Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему «Местоимение»
Пояснительная записка к презентации
Урок по русскому языку в 3классе.
Тема: Местоимение.
Автор: Учитель начальных классов Широбокова Анжела Александровна
МБОУ Якшур – Бодьинская гимназия
Удмуртская Республика
Тема: «Местоимение ».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель: познакомить с новой частью речи- местоимением.
Задачи: 1)сформировать умение находить местоимения в тексте;
2) формировать умение употреблять местоимения в речи;
3) воспитывать уважение к чужому мнению;
Формирование УУД:
Познавательные : анализировать, делать выводы, обобщать, умение оценивать свой результат.
Личностные: воспринимать речь учителя.
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения; слушать и слышать других;
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Орг.момент. Мотивация к деятельности.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок
-Давайте улыбнемся друг другу. Улыбнемся Анжеле Александровне. Улыбнёмся нашим гостям. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.
2. Актуализация знаний.
-Наш урок начнём с чистописания. ( число)
- Запишите буквы по образцу с правильным соединением.
Лб ле Лр лё Лз ла
- Какую заметили закономерность? ( берёза)
- назовите орфограмму в этом слове.
-что вы знаете о берёзе? ( слайд)
- прочитайте выражения и скажите, когда так говорят.
Стройна, как берёза. (про девушку со стройной фигурой).
Красива, как берёзка. (о самой красивой женщине в селе, наполненной силой и здоровьем).
- запишите одно выражение в тетрадь, обозначьте орфограмму. Не забудьте про запятую.
3. Постановка учебной задачи. Определение темы и целей урока.
- Прочитайте текст.( слайд)
Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов и сказок.
- о чём этот текст?
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова берёза)
- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова берёза другим словом, другой частью слова.)
- Каким словом можно заменить слово берёза? ( берёза, она)
- Какой текст получится? Прочитайте.
-- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( познакомиться с новой частью речи)
- Какой частью речи является слово берёза? ( именем существительным)
- что мы знаем о существительном как части речи?
-значит, что мы должны узнать о новой части речи? (план на розовой бумаге)
Название.
Обозначает.
Вопросы.
Изменяется.
- Вместо какой части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).
( в место имени)
- как можно было бы назвать новую часть речи?
- определите тему нашего урока. ( Местоимение.)
4. Открытие новых знаний.
1) Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто встречаются в нашей речи.
- как вы думаете, почему?
-предлагаю провести исследование и найти ответ. Результаты будем записывать в исследовательской карте, которая станет для вас памяткой. (слайд) ( у детей на парте)
Исследовательская карта |
1.Местоимение – это
|
2.Не называет предмет, а
|
3. Местоимения отвечают на вопросы
|
4. Личные местоимения
|
5.Изменяются по
|
- какую строку мы уже можем заполнить? ( самостоятельная часть речи) запишите в карте.
2) -На какой вопрос отвечает слово берёза? А местоимение, его заменившее?
Значит, какой вывод делаем? ( местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное)
- вывод запишем в исследовательской карте.
3)- выполните в парах задание. (оранжевые листочки)
Задание для 1 пары. 1. Прочитайте предложение. 2. Замените выделенное существительное местоимением. 3. Запишите свой вариант в тетради. Малыш побежал по дорожке. |
Задание для 2 пары. 1. Прочитайте предложение. 2. Замените выделенное существительное местоимением. 3. Запишите свой вариант в тетради. Девочка побежала по дорожке. |
Задание для 3 пары. 1. Прочитайте предложение. 2. Замените выделенное существительное местоимением. 3. Запишите свой вариант в тетради. Дети побежали по дорожке. |
Задание для 4 пары. 1. Прочитайте предложение. 2. Замените выделенное существительное местоимением. 3. Запишите свой вариант в тетради. Чудовище побежало по дорожке. |
- прочитайте какие предложения у вас получились.
- в чём различие существительного и местоимения? Вывод запишем в карте. ( не называет предмет, а указывает на него.)
4)физкультминутка
Игра: Хлопните в ладоши, если услышите местоимение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
- какие местоимения встретились?
5)знакомство с личными местоимениями.
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я) (слайд)
- А про нас вместе? (мы)
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
- а к группе людей? (вы) – к кому ещё можно так обратиться? (к взрослому человеку)
- как бы вы сказали про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- а про солнышко? ( оно)
- прочитайте что говорят об этих местоимениях. ( слайд)
- как называются эти местоимения? (личные)
- как думаете, почему? ( указывают на лицо)
- запишите личные местоимения в исследовательскую карту.
6) На какой вопрос мы ещё не ответили?( как изменяются)
- поработаем в группах. Какие умения нам потребуются? (слайд)
- запишите местоимения в таблицу. ( проверка по слайду)
- какой признак постоянный, а какой нет
-Вывод : как изменяются местоимения? ( изменяются по числам и имеют лицо)
- запишите в карту. Оцените работу своей группы.
7) работа по учебнику. итак, что у нас получилось в исследовательской карте.
- Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 62, 63, 64.
5. Первичное закрепление. Дифференцированная работа в группах. ( сиреневые листочки)
1группа. Замените , где необходимо, имена существительные местоимением. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила берёзка русскому человеку. Любит наш народ берёзу за ее красоту, за пользу, которую она приносит. |
2группа. Выпишите местоимения. Определите лицо и число местоимений. И, но, он, у, ты, при, около, мы, я. |
3группа. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящие местоимения. …….люблю русскую берёзу. Недавно ……мы были в берёзовой роще. Какой Ваня молодец! Сколько ……подберёзовиков нашёл. А……, ребята, сколько нашли? |
4группа. Замените выделенные существительные местоимением. По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки берёз. Угрюмо шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной.
|
6. Домашнее задание. Дифференцированное по уровням
Уровень А. Спишите текст, подчеркните местоимения. Под окном нашего старого дома растет березка. |
Уровень В. Спишите текст, заменив повторяющиеся существительные местоимениями. В воскресенье Вася с ребятами пришли в лес. В этот день солнце было яркое. Солнце даже пригревало немного. Берёзы стояли в красивом снежном уборе. Берёзы были украшены инеем. Дети увидели дятла. Своим клювом дятел долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала белка по веткам ели. |
Уровень С. Сочините сказку по готовому началу. Мы с папой гуляли в берёзовой роще. Там было тихо и тепло. Вдруг одна берёза низко склонилась ко мне и шепнула на ухо: « …». |
- возьмите себе одну карточку по своим возможностям.
7. Итог урока. Рефлексия.
- подведём итоги урока.
- вспомните какую цель мы ставили в начале урока.
- как вы думаете, добились ли мы его?
- что узнали о местоимении?
- а теперь на шкале достижений отметьте свой результат: поставьте крестик там, насколько вы усвоили материал.
-а я хочу поблагодарить вас за урок (слайд)
Я люблю когда вы активно работаете.
Я могу поставить отметку….
/data/files/u1532368825.ppt (презентация к уроку по русскому языку по теме " местоимение")