Конспект урока-проекта по русскому языку в 3 классе «Рифма»

2
0
Материал опубликован 8 October 2020

Тема урока: Урок-проект «Рифма».

Цель: сформулировать представление о рифме.

Задачи:

-познакомить с понятием рифма

-учить составлять простейшие рифмованные стихи.

- развивать и обогащать речь учащихся, их словарный запас

-воспитывать уважение к друзьям, коллективизм.



Планируемые результаты:

Регулятивные: нацеливаться на успешную деятельность, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения, уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу и цель, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию, проявлять активности в коллективной деятельности и внимание к суждениям товарищей, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы,  анализировать результаты исследования, обосновывать выбор.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, применять правила делового сотрудничества, оценивать собственную и коллективную деятельность, формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


Оборудование: Презентация по теме, раздаточные материалы, учебник



Этап

Деятельность учителя

Ответы обучающихся

УУД

Мотивационный

-Ребята, сегодня у  нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме урока – проекта. Мы в течение урока будем наряжать с вами новогоднюю ёлку. А какие игрушки повесим на неё, вы узнаете на уроке.


-1, 2 – мы готовы

3, 4 – собрались

5, 6 – за работу очень дружно мы взялись

слушаем – внимательно

отвечаем – обязательно!


Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность


Актуализация знаний

Чтение по ролям стихотворения заранее подготовленными учащимися.

Как хорошо быть поэтом!

Давай попробуем сочинить стихотворение.

Сочинять стихи очень просто.

О чём же нам писать?

Что увидим, о том и сочиним!

Пёс помчался через двор,

Кот забрался на забор,

Птички весело поют,

Тучки белые плывут.

Вышел дед из магазина.

У него в руках корзина.

А в корзине той варенье.

Вот и всё стихотворенье!

Учитель:— Как вы считаете, получилось ли у ребят стихотворение?

Что они не обдумали?

 



















Нет.

Тему. О чём писать.


Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность



Работа по теме урока

























































































Работа над проектом в парах.



































































Проверка самостоятельной работы, оформление проекта.




Подведение итогов.



























Рефлексия









Домашнее задание (по выбору)

1.Рассказ учителя.

-Начиная работу над проектом, вспомним, что наша речь может быть оформлена в прозе или стихах (стихотворная речь). Один из литературных стилей – это стихотворение. А)Существуют в данном стиле и разные жанры. Например:

Слайд 3

Баллада (былина) - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

Под бронёй с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь. (Толстой А.К.)

Слайд 4.

Басня - короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала…

-Какие басни вы помните?

Слайд 5

Белый стих - стихотворение без рифмы.

В еврейской хижине лампада

В одном углу бледна горит,

Перед лампадою старик

Читает библию. Седые

На книгу падают власы... (Пушкин А.С.)

Слайд 6

В пословицах рифма сцепляет слова воедино: «мороз не велик да стоять не велит», «рыбак рыбака видит издалека»

-Какие пословицы вы знаете?

2.Работа с учебником (с.8)

-Найдите ответ на вопрос «Что такое рифма?»

3.Игра «Найди рифму» (С.8 упр.№2)

парта —

ученик —

пенал —

указка —

ручка —

лисичка —

Физкультминутка

Руки вниз, на бочок.
Разжимаем, в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь

-Кто какие рифмы запомнил? (самый внимательный)

-А сейчас мы начнём наряжать нашу ёлочку. Вам необходимо подобрать рифмы в стихотворениях о новогодних игрушках.

Много разной (мишуры)

Достаем мы с( полки).

Новогодние (шары)

Все ж украсят (елку).

  Нашей ёлочке (игрушки)
Мастерили мы с (подружкой).
Вот
БУМАЖНЫЕ (ФЛАЖКИ),
Там написаны (стишки).
ЗАЙЧИК сделан из (картонки)
И висит на нитке (тонкой).
В шубке ватной стал (белее).
Не осталось в доме (клея).
ЁЖИК наш из (пластилина),
Украшают спички (спину).
Стал теперь колючим (ёж),
Но на ёлку не( похож).
В золотую рыбку( эту)
Превратили мы (конфету).
Столько съедено( конфет)!
Попадёт нам или (нет)?
В красной шапке (СНЕГОВИК)
Влез в бумажный( грузовик):
Не хотел идти (пешком),
Он, как Дед Мороз, с (мешком).
Елка в зеркало (смотрелась),

Украшеньями (болтая):

«Боже мой, какая( прелесть) –

Эта шишка (золотая)!

 Внимание! В космос стартует( ракета)!
Сейчас досчитает она до( пяти)
И ввысь понесется со скоростью (света) –
Счастливого ей пожелайте( пути)!

Колокольчик( серебристый) –
Только тронь его (слегка),
И услышишь голос (чистый),
Как вода из (родника).

Петушок такой (хороший)!
С золоченым (гребешком)!
Отыскал цветной (горошек)
У себя под (сапожком).

Это старая( игрушка),
Ей особенный( почет) –
Прожила сова-(старушка)
Уж не счесть который( год)!

Вот фонарь. А рядом (домик).
Загляни глазком в( окно):
Там шарами елку (гномик)
Нарядил давным-(давно)!



А сейчас прочитайте, какое стихотворение у вас получилось.





Беседа

Над каким проектом вы трудились?

-Какую задачу ставили перед собой в начале урока?




-Какие задания вам помогли продвигаться к поставленным целям?


Стихи – это прекраснейший стиль в литературе. Советский поэт Иван Николаевич Глазков писал:

«Кому нужны стихи?
Кому, какая польза
От ритма, рифм и прочих пустяков?
А вы попробуйте запомнить столько прозы,
Сколько на память знаете стихов!»

Увлечение поэзией способствует развитию у человека воображения, памяти, мышления, формирует стремление к творчеству.


-Какие качества личности вам потребовались для работы на уроке?

-Ответьте на вопросы:

Сегодня на уроке я не знал…..

Мне было трудно…

Легче всего было…..

Я затруднялся при выполнение задания….




-подобрать как можно больше рифм к слову «палка»

-проиллюстрировать любую рифму







 










































Дети читают известные басни И.А.Крылова











Дети называют пословицы и объясняют их значение.


Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк (от греч. рифмос — стройность).



карта

дневник, озорник

журнал, канал, обвал

замазка, подсказка, сказка

тучка, штучка, тянучка

сестричка, спичка, жевачка














Дети выбирают карточку-игрушку по желанию и составляют стихотворение о новогодней игрушке.




















































Дети зачитывают получившееся стихотворение и при помощи магнитиков вешают игрушки на ёлку.





-Проект называется «Рифма»

-Мы должны были узнать, что такое рифма.

-Должны научиться подбирать рифмы к словам


Игровые упражнения помогли справиться с задачей.

Картинки игрушек были подсказкой для нахождения рифмы.













-умение работать в группе, слушать собеседника и т.д


Ответы детей.





Учитывается желание детей





Коммуникативные:проявление активности в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы анализировать результаты исследования.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять высказанные мнения.

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание





































































Коммуникативные:проявление активности в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы анализировать результаты исследования.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять высказанные мнения.

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание













































Регулятивные:принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять высказанные мнения.

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание













Регулятивные:принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять высказанные мнения.

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Коммуникативные:проявление активности в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию








Личностные:формировать наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.







































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.