Урок русского языка в 4 классе «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

2
2
Материал опубликован 21 December 2017 в группе

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.


Цель: закреплять знания о типах склонения имён существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного по алгоритму; развивать орфографическую зоркость, внимании, логическое мышление; воспитывать доброе отношение к людям; учить быть здоровым человеком.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

познавательные-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные- нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Ход урока
1. Организационный момент. Я желаю вам быть на уроке внимательными, добрыми и старательными. Пусть у вас все получится.


 

2. Чистописание. Число, Классная работа. Зз здоровье

Я дала вам первую подсказку к нашей теме урока.
3.Актуализация знаний.

Словарная работа.
-Командная игра на льду на коньках с шайбой (Хоккей)

-Один из основных видов легкой атлетики, спортивный на различные дистанции (Бег)

-Комплекс физических упражнений, выполняемый утром после сна с целью повышения общего тонуса организма (зарядка)

-Командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) наибольшее количество раз. 

В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире. (футбол)

-Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания (бассейн)

-Спортивная игра с мячом и ракетками на площадке корте с сеткой. Бывает настольный. (теннис)

-Один из способов передвижения. Самый доступный вид физической нагрузки. Нагрузка определяется темпом и продолжительностью. (ходьба)

-Вид спортивных соревнований - бег, лыжные гонки  по пересеченной местности (кросс)

Посмотрите внимательно на записанные слова.

-Я считаю, что все эти слова имена существительные.

-Во всех словах орфограмма – удвоенная согласная в корне. (Нет)

-Эти слова можно разделить на три группы – по типу склонения (Нет. Здесь не встретилось существительное третьего склонения)

-Все эти слова объединены общей темой (да)

-Как вы думаете на какую тему мы сегодня будем говорить на уроке? (Спорт – это здоровье!)

4.
Сообщение темы урока

Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного

Какие задачи мы поставим на урок? (Вспомним типы склонений, будем учиться определять склонение имен существительных, поговорим о спорте и здоровом образе жизни)

Запишите тему. Спорт – это здоровье.

Составим пословицу и узнаем первую составляющую здорового образа жизни.

Набирается, спортом, тот, занимается, кто, силы (Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.)

О чем это пословица? (о спорте. Чтобы быть здоровым надо заниматься спортом)

Найдите в этой пословице существительные и определите падеж! (Спорту - Д.п., время – В.п., здоровье – В.п.)

дела, свое, пользой, тело, для, закаляй, с (Закаляй свое тело с пользой для дела) Подчеркните орфограммы в пословице

О чем говорят вам рисунки, показанные на слайде? (О чистоте. Кто знает пословицу о чистоте?) Чистота — залог здоровья. Сколько существительных в этой пословице?

Как определить склонение данных существительных. Что нужно помнить о склонении?

Согласны ли вы, что здоровья – это существительное 1 склонения, потому что окончание – я, а существительное спорту не относится ни к какому склонению, потому что окончание – у, а такого окончания в таблице нет.

С чего надо начинать определение склонения существительного? (Проверьте себя на странице 100)

5. Составление алгоритма.
-Давайте составим алгоритм .
1.Поставить имя существительное в начальную форму.(Им.п., ед.ч.)
2.Определить род.
3.Выделить окончание.
4.По роду и окончанию определить тип склонения.
-Зная алгоритм, вы можете определить тип склонения имени существительного.

6. Работа по карточкам:

Разноуровневые карточки

Голубая  (слабым учащимся).

Поставь “плюс” напротив склонения существительного.

Имя существительное

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Бег

 

 

 

Медаль

 

 

 

Поход

 

 

 

Скакалка

 

 

 

Гиря

 

 

 

Красная (сильным).

Зачеркни лишние слова.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Скакалка

Плавание

Кубок

Обручи

Лапта

баскетбол

Ракетки

Эстафета

Футболка

Мячи

Отжимание

Медаль

7. Мозговой штурм (всё о существительном). (Да – хлопают, нет - топают)
-Имя существительное – это самостоятельная часть речи (да)
-У существительного два рода мужской и женский (нет)
-Существительные отвечают на вопрос какой? (нет)
-Существительные бывают одушевленные и неодушевленные (да)
-Коля – это имя собственное (да)
-Существительные дательного падежа отвечают на вопросы кого? Чего? (нет)
-Существительные 1-го склонения имеют окончания –а, -я? (да)
-Существительные лыжи, санки, коньки всегда имеют множественное число (да)

- существительные обозначают действие (нет)

- Чтобы определить склонение надо существительное поставить в начальную форму

8. Продолжение темы урока. Работа по слайду. Устное объяснение пословиц.

И старым и м..л..дым вреден табач..ный дым.

Кто ч..ловеку зла желает, тот б..лезни на себя навлекает

В дом.., где свеж..й воздух и солнеч..ный свет, врач.. не надобен.

- Спишите одну пословицу, которая вам больше понравилась, вставьте пропущенные буквы, найдите имена существительные, определите склонение.

9. Закрепление изученного материала. Работа в парах с текстом.

Прочитайте текст. Определить тему текста.

Чередование часов работы, отдыха и сна, необходимый момент планирования собственной жизни.

Если ты решил вести здоровый образ жизни, распиши собственный режим дня, подходящий для тебя.

Тебя не должна расстраивать плохая погода, отсутствие денег или предательство друга - смотри на все с позитивной точки зрения. Отрицательные эмоции - ведут к болезням.

Чтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной, не лежи на диване и не просиживай у компьютера, телевизора. Есть много интересного вокруг нас. Найди увлечение по душе: занимайся спортом, танцами, учись играть на музыкальных инструментах, и в компаниях ты будешь незаменим. Веди здоровый образ жизни и будь здоров!

Выделенные слова выпишите в начальной форме в три столбика по типу склонения, выделите окончание, определить род.

Проверяем:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

работа

отдых

жизнь

погода

сон

болезнь

точка

день

 

душа

друг

 

компания

компьютер

 


10. Итог урока. Подошел к концу наш урок. Мы решили поставленные перед собой задачи?

Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторили, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Тема урока была «Здоровье – это спорт». Вы хотите быть здоровыми? Почему?


11. Рефлексия. Вам было интересно на уроке? За что вы можете себя похвалить? Что вы хотите сказать одноклассникам по теме?

12. Д/З
По выбору
1. Стр.100 №178
2. Минисочинение «Я выбираю спорт»

Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых мы вспомнили. Желаю вам крепкого здоровья, счастья, бодрости и хорошего настроения. Растите крепкими и здоровыми!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемая Ольга Васильевна! Спасибо за урок! но конкурс "... с мультимедийным сопровождением". Я его не увидела!

16 January 2018

Урок хороший, но презентации нет.

17 January 2018

Похожие публикации