Урок русского языка в 4 классе «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.
Цель: закреплять знания о типах склонения имён существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного по алгоритму; развивать орфографическую зоркость, внимании, логическое мышление; воспитывать доброе отношение к людям; учить быть здоровым человеком.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
познавательные-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные- нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
1. Организационный момент. Я желаю вам быть на уроке внимательными, добрыми и старательными. Пусть у вас все получится.
2. Чистописание. Число, Классная работа. Зз здоровье
Я дала вам первую подсказку к нашей теме урока.
3.Актуализация знаний.
Словарная работа.
-Командная игра на льду на коньках с шайбой (Хоккей)
-Один из основных видов легкой атлетики, спортивный на различные дистанции (Бег)
-Комплекс физических упражнений, выполняемый утром после сна с целью повышения общего тонуса организма (зарядка)
-Командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) наибольшее количество раз.
В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире. (футбол)
-Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания (бассейн)
-Спортивная игра с мячом и ракетками на площадке корте с сеткой. Бывает настольный. (теннис)
-Один из способов передвижения. Самый доступный вид физической нагрузки. Нагрузка определяется темпом и продолжительностью. (ходьба)
-Вид спортивных соревнований - бег, лыжные гонки по пересеченной местности (кросс)
Посмотрите внимательно на записанные слова.
-Я считаю, что все эти слова имена существительные.
-Во всех словах орфограмма – удвоенная согласная в корне. (Нет)
-Эти слова можно разделить на три группы – по типу склонения (Нет. Здесь не встретилось существительное третьего склонения)
-Все эти слова объединены общей темой (да)
-Как вы думаете на какую тему мы сегодня будем говорить на уроке? (Спорт – это здоровье!)
4. Сообщение темы урока
Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного
Какие задачи мы поставим на урок? (Вспомним типы склонений, будем учиться определять склонение имен существительных, поговорим о спорте и здоровом образе жизни)
Запишите тему. Спорт – это здоровье.
Составим пословицу и узнаем первую составляющую здорового образа жизни.
Набирается, спортом, тот, занимается, кто, силы (Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.)
О чем это пословица? (о спорте. Чтобы быть здоровым надо заниматься спортом)
Найдите в этой пословице существительные и определите падеж! (Спорту - Д.п., время – В.п., здоровье – В.п.)
дела, свое, пользой, тело, для, закаляй, с (Закаляй свое тело с пользой для дела) Подчеркните орфограммы в пословице
О чем говорят вам рисунки, показанные на слайде? (О чистоте. Кто знает пословицу о чистоте?) Чистота — залог здоровья. Сколько существительных в этой пословице?
Как определить склонение данных существительных. Что нужно помнить о склонении?
Согласны ли вы, что здоровья – это существительное 1 склонения, потому что окончание – я, а существительное спорту не относится ни к какому склонению, потому что окончание – у, а такого окончания в таблице нет.
С чего надо начинать определение склонения существительного? (Проверьте себя на странице 100)
5. Составление алгоритма.
-Давайте составим алгоритм .
1.Поставить имя существительное в начальную форму.(Им.п., ед.ч.)
2.Определить род.
3.Выделить окончание.
4.По роду и окончанию определить тип склонения.
-Зная алгоритм, вы можете определить тип склонения имени существительного.
6. Работа по карточкам:
Разноуровневые карточки
Голубая (слабым учащимся).
Поставь “плюс” напротив склонения существительного.
Имя существительное |
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Бег |
|
|
|
Медаль |
|
|
|
Поход |
|
|
|
Скакалка |
|
|
|
Гиря |
|
|
|
Красная (сильным).
Зачеркни лишние слова.
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Скакалка |
Плавание |
Кубок |
Обручи |
Лапта |
баскетбол |
Ракетки |
Эстафета |
Футболка |
Мячи |
Отжимание |
Медаль |
7. Мозговой штурм (всё о существительном). (Да – хлопают, нет - топают)
-Имя существительное – это самостоятельная часть речи (да)
-У существительного два рода мужской и женский (нет)
-Существительные отвечают на вопрос какой? (нет)
-Существительные бывают одушевленные и неодушевленные (да)
-Коля – это имя собственное (да)
-Существительные дательного падежа отвечают на вопросы кого? Чего? (нет)
-Существительные 1-го склонения имеют окончания –а, -я? (да)
-Существительные лыжи, санки, коньки всегда имеют множественное число (да)
- существительные обозначают действие (нет)
- Чтобы определить склонение надо существительное поставить в начальную форму
8. Продолжение темы урока. Работа по слайду. Устное объяснение пословиц.
И старым и м..л..дым вреден табач..ный дым.
Кто ч..ловеку зла желает, тот б..лезни на себя навлекает
В дом.., где свеж..й воздух и солнеч..ный свет, врач.. не надобен.
- Спишите одну пословицу, которая вам больше понравилась, вставьте пропущенные буквы, найдите имена существительные, определите склонение.
9. Закрепление изученного материала. Работа в парах с текстом.
Прочитайте текст. Определить тему текста.
Чередование часов работы, отдыха и сна, необходимый момент планирования собственной жизни.
Если ты решил вести здоровый образ жизни, распиши собственный режим дня, подходящий для тебя.
Тебя не должна расстраивать плохая погода, отсутствие денег или предательство друга - смотри на все с позитивной точки зрения. Отрицательные эмоции - ведут к болезням.
Чтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной, не лежи на диване и не просиживай у компьютера, телевизора. Есть много интересного вокруг нас. Найди увлечение по душе: занимайся спортом, танцами, учись играть на музыкальных инструментах, и в компаниях ты будешь незаменим. Веди здоровый образ жизни и будь здоров!
Выделенные слова выпишите в начальной форме в три столбика по типу склонения, выделите окончание, определить род.
Проверяем:
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
работа |
отдых |
жизнь |
погода |
сон |
болезнь |
точка |
день |
|
душа |
друг |
|
компания |
компьютер |
10. Итог урока. Подошел к концу наш урок. Мы решили поставленные перед собой задачи?
Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторили, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Тема урока была «Здоровье – это спорт». Вы хотите быть здоровыми? Почему?
11. Рефлексия. Вам было интересно на уроке? За что вы можете себя похвалить? Что вы хотите сказать одноклассникам по теме?
12. Д/З
По выбору
1. Стр.100 №178
2. Минисочинение «Я выбираю спорт»
Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых мы вспомнили. Желаю вам крепкого здоровья, счастья, бодрости и хорошего настроения. Растите крепкими и здоровыми!
Сафронова Елена Леонидовна
Пластинина Галина Григорьевна