Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть»
Тема: «Совесть».
Цель: способствовать формированию представления у обучающихся понятия совести как важнейшего морально-этического внутреннего регулятора человеческого поведения; создать условия для формирования ценностного мира ребёнка.
Задачи:
– создать условия для расширения у школьников образного представления о морально-этическом понятии «совесть» с опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт;
– формировать УУД: позитивную самооценку и моральные чувства (гордость – при следовании моральным нормам, стыд и вину – при их нарушении);
– развивать навыки совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
– формировать умение самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учётом своего индивидуального познавательного стиля.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: осмысление обучающимися через частично-поисковый метод значения и связи слов «совесть» и «раскаяние».
Личностные: формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью; усвоить нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать с учителем и сверстниками; проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе; адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленном плану, способствовать развитию навыков самоконтроля, сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Основы светской этики. 4-5 классы» (М.: Просвещение, 2012 г.), мультимедийная презентация, интерактивная доска, репродукция картины Н.Н. Ге «Совесть. Иуда», электронное приложение к учебнику «Основы светской этики», аудиозапись притчи «Плохо жить без совести», сердца для рефлексии.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новой лексической единицы – «совесть»; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление собственной точки зрения.
Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
Ключевые понятия: совесть, раскаяние, стыд, добро, зло.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества для этого необходимо проявить? Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступень в познании окружающего мира и духовного развития.
2. Актуализация знаний.
– Разгадав кроссворд и назвав его ключевое слово, вы узнаете тему нашего урока. Некоторые слова данного кроссворда помогут нам в раскрытии нового понятия. (Слайд 1)
1. Тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.
2. Этическая категория, обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали. Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
3. Переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.
4. Достойные уважения и гордости моральные качества личности, доброе имя человека, его незапятнанная репутация.
5. Действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
6. Нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.
7. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
3. Определение темы урока, цели.
– Какова тема нашего урока?
– Сформулируйте его цель и задачи. (Слайд 2)
4. Постановка проблемных вопросов.
– Что такое совесть? Для чего она нужна человеку?
– Что значит «жить по совести»?
5. Работа по разрешению проблемных вопросов.
– На уроке литературного чтения мы познакомились с басней Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». (Слайд 3)
– Назовите главных героев произведения. (Дед, его сын, внук Миша и невестка.)
– Почему деда перестали сажать за стол? Как сын и невестка обидели отца? («Когда дед ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. А когда он разбил чашку, стали подавать обед в лоханке».)
– Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова сына Миши: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».)
– Что испытали родители, услышав слова Миши, почему они заплакали? («Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».)
– Чему учит нас эта басня? («Почитай отца и мать».)
– Можно ли к данному произведению подобрать выражение: «стыд пробудил совесть»? Обоснуйте свою точку зрения.
– Как вы думаете, связаны ли между собой стыд и совесть?
– Расскажите с опорой на текст на странице 48 учебника, чем похожи и чем различаются понятия «стыд» и «совесть».
(Во время ответов обучающихся в рабочих тетрадях заполняется таблица.)
| Стыд | Совесть |
Сходство | Осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым моральным нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. | |
Различия |
Ориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. Переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. | В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Личность осуществляет нравственный самоконтроль, самостоятельно формирует для себя нравственные обязанности, требует от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков. |
– Послушайте стихотворение Терентия Травника «Советы совести».
Советы совести – верны.
Советы совести – надёжны.
Проверены. Им верить – можно.
Они, как верные сыны
Твоей души, стоят на страже.
И жгут, и мучают порой,
Чтоб стало всё для жизни важным –
Всё, что идёт за запятой.
Мне совесть от рождения дана
Затем, чтоб полно пользоваться ею:
Не лгать, не предавать, не быть злодеем
Добру, не хвастать даром и уменьем,
Примером быть родным и поколенью –
Светить, что света есть, коль ночь темна,
Невинных защищать, без сожаленья
Карать неисправимых, неизменно
Держаться клятвы, и с петлей на шее
Одно твердить, будь враг хоть сатана:
Мне совесть от рождения дана
Затем, чтоб полно пользоваться ею.
– Согласны ли вы с утверждением поэта, что совесть человеку дана с рождения?
– Разделяют ли вашу точку зрения авторы учебника? Найдите ответ на данный вопрос на странице 48. (Многие философы считали, что человек рождается совестливым. Современная этика утверждает, что совесть развивается и воспитывается в реальных условиях жизни.)
Работа с притчами.
– Что такое притча? (Иносказательный рассказ с нравоучением.) (Слайд 4)
– Послушайте, пожалуйста, притчу «Плохо жить без совести» (звучит аудиозапись).
Раз сказала Совесть человеку, что он не прав, другой, третий. Надоела человеку Совесть, и он решил избавиться он неё. Да не на день или два, а навсегда.
Думал человек, думал, как это сделать, и придумал.
- Давай, - говорит, - Совесть, в прятки играть!
- Нет, - отвечает та. - Ты меня всё равно обманешь, подглядывать будешь.
Притворился тогда человек больным и говорит:
- Занедужил я что-то. Принеси-ка мне из погреба молочка.
Не смогла отказать ему в этом Совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл её.
Позвал он на радостях друзей и с лёгким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попрёков. Хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошёл день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял, чего - Совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи. Только теперь не командуй.
А в ответ молчание.
Спустился человек в погреб: туда, сюда – нет нигде Совести. Видно, и впрямь избавился от неё навсегда. Зарыдал человек:
- Как же я теперь без Совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба голос, а из сердца:
- Здесь я.
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил. Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и Совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
– Что произошло с человеком после того, как он закрыл совесть в погребе? (Стало неспокойно, «заболела душа».)
– Что сделал человек, чтобы заново возродиться? (Решил «жить по совести».)
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, давайте создадим некий алгоритм действий, который позволит нам быть в ладу со своей совестью. (Слайд 5)
1. Размышления о совершённом поступке. Внутренняя оценка моральности своего поступка.
2. Осознание необходимости исправления поступка, если он совершён против совести.
3. Исправление поступка.
4. Чувство удовлетворённости от коррекции своего поступка.
Работа с притчей «Совесть без муки».
Нашёл совестливый человек чужой кошелек.
А в нём – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да ещё и осталось! Обрадовался человек.
– Как вы думаете, чему обрадовался человек? Как бы вы поступили в подобной ситуации.
– Послушайте продолжение притчи.
Но не деньгам.
А тому, … что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.
Да ещё б и на вечность хватило!
– Как вы оцениваете поступок человека? Можно ли сказать, что он поступил по совести? (Да, его совесть чиста, это награда за нравственные усилия.)
6. Работа с репродукцией картины Н. Ге «Совесть».
– К теме совести обращались не только поэты и писатели, но и художники. Рассмотрите, пожалуйста, репродукцию картины художника Н. Ге «Совесть. Иуда», написанную им в 1891 году. (Слайд 6)
– Кого мы видим в центре картины? (Иуду, закутанного в одеяние, подобное савану.)
– Кто такой Иуда? (Ученик Христа, предавший его первосвященниками продавший за 30 сребреников.)
– Кого мы видим справа на картине? (Удаляющуюся процессию людей, уводящую Христа.)
– Почему Иуда не решается идти за ними следом? (Слишком огромен груз предательства на его душе, велико осознание подлости и ничтожности своего поступка.)
– Что единственное осталось у Иуды? (Совесть)
– Раскаялся ли Иуда? (Да) Что такое раскаяние? (Раскаяние – горькое сожаление о поступке (помышлении, высказывании), когда человек тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится, ему очень СТЫДНО.)
–Как вы думаете, сможет ли Иуда жить дальше после совершенного поступка? (Нет. “Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.” (Мф 27: 3-5).
– Приходилось ли вам испытывать муки совести и раскаиваться в совершённом поступке? Приведите примеры.
7. Работа с электронным приложением к учебнику «Основы светской этики».
– А теперь я предлагаю вам заглянуть в тайники души.
Вставьте пропущенные слова и прочитайте высказывания о совести.
Совесть … . (М. Лермонтов)
Совесть – это правильный … . (Аристотель)
Без совести и … . (М. Горький)
У кого совесть чиста, у того подушка под … . (Народная поговорка)
Класс распределяется на 4 группы. Задание для каждой из групп:
– Как вы понимаете значение данного высказывания?
8. Подведение итога урока.
– Что такое совесть? (Переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Совесть – внутренний контролёр человека, его главный судья.)
– Как вы считаете, легко ли «жить по совести»? Почему вы так считаете? («Жить по совести» сложно, потому что приходится постоянно контролировать себя, свои мысли и поступки.)
– Как вы думаете, может ли совесть заблуждаться? Когда она заблуждается?
– Кто для вас является решающим авторитетом в вопросе нравственного выбора?
9. Рефлексия.
– А вы, ребята, с какой совестью уйдёте с урока? Как вы это можете определить? (Расширили свой кругозор, духовно выросли, работали активно и дружно, внимательно выслушивали одноклассников, с уважением относились к высказанной товарищем точке зрения и т.д.).
– У вас на партах лежат два сердца: одно белое, другое – наполовину чёрное.
– Что символизирует белый цвет? (Чистоту, добродетель, радость.)
– Почему половина второго сердца чёрная? (Человек совершил что-то, не соответствующее нормам морали.)
– Почему только половина сердца окрашена в тёмный цвет? (Потому что у любого человека есть шанс исправиться и стать лучше.)
– Поднимите белые сердца те, кто работал сегодня на уроке «на совесть», т.е. добросовестно.
– Есть ли среди вас те, у кого «совесть неспокойна», т.е. кого в течение урока мучали сомнения, и он не всегда был уверен в своей правоте, поднимите сердца с тёмной половиной.
10. Домашнее задание. (Слайд 7)
По выбору:
1. Сочинить притчу о совести.
2. Написать сочинение-рассуждение «Что такое совесть?» на основе просмотра мультипликационного фильма «Вовка и Совесть».
3. Задания и вопросы учебника на с. 49.
Закончить наш урок мне бы хотелось отрывком из стихотворения Э. Асадова «Именем совести».
Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днём, ни ночью, никогда!
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами –
Взгляни на всё глазами ясными
И через совесть пропусти.
Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды
С укором совести своей.
Мы вправе жить не по приказу
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!
Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто. Не человек!
Худякова Светлана Викторовна