Зачётная карта по русскому языку на тему «Сложносочинённое предложение» (9 класс)
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Учебные материалы по русскому языку для учащихся вечерней школы 9 класс. Зачёт № 1 2009 г. МОУ В(с)ОШ г. Углича Ярославской области |
Содержание:
Теоретический блок с упражнениями на закрепление.
Вопросы для устного ответа.
Письменные работы:
-
-
карточки с обучающими упражнениями;
письменные работы творческого характера.
-
Таблица успеваемости.
№ |
задание |
номера заданий |
||||||||
1 |
упражнения на закрепления |
59 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
2 |
устный ответ |
|||||||||
3 |
карточки с обучающими упражнениями |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
4 |
творческие работы |
3РР |
4РР |
|||||||
5 |
Зачёт № 1 |
1 – фонетический разбор
2- разбор по составу
3- морфологический разбор
4- синтаксический разбор
© Учебные материалы по русскому языку для учащихся вечерних школ. 9 класс. Зачёт №1// Составитель М.Н.Кузьмина. – Углич: МОУ В(с)ОШ, 2009. – 8 стр. ( Бархударов С.Г. Русский язык 9 класс. – М.: Просвещение, 2008. - 206с.)
1.Теоретический блок с упражнениями на закрепление.
Прочитайте материал зачётного раздела и выполните упражнения к нему.
Зачёт № 1 «Сложносочинённые предложения»
Сложносочинённым называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.
По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы:
А) ССП с сочинительными соединительными союзами и, да (и), ни … ни, тоже, также
Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.
Б) ССП с сочинительными разделительными союзами
или (иль), либо, то … то, не то … не то.
Указывается на чередование явлений. На возможность одного явления из двух или нескольких.
То светило солнце, то шёл дождь.
В) ССП с сочинительными противительными союзами а, но, да (но), однако, же, зато.
В них одно явление противопоставляется другому.
Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полянами лежал холодный туман.
Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.
упр. 59. Спишите, выделите союзы, которые соединяют простые предложения в составе сложносочинённых. Составьте схемы 1, 2 и 3 предложений. Расставьте знаки препинания.
1.Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка. (М.Г.) 2.Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль. (Ч.) 3.На улице моей то снег вздохнёт то дождь проплещет. (Б.О.) 4.Уже давно рассвело2 а лампа всё горела. (Фед.) 5.Только иволги кричат да кукушки наперебой3 отсчитывают кому-то (не)прожитые годы. (Шол.) 6.О, Север, Север-чародей, иль я тобою околдован иль в самом деле я прикован к гранитной2 полосе твоей. (Тют.)
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга ЗАПЯТЫМИ.
*** Если простые предложения в составе ссп имеют общий член, запятая меду ними не ставится.
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
2)Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Сущ глаг сущ пр сущ глаг ветер дееприч. оборот
Небо заволокло тучами, и по земле гулял ветер, поднимая с земли пыль, бумажки и перья.
Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, ССП, состоит из двух простых, связанных сочинительным соединительным союзом И:
1.Простое, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено;
2.Простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
111111111
1
1 , и 2 .
1.Выполните самостоятельно синтаксический разбор предложений. Расставьте необходимые знаки препинания.
1.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы.
2.Конец мая и в поле ещё прохладно.
2) Продолжите каждое из начатых предложений дважды:
1. чтобы получилось простое предложение с однородными членами;
2. чтобы получилось сложносочинённое предложение.
а) Поезд замедлил ход …
б) Проводник принёс чай …
в) К полудню стало жарко …
г) В одном купе громко разговаривали … .
3) Перепишите и проверьте по орфографическому словарю.
Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, инт…рнациональный, гиган…ский, кол…сальный, совреме…ик, труж…ик, пр…в…легированный, чу…тствовать, че…твовать, эш…лоны, пр…образовать, коло…ы.
4)Словарь
Асфальт, бетон, прогресс, прогрессивный, гуманный, человечный.
*С 2-3 словами придумайте предложения.
Вопросы для устного ответа.
Какое предложение называется ссп?
Назовите группы сочинительных союзов. Приведите примеры.
Какие знаки препинания ставятся сложносочинённом предложении? Приведите примеры.
Когда в сложносочинённом предложении запятая не ставится? Приведите примеры.
Письменные работы
Карточки с обучающими упражнениями
Выполните задания всех предложенных вам заданий.
1.ССП. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы.
1.Я створки распахну3 и сад пущу в окно. (Хауст.) 2.Я для песни задушевной взял лесов зелёных ш…пот1 а у Волги в жар (пол)дневный тёмных струй и подслушал ропот. (Др.) 3.Мы жили в палатке с зелёным оконцем промытой дождями просуш…нной2 солнцем да жгли у дверей золотые костры на рыж…х каменьях Магнитной горы. (Ручьёв.)
2.ССП. Перестройте сложносочинённые предложения так, чтобы получились простые предложения с однородными членами.
ОБРАЗЕЦ: Василиса Михайловна нащупала выключатель, и в комнате вспыхнул свет. – Василиса Михайловна нащупала выключатель и зажгла свет.
1.Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом. 2.Солнце поднялось, и роса высохла. 3.Врач нашёл у Тани ангину, и ей пришлось лечь в постель.
3.ССП. Выпишите ССП с общим второстепенным членом, его подчеркните. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1.По ночам (во)круг дома бр…дили караульщики и тр…щали трещ…тки. (А.Толст.) 2.Ветер рвёт морские ленты и тревожен рёв волны. (Букин.) 3.Уже цвела черёмуха в институтском парке и дважды были грозы. (Герман.) 4.Наступила тишина и стал явстве(н, нн)о2 слышен стук будильника. 5.Вдали шёл теплоход и оттуда доносилась тихая музыка.
4.ССП. Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, затем составьте их этих частей ССП и запишите их. Подчеркните грамматическую основу.
ОБРАЗЕЦ: Дождь не прекращался. Поездку пришлось отложить. – Дождь, хлынувший с утра, не прекращался, и поездку пришлось отложить.
1.По полю струится светлая речка. Кудрявая липа отражается в её стеклянной воде. 2.Солнце уже поднялось довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать. 3.Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.
Письменные работы творческого характера.
3.РР Написание рецензии на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Рецензия – отзыв, письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, научно-популярного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма. Текст рецензии включает следующие основные компоненты:
краткую информацию о книге, фильме, спектакле и т.д.я;
определение темы и идеи произведения;
общую оценку его содержания;
критическую оценку работы режиссёра (оператора, сценариста), декораций, игры актёров, мастерства писателя, языка литературного произведения и др.;
характеристику впечатления, которое произвела на вас книга (фильм, спектакль).
Познакомьтесь с рецензией на фильм «Звезда» (2002 г.). Как строится этот текст? Какие языковые средства использует автор рецензии для выражения своей оценки фильма. Напишите краткую рецензию на понравившуюся вам книгу, кинофильм, концерт и т.д.
***
Фильм «Звезда» снят молодым кинорежиссёром Н.Лебедевым. Это экранизация известной повести Э.Казакевича, посвящённой подвигу советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Первая экранизация этого произведения, осуществлённая режиссёром А.Ивановым, появилась ещё в 1949 году. И вот новая версия, которая не повторяет первую картину… Более всего интересно, что из опыта предшественника берёт сегодняшний режиссёр. Это не окопная правда, не грязь и не ужас войны. Главное в фильме «Звезда» - исполнение долга перед Родиной, преклонение перед теми, кто был одним из нас, но стал героем.
Персонажи, юные разведчики, отправляющиеся в тыл врага, чтобы спасти миллионы жизней, - это истинные герои. Их смелость и их умение воевать выше всяких похвал. Каждый из этих героев своей характерностью, обаянием юности прекрасен. И прекрасен также жертвенностью, способностью в любой момент отдать жизнь за выполнение боевой задачи. А жить, жить каждому хочется со всей силой двадцати лет!..
В фильме нет ни грязи под ногтями, ни пота и крови боевых походов, ни ожесточённого изничтожения себя. Режиссёр делает прекрасным и поединок по колено в размокшей грязи, и мужские рыдания… Каждый бросок к цели, каждое решение на передовой и в тылу врага – шедевр боевого искусства. Семь мальчиков в сосредоточенной тишине идут вперёд, к победе. И получается то невероятное, ради чего и стоило возвращаться назад, в годы войны, - зритель начинает хотеть, чтобы они выжили.
Зритель в большинстве своём знает, что будет с героями фильма, но он там, на их священной войне. Он знает: подвиг будет оплачен жизнью, но понимает, что этот подвиг не бессмыслен, он нужен всем. (По А.Машковой)
4.РР Подробное изложение (повествование).
Попросите товарища прочитать трижды текст изложения, после чего вы должны максимально подробно записать его пересказ в тетрадь. Подберите своему тексту название.
Среди русских легенд одной из самых поэтичных является легенда о граде озеро редкой для Поволжья глубины – до 30 метров – имеет необычайно чистую прозрачную воду, уровень которой одинаков в любое время года. Рассказывают, что оно связано подземным протоком с Волгой, откуда попадают в него невиданные чудовища. Ещё рассказывают, что в тихую погоду из-под воды доносится колокольный звон. Воде этой приписываются целебные свойства, и, по местным поверьям, для того чтобы вода оставалась чистой, в Светлояре нельзя купаться, а плавать по озеру можно только в долблённых лодках местного производства.
Однако когда говорят о самом граде Китеже, то помещают его в разные места – и на дне Светлояра, и под береговыми холмами, и на берегах. В последнем случае добавляют, что Китеж хотя и стоит по берегам, но остаётся силой древнего волшебства невидим.
Письменно легенда о граде Китеже была зафиксирована в конце 18 века в «Книге, глаголемой летописец», или «Китежский летописец». В ней рассказывалось, что последний владимирский великий князь домонгольского периода Георгий Всеволодович однажды сел в струг и поплыл из Ярославля вниз по Волге. Во время этой поездки он заложил град Городец на месте древнего города Радилова и основал мужской монастырь. Этот Городец называли Малым Китежем. В ста верстах от него в заволжских лесах за рекой Керженец Георгий остановился на берегу озера Светлояр. И, увидев, что озеро прекрасно, а место многолюдно, велел построить на его берегах город и крепость Большой Китеж. Сам же уехал в Псков.
Когда орды хана Батыя ворвались на Русь, Георгий выступил против татар, но потерпел поражение и бежал сначала в Городец, а потом и в Большой Китеж. Наутро ордынцы взяли Городец и стали пытать его жителей, добиваясь, чтобы они указали им путь к Светлояру. И один из жителей – Гришка Кутерьма, не выдержав мук, привёл войска Батыя на берега Светлояра. Татары взяли град Китеж и убили князя Георгия Всеволодовича, после чего повоевали всю русскую землю, а град Китеж в один прекрасный миг стал невидим и пребудет таковым до второго пришествия Христа.
Невидимый град Китеж может увидеть лишь праведник, человек чистого сердца, утверждает легенда.
Образ града Китежа вдохновлял многих корифеев русской культуры. О нём писали прозаики П.И.Мельников-Печёрский, В.Г.Короленко, М.М.Пришвин, поэты С.М.Городецкий, М.А.Волошин, А.А.Ахматова, в его честь сочинялась музыка Н.А.Римским-Корсаковым и С.Н.Василенко, писались живописные полотна А.М.Васнецовым и Н.К.Рерихом.
В сознании старообрядцев град Китеж был той волшебной страной, где ждут праведников русской земли обетованной, где нет печали, ни воздыхания.
(Балязин В.Н. «1000 занимательных сюжетов русской истории».)
Список справочной литературы по русскому языку для учащихся:
-
Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы/ Под ред. Н.М.Шанского. – 8-е изд. – М., 2005.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М., 2004.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 2-е изд. – М., 2005.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка/ под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд. – М., 1998.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 6-е изд. – М., 2003.
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – 7-е изд. – М., 2005.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М., 1996.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М., 1990.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.
7