Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Падежи существительного. Падежные вопросы»
Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Тема: Падежи существительного. Падежные вопросы.
Цель: Познакомить с падежами имён существительных. Научить определять падежи имён существительных по вопросам.
Задачи:
Образовательные – Ввести названия падежей и падежные вопросы. Научить детей правильно задавать падежные вопросы.
Развивающие – Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сознательного восприятия учебного материала, развитие устной и письменной речи учащихся, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, развитие коммуникативных и познавательных действий.
Воспитательные - Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, воспитание культуры общения, аккуратность в работе.
Оздоровительные – Формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.
Оборудование: компьютер, доска, карточки с заданиями, памятка с правилами.
Тип урока: комбинированный (урок ознакомления с новым материалом – 2 урок)
Форма работы:работа в парах
Методы работы:
словесные(рассказ, беседа), наглядные (памятка), практические (работа по карточкам).
Ход урока
1. Орг. момент
2. Псих.настрой:
Для того, чтобы настроиться на работу, давайте повернёмся направо, и улыбнёмся своему соседу справа. А теперь повернёмся налево и улыбнёмся своему соседу слева.
3. Постановка целей и задач:
Сегодня мы с вами продолжим работу над падежами имён существительных и для закрепления этого материала, будем тренироваться в правильной постановке вопросов к именам существительным и в определении падежа имени существительного.
4. Работа над темой: - написание числа в тетрадь.
Минутка чистописания
- прописывание элементов и букв: ____________________
- Работа над пословицей: дано слитное написание пословицы: Человекбездрузей, чтоптицабезкрыльев. (Человек без друзей, что птица без крыльев).
Задание:
Разделить пословицу на слова и прочитать её.
Объяснить смысл пословицы.
Вспомнить написание предложения, объяснить все орфограммы.
Списать пословицу в тетрадь.
Словарная работа:
На доске записаны слова: кефир, сливки, сметана, творог.
- Прочитайте эти слова про себя, по какому признаку можно объединить эти слова? - они сделаны из молока.
- Работа над словарными словами:
Прочитайте хором 1 слово - кефир.
Этот продукт – замечательный поставщик кальция и фосфора, без которых все мы пали бы жертвой кариеса и постоянно страдали бы от переломов костей.
Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (безударная гласная - подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (нет)
Прочитайте хором 1 слово - сливки.
Сливки — промежуточный этап между молоком и маслом.
Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (парная согласная в середине слова - подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (сливочки)
Прочитайте хором 1 слово - сметана.
Свое название сметана получила от изначального способа производства сметаны в домашних условиях. После того, как сливался верхний слой отстоявшегося молока, веничком или ложкой собирали (сметали) второй слой, находившийся под сливками. Это и есть сметана — продукт высокопитательный, вкусны.
Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (нет)
Прочитайте хором 1 слово - творог.
Творог (от слова «творить») – кисломолочный продукт, получаемый в результате сквашивания молока.Творог обеспечивает нормальную работу нервной системы. Творог используют не только как пищевой продукт. Его используют в виде всевозможных масок, кремов и мазей для кожи лица и тела. Теплым творогом лечат ожоги.
Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?(поставить).
Проблемный вопрос: Как вы думаете, а на какую же гласную падает ударение в этом слове?
«В наше время употребление в речи слова творОг с ударением на последнем слоге является традиционным и более корректным. Однако если вы вдруг произнесете твОрог с ударением на первом слоге ничего страшного, такой вариант в современной речи вполне себе допустим».
В каком месте мы можем допустить ошибку? (подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? ………ответы детей.
- Запись словарных слов в тетрадь.
5.Физминутка: музыкотерапия + тренажёр для глаз.
Рассказ
На прошлом уроке мы с вами научились изменять имена существительные по вопросам, по другому это называется изменением по падежам или склонением. Сегодня мы продолжаем эту работу.
Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».
Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте небольшой рассказ: «Откуда пошли названия падежей?»
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
Памятки раздать:
Пользуясь памяткой, назовите вопросы И.п., какое вспомогательное слово нам поможет правильно поставить вопрос?
(такая же работа проходит со всеми остальными падежами и вопросами)
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
И.п. |
Есть |
кто? что? |
Р.п. |
Нет |
кого? чего? |
Д.п |
Дать |
кому? чему? |
В.п. |
Винить |
кого? что? |
Т.п. |
Горжусь |
кем? чем? |
П.п. |
Говорю |
о ком? о чём? |
Поставить и записать падежные вопросы к имени существительному, определить падеж, выделить окончания. Пишу карандашом - __________ ? __________ Книга сестры – __________ ? __________ Звоню бабушке – __________ ? __________ Урок математики – __________ ? __________ Читаю журнал – __________ ? __________ Радуюсь солнцу – __________ ? __________ Говорю о друге – __________ ? __________ Мама ушла – __________ ? __________ |
- проверка задания.
(Карточки подписать и сдать в конце урока).
Работа на закрепление: самостоятельная работа в тетради.
- Придумай, запиши и просклоняй любое слово в тетради, выдели окончание (измени по вопросам). – проверка работы.
6. Итог работы. Рефлексия.
Чем занимались на уроке?
Что нового узнали?
У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?
7. Дом.задание: выучить падежные вопросы, стр. 67 упр. 181.