12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дымченко Марина Владимировна18

Ленинградская область

Выборгский район

МБОУ «Семиозерская ООШ»

 

 

Проект урока русского языка в 3 классе

 

Тема: «Сложные слова»

 

 

 

Провела: учитель начальных классов

Дымченко Марина Владимировна.

 

 

 

п.Семиозерье

2016 год.

 

Тема урока: Знакомство с понятием «Сложные слова»

 

 

Тип урока: освоение новых знаний.

 

Цель: Создать условия для изучения блока новой учебной информации, её закрепления средствами технологии проблемного обучения.

 

Задачи:

образовательная:

- способствовать осознанию существенных признаков понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний;

развивающая:

-развивать познавательную активность,

-развивать память, мышление и речь,

-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

воспитательная:

-дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.

 

Методы обучения:

-Метод проблемного изложения.

-По источнику информации:

словесные;

практические;

наглядные.

-По уровню познавательной деятельности:

частично-поисковые;

объяснительно-иллюстративные.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная (постоянного состава), групповая.

 

Средства: учебник «Русский язык» 3 класс. Авторская группа: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2014 год.

 

Оборудование:

маркеры;

клей-карандаш.

Демонстрационный материал:

электронное письмо от Кузи;

карточки со словами для исследования;

карточки со словами для первичного закрепления.

 

Карточки для индивидуальной работы:

рабочие листы с планом работы для выполнения задания от Кузи;

группа слов для первичного закрепления;

задания и планы работы для групповой работы.

ТСО: проектор, ноутбук.

CD диск:

Презентация.

 

 

 

 

ХОД УРОКА:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-

ционно-мотивационный этап.

 

 

 

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

а)Самоопределе-

ние к деятельности.

 

 

1мин

Ребята, у меня сегодня радостное настроение и немного волнительное, потому что к нам в гости пришли уважаемые учителя нашей школы.

И я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами, а я буду гордиться вашими успехами на уроке.

Поэтому я вот с таким настроением начинаю урок. А с каким настроением пришли вы?

 

 

 

 

Нарисуйте на кружках жёлтого цвета смайлики, покажите своё настроение и прикрепите их на доске.

 

 

Я рада, всем комфортно, и мы можем начать урок.

Веду диалог, подготавливающий к деятельности.

-Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках?

 

-Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке?

 

 

 

Верно, значит, на сегодняшнем уроке мы будем….

 

-А какими должны быть исследователи?

 

 

 

 

 

 

 

Показываю свой смайлик.

Мы пришли на урок с хорошим настроением и очень рады гостям.

 

Дети рисуют майлики и прикрепляют их на магнитную доску.

 

 

-Лупа.

 

-Мы будем что-то рассматривать (исследовать).

 

 

Исследователями.

 

-Они должны быть внимательными, наблюдательными, терпеливыми.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

4мин

Итак, девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова (слайд2):

 

«Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!»

 

-По интонации какое это предложение?

-По цели высказывания?

-К чему оно нас побуждает?

 

-Вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке.

 

 

 

Верно. Вчера, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, на мой электронный адрес пришло письмо от нашего старого знакомого Кузи. Адресовано оно вам. Кто желает его прочитать? (слайд 3):

 

-Здравствуйте, дорогие ребята!

На уроке вас ждёт увлекательное путешествие в мир русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я надеюсь, вам не будет скучно. Успехов вам!

Ваш Кузя.

 

Давайте посмотрим, что же лежит в конвертах.

В конвертах у детей задание: (слайд 4)

Возьмите рабочий лист;

Прочитайте слова;

Выделите в них корень:

школа

слово

книголюб

(Прохожу по классу и наблюдаю за выполнением заданий на рабочих местах).

-Прошу Диму, Витю, Катю, Никиту и Серёжу вывесить свои листы на доску.

(Вызываю к доске учеников с разными вариантами выполнения задания. Если задание у всех выполнено правильно, то незаметно вывешиваю свою заготовку с ошибкой)

 

 

Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание. Что вы заметили?

 

 

 

 

Как вы думаете, почему возникло затруднение?

 

 

 

 

 

 

-восклицательное

-побудительное

-начать работу.

 

Мы говорили о том, как выделить корень в однокоренных словах.

 

 

 

 

 

 

 

Один из учеников читает письмо.

 

 

 

 

 

Дети открывают конверты, читают и выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вывешивают свои листы с заданием.

 

В слове книголюб по-разному выделено количество корней.

 

Мы не знаем, сколько корней в слове книголюб.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

 

3мин

Постановка проблемного вопроса.

 

-Какой вопрос возникает?

 

(Слайд 5): Сколько корней в слове

книголюб?

 

Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование, ведь мы исследователи.

 

-Что значит слово книголюб?

 

(Слайд6): Книголюб – книги любит .

 

 

-Какой корень в слове книги? Докажите.

 

 

 

-Какой корень в слове любит? Докажите.

 

(Слайд 7): Книга – книжный, книжечка.

Любит – любовь, любимый.

 

 

 

-Сколько же корней в этом слове?

-Выделим корни.

 

(Слайд 8) Книголюб .

 

 

Сколько корней в слове книголюб?

 

 

 

 

 

 

-Тот, кто любит читать книги.

 

 

 

Корень книг, книжный, книжечка.

 

Корень люб – любовь, любимый.

 

 

 

 

 

-Два: книг и люб

4.Открытие нового знания.

 

 

3мин

1. Введение нового понятия.

 

-Ребята, а как бы вы назвали слова с двумя корнями?

 

 

-Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

 

2. Постановка учебной задачи.

 

-Сформулируйте тему нашего урока.

 

(Слайд 9):

Тема: «Сложные слова.»

 

-А какие задачи мы поставим перед собой?

 

(Слайд 10) :

Задачи:

1.Научиться отличать сложные слова от других слов.

2. Научиться выделять корни в сложных словах.

 

-Спасибо! Начнём работу!

 

 

-Трудные.

-Сложные.

 

-Они образовались сложением корней

 

 

 

-Тема нашего урока - какие слова называются сложными.

 

 

 

 

 

-Научиться отличать сложные слова от других слов и учиться выделять в них корни.

5. Первичное закрепление материала.

 

 

6мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающий аспект урока.

 

2мин.

1. Работа в тетради.

-Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

 

2. Игра: «Найди сложные слова».

-Настоящие исследователи должны быть внимательными. Поиграем в игру «Найди сложные слова». Посмотрите внимательно по сторонам и найдите сложные слова на карточках, размещённых по классу. Мы будем записывать эти слова и выделять в них корни.

Карточки по классу со словами: травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, камнепад, дружба, водолаз, знания, кашевар, помидор, овощевод.

 

(Слайд 11)

цветовод

пылесос

камнепад

водолаз

кашевар

овощевод

 

Что вы заметили, как соединяются корни в сложных словах?

 

 

-Как бы вы назвали эти гласные?

 

 

-А какие гласные могут быть соединительными?

-Соединительные гласные – это орфограмма.

 

-Давайте попробуем сделать вывод: как образуются сложные слова?

(Слайд 12):

 

Сложные слова образуются сложением двух корней с помощью соединительных гласных о или е.

 

 

 

 

-Молодцы! Мы хорошо поработали, давайте отдохнём.

 

1.Растирание ушных раковин и пальцев рук (орехи).

2. Дыхательная гимнастика.

3.Цветовое воздействие. (Слайд 13)

 

Ученики записывают число и классная работа.

 

 

 

 

Ученики смотрят вокруг, находят карточки со сложными словами, записывают их и выделяют в них корни (с комментарием. На экране дублируются ответы детей.)

 

 

 

 

 

С помощью гласных.

 

 

-Соединяющие (соединительные).

 

-Гласные о,е.

 

 

- Сложные слова образуются сложением двух корней с помощью соединительных гласных о или е.

 

Ещё раз читаем со слайда хором.

6.Самостоятельная работа.

 

10мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин.

1. Самостоятельная работа в группах.

 

-Предлагаю закрепить новое знание. Для этого работаем в исследовательских группах. В каждой группе есть капитан.(с отличительным знаком).

 

-Вспомним правила работы в группе.

 

(Слайд 14):

Правила работы в группе:

Работать дружно, не ссориться.

Общаться вполголоса, по сигналу – прекратить обсуждение.

Отвечать чётко, лаконично.

Участники группы могут дополнить ответ.

 

 

-Капитаны, прошу получить пакеты с заданием.(В пакетах задание и материал для выполнения этого задания.)

 

 

 

Задания для групп:

 

1группа.

Вам даны пазлы.

 

Задание:

- Соберите картину из пазлов.

- Возьмите клей-карандаш

- Приклейте на картон собранную картину.

- Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова.

- Подготовьте отчет по плану.

- Вывесите результат работы на доску.

 

 

План отчета группы №1:

Наша группа составила картину из пазлов.

На картине изображены (прочитать слова):

_________о______________ ,

_________о_____________ ,

_________о_____________ .

Эти слова _________ , так как имеют в своем составе______________ .

(Слова: пчеловод, рыболов, трубочист).

 

2 группа.

 

Вам даны точечные рисунки.

Задание:

- Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет :

лист№1 – синим маркером;

лист № 2 – красным маркером;

лист № 3 – зелёным маркером

-Назовите предметы, которые у вас получились.

- Подготовьте отчет по плану.

- Вывесите результат работы на доску.

 

(Рисунки: самолёт, пароход, вертолёт)

 

План отчета группы № 2:

Наша группа соединила определённым цветом числа по точкам.

На картинке изображены предметы. Это (прочитать слова):

___________о______________ ,

___________о______________ ,

___________о_____________ .

Эти слова ___________ , так как имеют в своём составе ____________ .

 

 

3 группа.

 

Вам даны карточки с корнями слов.

 

нос

пряд

утк

рог

шелк

нос

 

Задание:

- Составьте сложные слова с этими корнями.

- Возьмите клей-карандаш и наклейте их на картон.

- Назовите слова, которые у вас получились.

- Подготовьте отчёт по плану.

- Вывесите результат работы на доску.

 

План отчёта группы №3:

Наша группа составила слова с данными корнями.

Это слова (прочитать):

__________о____________ ,

__________о____________ ,

__________о___________ .

Эти слова _____________ , так как имеют в своём составе ___________________ .

(Слова: носорог, утконос, шелкопряд).

 

-Выслушаем отчёт каждой группы.

 

 

 

 

После отчёта 3 группы:

-А знаете ли вы, кто такой носорог? -Утконос?

-Шелкопряд?

 

 

 

 

 

-Где мы можем найти ответ на эти вопросы?

(Показываю детям энциклопедию, а затем) - слайды.

(Слайды 15, 16, 17 с изображением носорога, утконоса, шелкопряда и очень кратким описанием этих животных.)

 

 

- Молодцы! Вы хорошо поработали в группах, справились с заданием.

 

2.Самостоятельная работа каждого в тетради.

- Сможете ли вы самостоятельно применить это правило?

 

-Посмотрите на экран и попробуйте сами

сформулировать задание:

 

(Слайд 18) :

 

Вода падает – ? водопад.

Лёд колет- ? ледокол.

Пешком ходит - ? пешеход.

 

 

-Молодцы, надо составить сложные слова, записать их, выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную, ведь это…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кто испытывал трудности при выполнении задания?

 

Хорошо! Ну, а теперь предлагаю исследователям поработать в парах.

 

 

 

 

 

 

Дети проговаривают правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны получают пакеты и группы начинают работать.

 

 

 

 

 

Группы работают, готовят отчеты, вывешивают их на доску. Капитаны устно дают отчёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны отчитываются и вывешивают отчеты на доску.

 

 

-Это животные.

Носорог – с рогом на носу.(Утконос и шелкопряд объяснить не могут)

 

-В энциклопедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Надо составить и записать сложные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- орфограмма.

 

 

(Дети работают самостоятельно, составляют слова, записывают их в тетради, затем проверка - на слайде).

 

-Было легко.

 

 

7.Включение в систему знаний и повторение.

 

 

6мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Работа в парах. Игра «Собери слово».

Задание:

Собрать слова.

Правильно записать их в тетрадь.

Выделить корни и соединительные гласные.

 

У детей карточки:

 

 

волн

кат

сам

рез

стал

пад

лист

вар

мыш

лаз

скал

ловка

 

 

(Слайд 19)

волнорез

самокат

сталевар

листопад

мышеловка

скалолаз

 

-Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, как образуются сложные слова.

 

(Слайд 20):

Сложные слова образуются сложением двух корней с помощью соединительных гласных о или е.

 

 

(Дети работают в парах, составляют слова, записывают их в тетради, затем проверка - на слайде).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сложные слова состоят из двух корней и соединяютя соединительными гласными о или е.

8. Подведение итога урока.

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

1мин.

 

 

 

-Ребята, вот мы и раскрыли ещё одну тайну русского языка.

 

- С какими словами мы познакомились?

 

 

- Чему вы научились?

 

 

-Ребята, мы с вами будем делать замечательную книжку сложных слов с картинками. Дома вам надо выбрать одно сложное слово, нарисовать к нему картинку, найти значение слова в словаре и выписать. (Показываю образец)

 

(Слайд 21).

Оформить страницу для книжки сложных слов.

 

 

 

-Со сложными словами.

 

 

-Находить сложные слова и выделять в них корни.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают задание в дневник

9.Рефлексия.

 

 

2мин.

1. Домовёнок Кузя прислал вам ещё и волшебный поднос с отметками. Выберите ту, которую бы вы себе поставили в конце урока.

 

-Как вы считаете, справились мы с сегодняшним заданием?

 

- Возникающие трудности преодолели?

 

- Чтобы понять как вы поняли сегодняшнюю тему, предлагаю побывать всем скалолазами (альпинистами).

-На доске вы видите изображение скалы. На столах у вас лежат фигурки альпинистов. Если вы всё поняли, поместите альпиниста на вершину горы, если вам что – то осталось непонятным, то поместите человечка на середину горы, и если вам совсем непонятно написание сложных слов, то оставьте скалолаза у подножия горы.

 

-Спасибо вам за труд и радость, которую я испытала от общения с вами и моё настроение в конце урока вот такое, а у вас?

 

(Слайд 22): Спасибо за урок!

 

 

Дети выбирают себе отметки.

 

 

-Справились.

 

 

-Преодолели.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети прикрепляют альпинистов на гору.

 

Дети выходят к доске и показывают

смайлики.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.