Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Падежи существительного. Падежные вопросы»

6
0
Материал опубликован 16 June 2018

Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа

Тема: Падежи существительного. Падежные вопросы.

Цель: Познакомить с падежами имён существительных. Научить определять падежи имён существительных по вопросам.

Задачи:

Образовательные – Ввести названия падежей и падежные вопросы. Научить детей правильно задавать падежные вопросы.

Развивающие – Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сознательного восприятия учебного материала, развитие устной и письменной речи учащихся, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, развитие коммуникативных и познавательных действий.

Воспитательные - Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, воспитание культуры общения, аккуратность в работе.

Оздоровительные – Формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

Оборудование: компьютер, доска, карточки с заданиями, памятка с правилами.

Тип урока: комбинированный (урок ознакомления с новым материалом – 2 урок)

Форма работы:работа в парах

Методы работы:

словесные(рассказ, беседа), наглядные (памятка), практические (работа по карточкам).

Ход урока

1. Орг. момент

2. Псих.настрой:

Для того, чтобы настроиться на работу, давайте повернёмся направо, и улыбнёмся своему соседу справа. А теперь повернёмся налево и улыбнёмся своему соседу слева.

3. Постановка целей и задач:

Сегодня мы с вами продолжим работу над падежами имён существительных и для закрепления этого материала, будем тренироваться в правильной постановке вопросов к именам существительным и в определении падежа имени существительного.

4. Работа над темой: - написание числа в тетрадь.

Минутка чистописания

- прописывание элементов и букв: ____________________

- Работа над пословицей: дано слитное написание пословицы: Человекбездрузей, чтоптицабезкрыльев. (Человек без друзей, что птица без крыльев).

Задание:

Разделить пословицу на слова и прочитать её.

Объяснить смысл пословицы.

Вспомнить написание предложения, объяснить все орфограммы.

Списать пословицу в тетрадь.

Словарная работа:

На доске записаны слова: кефир, сливки, сметана, творог.

- Прочитайте эти слова про себя, по какому признаку можно объединить эти слова? - они сделаны из молока.

- Работа над словарными словами:

Прочитайте хором 1 слово - кефир.

Этот продукт – замечательный поставщик кальция и фосфора, без которых все мы пали бы жертвой кариеса и постоянно страдали бы от переломов костей.

Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (безударная гласная - подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (нет)

Прочитайте хором 1 слово - сливки.

Сливки — промежуточный этап между молоком и маслом.

Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (парная согласная в середине слова - подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (сливочки)

Прочитайте хором 1 слово - сметана.

Свое название сметана получила от изначального способа производства сметаны в домашних условиях. После того, как сливался верхний слой отстоявшегося молока, веничком или ложкой собирали (сметали) второй слой, находившийся под сливками. Это и есть сметана — продукт высокопитательный, вкусны.

Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (нет)

Прочитайте хором 1 слово - творог.

Творог (от слова «творить») – кисломолочный продукт, получаемый в результате сквашивания молока.Творог обеспечивает нормальную работу нервной системы. Творог используют не только как пищевой продукт. Его используют в виде всевозможных масок, кремов и мазей для кожи лица и тела. Теплым творогом лечат ожоги.

Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?(поставить).

Проблемный вопрос: Как вы думаете, а на какую же гласную падает ударение в этом слове?

«В наше время употребление в речи слова творОг с ударением на последнем слоге является традиционным и более корректным. Однако если вы вдруг произнесете твОрог с ударением на первом слоге ничего страшного, такой вариант в современной речи вполне себе допустим».

В каком месте мы можем допустить ошибку? (подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? ………ответы детей.

- Запись словарных слов в тетрадь.

5.Физминутка: музыкотерапия + тренажёр для глаз.

Рассказ

На прошлом уроке мы с вами научились изменять имена существительные по вопросам, по другому это называется изменением по падежам или склонением. Сегодня мы продолжаем эту работу.

Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».

Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте небольшой рассказ: «Откуда пошли названия падежей?»

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

Памятки раздать:

Пользуясь памяткой, назовите вопросы И.п., какое вспомогательное слово нам поможет правильно поставить вопрос?

(такая же работа проходит со всеми остальными падежами и вопросами)

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

И.п.

Есть

кто? что?

Р.п.

Нет

кого? чего?

Д.п

Дать

кому? чему?

В.п.

Винить

кого? что?

Т.п.

Горжусь

кем? чем?

П.п.

Говорю

о ком? о чём?

Работа на повторение:по карточкам – в парах.

 

Поставить и записать падежные вопросы к имени существительному, определить падеж, выделить окончания.

Пишу карандашом - __________ ? __________

Книга сестры – __________ ? __________

Звоню бабушке – __________ ? __________

Урок математики – __________ ? __________

Читаю журнал – __________ ? __________

Радуюсь солнцу – __________ ? __________

Говорю о друге – __________ ? __________

Мама ушла – __________ ? __________

 

 

 

- проверка задания.

(Карточки подписать и сдать в конце урока).

Работа на закрепление: самостоятельная работа в тетради.

 - Придумай, запиши и просклоняй любое слово в тетради, выдели окончание (измени по вопросам). – проверка работы.

6. Итог работы. Рефлексия.

Чем занимались на уроке?

Что нового узнали?

У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?

7. Дом.задание: выучить падежные вопросы, стр. 67 упр. 181.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации