Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Три склонения имени существительного»

0
0
Материал опубликован 12 April 2018

Тема: «Три склонения имени существительного»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Основные цели:

1) дать понятие о склонении; познакомить с правилом написания окончаний имён существительных;

2) развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работать по алгоритму;

3) воспитывать познавательный интерес, трудолюбие.

Материал к занятию:

листы с заданиями для групповой и индивидуальной работы;

презентация Power Point

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Что мы изучали на прошлых уроках (Падежи)

- Сегодня на уроке мы будем определять падежи существительных и узнаем ещё одно правило, которое связано с падежами.

УУД:

Личностные - самоопределение к деятельности.

Познавательные - целеполагание.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

-Что надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного.

Игра «Узнай падеж».

-Прочитайте предложения:

Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.

-Как вы это понимаете?

-Да, ребята, необычное время года – зима. Многие художники, писатели, музыканты и поэты посвящали свои произведения зиме.

Тютчев пишет:

« Чародейкою зимою, околдован лес стоит».

А у Сергея Есенина можно прочитать такие строки: « Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой повязалася сосна».

-Запишите следующее предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы:

Сильные морозы украсили инеем ветви на сосн. и ел. .

-Найдите однородные члены предложения, определите их род и падеж. (Проверка).

УУД:

Познавательные - мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста, речевые высказывания.

Регулятивные – выполнение пробного действия фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в затруднении.

Коммуникативные - точное выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.

3. Выявление места и причины затруднения.

-Какие окончания написали у существительных?

-Какой возникает вопрос? (Почему в одном падеже и роде окончания у существительных разные?)

-Чего мы не знаем, чтобы ответить на этот вопрос? ( Правила о правописании окончаний существительных).

-И так, какова цель нашего урока? (Узнать правило о написании окончаний имён существительных).

-А тему урока я помогу вам сформулировать:

«Три склонения имён существительных».

-Значение какого слова вам неизвестно? (Склонение).

- Попробуем ответить и на этот вопрос.

УУД:

Личностные - самоопределение..

Познавательные - самостоятельное выделение и формирование цели, выделение необходимой информации.

Регулятивные – работа по предложенному плану.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Я предлагаю вам работать по следующему плану:

1. Вспомним окончания существительных.

2. Изменим их по падежам.

3. Выясним, что такое склонение.

4. Выведем алгоритм определения склонения существительных.

УУД:

Личностные –смыслообразование.

Познавательные – обоснование гипотезы, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно - следствнных связей.

Регулятивные – самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Итак, давайте вспомним окончания имён существительных. Для этого определим род существительных и выделим окончания. (Работа по карточкам).

-Выпишем окончания по родам. Что вы заметили? (У существительных женского и мужского рода окончания одинаковые).

-Давайте изменим окончания существительных. Работать будем по группам: первая группа изменит окончания существительных женского и мужского рода с окончаниями -а, -я, вторая группа –существительные среднего рода и мужского с нулевым окончанием, а третья группа изменит окончания существительных женского рода с мягким знаком на конце.

-Сравните написание окончаний имен существительных.

-Сделаем вывод. (Каждая группа существительных имеет одни и те же окончания в одинаковых падежах).

-Как вы думаете, у этих групп должно быть название? Есть ли у вас варианты?

-Давайте проверим наши предположения по учебнику. Прочитаем правило на странице 123.

-Какое слово опять мы встретили в тексте? (Склонение).

-Что же такое склонение? Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? Как будем определять склонения существительных? Составим алгоритм для определения склонения.

Физкультминутка

-Вернемся к предложению: Сильные морозы украсили инеем ветви на сосне и на ели.

-Определим склонения существительных. Почему существительные имеют разные окончания в одном падеже и роде? (Потому что относятся к разным склонениям).

УУД:

Личностные – смыслообразование.

Познавательные – мыслительные операции, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные – решение проблем поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности, работа по предложенному плану.

Коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-А теперь выполним упражнение 159 по алгоритму.

УУД:

Познавательные – использование знаково – символических средств, извлечение необходимой информации из текста.

Коммуникативные – построение логической цепи рассуждений.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Большую ёлку, морозного утра, потянуло холодом, наряжать ёлку, из бумажной цепи, на верхушке ели, укрепили звезду.

-Определите склонения существительных.

-Проверьте по образцу.

-У кого все верно? У кого возникли трудности? В чем причина?

УУД:

Познавательные – использование алгоритма.

Коммуникативные – построение рассуждений.

8. Включения в систему знаний и повторение.

-Для чего нам необходимо знать падежи и склонения? (Что бы правильно писать окончания существительных).

-Ни одно время года так не волшебно, как зима. И самый любимый праздник зимы – Новый год, а украшением этого праздника является ёлка. Используя данные словосочетания, составьте и запишите в тетрадь предложения.

УУД:

Познавательные - умение делать выводы на основе совместной работы класса, построение речевых высказываний.

Регулятивные – умение корректировать свою деятельность.

Коммуникативные – оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель ставили?

-Отчего зависят написания окончаний существительных?

-С каким новым словом познакомились?

-Что такое склонение?

-Кто всё понял?

-У кого возникли затруднения? Кому нужно повторить эту тему?

УУД:

Личностные – самооценка.

Познавательные – рефлексия способов действий.

Регулятивные – коррекция своей деятельности.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации