(1СЛ)- Ребята, обратите внимание на слайд, давайте все вместе прочитаем чистоговорку , она поможет нам подготовиться к работе на уроке:
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
- Молодцы, давайте повторим ещё раз
Приветствуют учителя
Садятся на места
Р: мобилизация эмоциональной устойчивости
Словесный: слово учителя
2.Постановка учебной задачи и её решение
5 мин
(2СЛ)- Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны темы «Жили были буквы». Сейчас мы отгадаем загадки, заполним отгадками клеточки кроссворда. И в цветных квадратиках будет спрятано ключевое слово.
(3СЛ)-На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля)
(4СЛ)По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (дятел)
(5СЛ)В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках(жираф)
(6СЛ)Разноцветный лоскуток
Сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул
И, довольный, упорхнул (бабочка)
(7СЛ) Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы (червяк)
(8СЛ)Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я (осьминог)
(9СЛ) Я – хозяин во дворе
И бужу всех на заре. ( петух)
- Какое ключевое слово у нас получилось?
- Что такое алфавит?
- Как можно назвать алфавит по-другому?
- Сколько букв в алфавите?
- Назовите 1-ю букву? 10-ю? 33-ю?
(10СЛ)- Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете русский алфавит.
- Сейчас мы с вами поработаем в парах
- Вам с вашим соседом по парте нужно будет разгадать ребус, чтобы узнать,с творчество какого автора мы сегодня будем изучать
РЕБУС № 1
Найди букву с соответствующим номером в алфавите, расшифруй слово.
14
1
18
26
1
12
-
Какое- Какое слово у вас получилось?
- Кто из вас знает имя и отчество этого поэта ?
- Сегодня мы изучим одно из стихотворений Самуила Яковлевича Маршака, но вот незадача, первое слово названия стихотворения, которое мы сегодня будем слушать и анализировать спрятано вот за этими примерами
3+5= _
О
10+4= __
У
10 + 6 = __
С
9-7= _
А
15-5= __
Б
3+3= _
В
17-10=_
Т
ЧИСЛО
БУКВА
- Вам нужно решить примеры и записать ответы в порядке возрастания.
- Какое слово у вас получилось?
(11СЛ)- У нас есть 4 слова МАРШАК АВТОБУС ЖИВОТНЫЕ и АЛФАВИТ
- Ребята, хорошо подумайте и свяжите эти 4 слова между собой,чтобы узнать чему будет посвящён наш урок
- Итак, сегодня вы узнаете некоторые факты из биографии Самуила Яковлевича Маршака, мы будем слушать и читать его стихотворение, в котором он спрятал алфавит, а героями будут животные, которые едут в автобусе.
(12СЛ) ФИЗМИНУТКА
- Вы хорошо, потрудились, пришло время немного отдохнуть, слушайте внимательно и повторяйте движения за мной
Внимательно выслушивают стихотворения
Отвечают на поставленный вопрос
Животные
Алфавит
Это все буквы расположенные в определённом порядке в русском языке.
Азбука
33
Маршак
Автобус
П: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной форме;
К:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Р: принятие учебной задачи
Словесный: слово учителя.
Словесный: ответы на вопросы
Работа над
содержанием стихотворения «Разлука».
30 мин
(13СЛ)- Посмотрите внимательно на портрет Самуила Яковлевича, какой у него взгляд, улыбка, как вы думаете,веселые или грустные произведения писал автор?
(14СЛ)- Сейчас вы узнаете некоторые факты из жизни и творчества поэта. Слушайте внимательно, чтобы потом правильно ответить на вопросы.
- Кем был Самуил Яковлевич Маршак?
- Где учился Самуил Яковлевич?
- Чем увлекался поэт?
- Самуил Яковлевич - русский советский поэт, переводчик.Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Потом Маршак учился в университете в Англии. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые его потом прославили.
- Ребята, кто из вас внимательно слушал и готов ответить на первый вопрос: « Кем был Самуил Яковлевич Маршак?»
- Хорошо. Где учился Самуил Яковлевич?
- Чем увлекался поэт?
- Сейчас мы прослушаем произведение Самуила Яковлевича, которое называется «Автобус номер двадцать шесть». Слушать, ребята, мы будем стихотворение в исполнении самого автора.
- Но чтобы проверить, как вы внимательно слушали, вам нужно будет ответить на вопросы:
- Почему стихотворение называется «Автобус номер двадцать шесть»?
- О ком это стихотворение?
- От чьего лица ведётся рассказ?
- Что необычного в этом автобусе?
- Какие правила поведения в автобусе вы знаете?
- Подумайте, с какой интонацией надо читать этот текст, с радостно,грустно, серьёзно?
- Откройте учебник на стр 19, приготовитесь слушать и следить по тексту как происходят события
( включаю аудиозапись)
(16СЛ)- Кто нарушил правила поведения в автобусе?
- Что показалось вам смешным в этом стихотворении?
– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы посмотрит на первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.
– Какой секрет вы открыли?
– Какие буквы алфавита не использовал автор?
– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?
- Ваши одноклассниках готовы нам рассказать о малоизвестных животных.
(17СЛ) выпь
(18СЛ) юрок
(19СЛ) як
- Чьими родственником можно назвать выпь, юрка, яка?
- Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, отдельное спасите тем, кто рассказал нам о малоизвестных животных.
ФИЗМИНУТКА
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь — успокоились совсем.
- Найдите и прочитайте, что говорит индюк, козел, лиса и медведь.
- Кто, на ваш взгляд, был очень суров и не воспитан?
- Кого бы ещё из пассажиров автобуса вы бы назвали не воспитанными ? (Рысь, свинья, еж, тюлень, морж, удав, хорек.) Прочитайте мне эти строки.
- Расскажите, что сделал жираф?
( Он принял хвост удава за шнурок и дернул его)
- Знаете ли зачем раньше в автобусах использовали шнурки?
- Раньше в автобусах были натянуты шнурки. Они служили как сигнал остановки. Пассажиры тянули за него, и раздавался звонок. Водителю был подан знак, чтобы он остановился на остановке.
- Ребята! А как пишутся названия зверей на письме?
- Молодцы! Правильно, с маленькой буквы. В этом стихотворении, так получилось, что название животных начитается с новой строчки, или предложение. А вы знаете, что новое предложение пишется с большой буквы.
– Прочтите обращение автора к читателям.
– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?
- Как вы думаете, что автор хотел нам рассказать в данном стихотворении?
- Хорошо! Ребята! А какие знаки препинания вы видите в этом стихотворении?
(Запятые; вопросительный знак, он один; вопросительные знаки, 11; двоеточие, дефис.)
- Вспомните, с какой интонацией мы будем читать предложение, если в конце будет восклицательный знак? (С восклицанием.)
- А когда вопрос?(В вопросительной форме.)
- А там где мы видим дефис (тире), что это означает? (Диалог.)
-То есть это чье-то высказывание, перед которым нужно остановиться и читать с выражением! Сейчас будим читать стихотворение начнёт читать ….., а продолжит кто-то другой, следите внимательно. Начинаем с 1 колонки.
- Молодцы.
П: осмысленно слушают текст
П: строят речевое высказывание
К: ориентируются на партнера во взаимодействии
П: развитие умения анализировать лирическое стихотворение), выделять главное в тексте .
К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;
П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;
К: умение работать в паре
П: осмысленно читают текст
Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;
Словесный:
слово учителя
Практический: устное упражнение
Практический: самостоятельное чтение про себя
Словесный: ответы на вопросы
Практический: физические упражнения
Словесный: слово учителя
Ответы на вопросы.
Практический: выборочное чтение.
Словесный.: монологические высказывания учащихся.
Практический: устное упражнение.
Словесный.: монологические высказывания учащихся.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее
Задание
2 мин
– Ребята, наш урок подходит к концу, скажите, какое стихотворения мы сегодня с вами прослушали и проанализировали?
- О творчестве, какого русского поэта мы сегодня говорили?
- Кто был героями стихотворения?
- Над чем можно посмяться в произведении которое мы сегодня слушали и анализировали?
- Что показалось вам грустным при прослушивании данного стихотворения?
- Как всё таки нужно вести себя в атобусе?
- Какой секрет скрывался в этом стихотворении?
- Посоветовали бы вы прочесть данное стихотворение своим друзьям? Почему?
- Хотите ли вы познакомиться с другими произведениями поэта?
- Чтобы оценить работу на уроке у вас у каждого есть вот такие кружки зелёного, жёлтого и красного цвета. Зелёный круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный - недоволен.
(20СЛ)Дома, ребята, вам нужно будет нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.