Проект урока русского языка в 3 классе «Сложные слова»
Ленинградская область
Выборгский район
МБОУ «Семиозерская ООШ»
Проект урока русского языка в 3 классе
Тема: «Сложные слова»
Провела: учитель начальных классов
Дымченко Марина Владимировна.
п.Семиозерье
2016 год.
Тема урока: Знакомство с понятием «Сложные слова»
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель: Создать условия для изучения блока новой учебной информации, её закрепления средствами технологии проблемного обучения.
Задачи:
образовательная:
- способствовать осознанию существенных признаков понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний;
развивающая:
-развивать познавательную активность,
-развивать память, мышление и речь,
-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
воспитательная:
-дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.
Методы обучения:
-Метод проблемного изложения.
-По источнику информации:
словесные;
практические;
наглядные.
-По уровню познавательной деятельности:
частично-поисковые;
объяснительно-иллюстративные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная (постоянного состава), групповая.
Средства: учебник «Русский язык» 3 класс. Авторская группа: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2014 год.
Оборудование:
маркеры;
клей-карандаш.
Демонстрационный материал:
электронное письмо от Кузи;
карточки со словами для исследования;
карточки со словами для первичного закрепления.
Карточки для индивидуальной работы:
рабочие листы с планом работы для выполнения задания от Кузи;
группа слов для первичного закрепления;
задания и планы работы для групповой работы.
ТСО: проектор, ноутбук.
CD диск:
Презентация.
ХОД УРОКА:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
1.Организа- ционно-мотивационный этап.
2мин
а)Самоопределе- ние к деятельности.
1мин |
Ребята, у меня сегодня радостное настроение и немного волнительное, потому что к нам в гости пришли уважаемые учителя нашей школы. И я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами, а я буду гордиться вашими успехами на уроке. Поэтому я вот с таким настроением начинаю урок. А с каким настроением пришли вы?
Нарисуйте на кружках жёлтого цвета смайлики, покажите своё настроение и прикрепите их на доске.
Я рада, всем комфортно, и мы можем начать урок. Веду диалог, подготавливающий к деятельности. -Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках?
-Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке?
Верно, значит, на сегодняшнем уроке мы будем….
-А какими должны быть исследователи? |
Показываю свой смайлик. Мы пришли на урок с хорошим настроением и очень рады гостям.
Дети рисуют майлики и прикрепляют их на магнитную доску.
-Лупа.
-Мы будем что-то рассматривать (исследовать).
Исследователями.
-Они должны быть внимательными, наблюдательными, терпеливыми. |
||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4мин |
Итак, девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова (слайд2):
«Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!»
-По интонации какое это предложение? -По цели высказывания? -К чему оно нас побуждает?
-Вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке.
Верно. Вчера, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, на мой электронный адрес пришло письмо от нашего старого знакомого Кузи. Адресовано оно вам. Кто желает его прочитать? (слайд 3):
-Здравствуйте, дорогие ребята! На уроке вас ждёт увлекательное путешествие в мир русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я надеюсь, вам не будет скучно. Успехов вам! Ваш Кузя.
Давайте посмотрим, что же лежит в конвертах. В конвертах у детей задание: (слайд 4) Возьмите рабочий лист; Прочитайте слова; Выделите в них корень: школа слово книголюб (Прохожу по классу и наблюдаю за выполнением заданий на рабочих местах). -Прошу Диму, Витю, Катю, Никиту и Серёжу вывесить свои листы на доску. (Вызываю к доске учеников с разными вариантами выполнения задания. Если задание у всех выполнено правильно, то незаметно вывешиваю свою заготовку с ошибкой)
Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание. Что вы заметили?
Как вы думаете, почему возникло затруднение? |
-восклицательное -побудительное -начать работу.
Мы говорили о том, как выделить корень в однокоренных словах.
Один из учеников читает письмо.
Дети открывают конверты, читают и выполняют задание.
Дети вывешивают свои листы с заданием.
В слове книголюб по-разному выделено количество корней.
Мы не знаем, сколько корней в слове книголюб. |
||||||||||||
3. Построение проекта выхода из затруднения.
3мин |
Постановка проблемного вопроса.
-Какой вопрос возникает?
(Слайд 5): Сколько корней в слове книголюб?
Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование, ведь мы исследователи.
-Что значит слово книголюб?
(Слайд6): Книголюб – книги любит .
-Какой корень в слове книги? Докажите.
-Какой корень в слове любит? Докажите.
(Слайд 7): Книга – книжный, книжечка. Любит – любовь, любимый.
-Сколько же корней в этом слове? -Выделим корни.
(Слайд 8) Книголюб . |
Сколько корней в слове книголюб?
-Тот, кто любит читать книги.
Корень книг, книжный, книжечка.
Корень люб – любовь, любимый.
-Два: книг и люб |
||||||||||||
4.Открытие нового знания.
3мин |
1. Введение нового понятия.
-Ребята, а как бы вы назвали слова с двумя корнями?
-Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?
2. Постановка учебной задачи.
-Сформулируйте тему нашего урока.
(Слайд 9): Тема: «Сложные слова.»
-А какие задачи мы поставим перед собой?
(Слайд 10) : Задачи: 1.Научиться отличать сложные слова от других слов. 2. Научиться выделять корни в сложных словах.
-Спасибо! Начнём работу! |
-Трудные. -Сложные.
-Они образовались сложением корней
-Тема нашего урока - какие слова называются сложными.
-Научиться отличать сложные слова от других слов и учиться выделять в них корни. |
||||||||||||
5. Первичное закрепление материала.
6мин
Здоровьесберегающий аспект урока.
2мин. |
1. Работа в тетради. -Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу, Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
2. Игра: «Найди сложные слова». -Настоящие исследователи должны быть внимательными. Поиграем в игру «Найди сложные слова». Посмотрите внимательно по сторонам и найдите сложные слова на карточках, размещённых по классу. Мы будем записывать эти слова и выделять в них корни. Карточки по классу со словами: травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, камнепад, дружба, водолаз, знания, кашевар, помидор, овощевод.
(Слайд 11) цветовод пылесос камнепад водолаз кашевар овощевод
Что вы заметили, как соединяются корни в сложных словах?
-Как бы вы назвали эти гласные?
-А какие гласные могут быть соединительными? -Соединительные гласные – это орфограмма.
-Давайте попробуем сделать вывод: как образуются сложные слова? (Слайд 12):
Сложные слова образуются сложением двух корней с помощью соединительных гласных о или е.
-Молодцы! Мы хорошо поработали, давайте отдохнём.
1.Растирание ушных раковин и пальцев рук (орехи). 2. Дыхательная гимнастика. 3.Цветовое воздействие. (Слайд 13) |
Ученики записывают число и классная работа.
Ученики смотрят вокруг, находят карточки со сложными словами, записывают их и выделяют в них корни (с комментарием. На экране дублируются ответы детей.)
С помощью гласных.
-Соединяющие (соединительные).
-Гласные о,е.
- Сложные слова образуются сложением двух корней с помощью соединительных гласных о или е.
Ещё раз читаем со слайда хором. |
||||||||||||
6.Самостоятельная работа.
10мин.
5мин. |
1. Самостоятельная работа в группах.
-Предлагаю закрепить новое знание. Для этого работаем в исследовательских группах. В каждой группе есть капитан.(с отличительным знаком).
-Вспомним правила работы в группе.
(Слайд 14): Правила работы в группе: Работать дружно, не ссориться. Общаться вполголоса, по сигналу – прекратить обсуждение. Отвечать чётко, лаконично. Участники группы могут дополнить ответ.
-Капитаны, прошу получить пакеты с заданием.(В пакетах задание и материал для выполнения этого задания.)
Задания для групп:
1группа. Вам даны пазлы.
Задание: - Соберите картину из пазлов. - Возьмите клей-карандаш - Приклейте на картон собранную картину. - Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова. - Подготовьте отчет по плану. - Вывесите результат работы на доску.
План отчета группы №1: Наша группа составила картину из пазлов. На картине изображены (прочитать слова): _________о______________ , _________о_____________ , _________о_____________ . Эти слова _________ , так как имеют в своем составе______________ . (Слова: пчеловод, рыболов, трубочист).
2 группа.
Вам даны точечные рисунки. Задание: - Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет : лист№1 – синим маркером; лист № 2 – красным маркером; лист № 3 – зелёным маркером -Назовите предметы, которые у вас получились. - Подготовьте отчет по плану. - Вывесите результат работы на доску.
(Рисунки: самолёт, пароход, вертолёт)
План отчета группы № 2: Наша группа соединила определённым цветом числа по точкам. На картинке изображены предметы. Это (прочитать слова): ___________о______________ , ___________о______________ , ___________о_____________ . Эти слова ___________ , так как имеют в своём составе ____________ .
3 группа.
Вам даны карточки с корнями слов.
Задание: - Составьте сложные слова с этими корнями. - Возьмите клей-карандаш и наклейте их на картон. - Назовите слова, которые у вас получились. - Подготовьте отчёт по плану. - Вывесите результат работы на доску.
План отчёта группы №3: Наша группа составила слова с данными корнями. Это слова (прочитать): __________о____________ , __________о____________ , __________о___________ . Эти слова _____________ , так как имеют в своём составе ___________________ . (Слова: носорог, утконос, шелкопряд).
-Выслушаем отчёт каждой группы.
После отчёта 3 группы: -А знаете ли вы, кто такой носорог? -Утконос? -Шелкопряд?
-Где мы можем найти ответ на эти вопросы? (Показываю детям энциклопедию, а затем) - слайды. (Слайды 15, 16, 17 с изображением носорога, утконоса, шелкопряда и очень кратким описанием этих животных.)
- Молодцы! Вы хорошо поработали в группах, справились с заданием.
2.Самостоятельная работа каждого в тетради. - Сможете ли вы самостоятельно применить это правило?
-Посмотрите на экран и попробуйте сами сформулировать задание:
(Слайд 18) :
Вода падает – ? водопад. Лёд колет- ? ледокол. Пешком ходит - ? пешеход.
-Молодцы, надо составить сложные слова, записать их, выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную, ведь это…..
-Кто испытывал трудности при выполнении задания?
Хорошо! Ну, а теперь предлагаю исследователям поработать в парах. |
Дети проговаривают правила работы в группе.
Капитаны получают пакеты и группы начинают работать.
Группы работают, готовят отчеты, вывешивают их на доску. Капитаны устно дают отчёт.
Капитаны отчитываются и вывешивают отчеты на доску.
-Это животные. Носорог – с рогом на носу.(Утконос и шелкопряд объяснить не могут)
-В энциклопедии.
-Надо составить и записать сложные слова.
- орфограмма.
(Дети работают самостоятельно, составляют слова, записывают их в тетради, затем проверка - на слайде).
-Было легко.
|
||||||||||||
7.Включение в систему знаний и повторение.
6мин.
|
1.Работа в парах. Игра «Собери слово». Задание: Собрать слова. Правильно записать их в тетрадь. Выделить корни и соединительные гласные.
У детей карточки:
(Слайд 19) волнорез самокат сталевар листопад мышеловка скалолаз
-Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, как образуются сложные слова.
(Слайд 20): Сложные слова образуются сложением двух корней с помощью соединительных гласных о или е.
|
(Дети работают в парах, составляют слова, записывают их в тетради, затем проверка - на слайде).
-Сложные слова состоят из двух корней и соединяютя соединительными гласными о или е. |
||||||||||||
8. Подведение итога урока.
Домашнее задание
1мин.
|
-Ребята, вот мы и раскрыли ещё одну тайну русского языка.
- С какими словами мы познакомились?
- Чему вы научились?
-Ребята, мы с вами будем делать замечательную книжку сложных слов с картинками. Дома вам надо выбрать одно сложное слово, нарисовать к нему картинку, найти значение слова в словаре и выписать. (Показываю образец)
(Слайд 21). Оформить страницу для книжки сложных слов.
|
-Со сложными словами.
-Находить сложные слова и выделять в них корни.
Записывают задание в дневник |
||||||||||||
9.Рефлексия.
2мин. |
1. Домовёнок Кузя прислал вам ещё и волшебный поднос с отметками. Выберите ту, которую бы вы себе поставили в конце урока.
-Как вы считаете, справились мы с сегодняшним заданием?
- Возникающие трудности преодолели?
- Чтобы понять как вы поняли сегодняшнюю тему, предлагаю побывать всем скалолазами (альпинистами). -На доске вы видите изображение скалы. На столах у вас лежат фигурки альпинистов. Если вы всё поняли, поместите альпиниста на вершину горы, если вам что – то осталось непонятным, то поместите человечка на середину горы, и если вам совсем непонятно написание сложных слов, то оставьте скалолаза у подножия горы.
-Спасибо вам за труд и радость, которую я испытала от общения с вами и моё настроение в конце урока вот такое, а у вас?
(Слайд 22): Спасибо за урок!
|
Дети выбирают себе отметки.
-Справились.
-Преодолели.
Дети прикрепляют альпинистов на гору.
Дети выходят к доске и показывают смайлики. |