Конспект урока по русскому языку «Понятие об имени существительном» (3 класс)
ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми
образовательными потребностями г. Смоленска”
Конспект урока по русскому языку
“Понятие об имени существительном”
3 класс
Учитель начальных классов
Язенина Ольга Анатольевна
2018 г.
Пояснительная записка
Конспект урока используется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательные программы индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Но сценарий легко можно изменить для обучения деток в обычном классе.
Программа: “Школа России”.
Учебник: «Русский язык» (Канакина В.П., Горецкий В.Г, 2 часть).
Раздел: «Части речи. Имя существительное».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: ИКТ, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Вид обучения: индивидуальное.
Цель: формирование понятия об имени существительном как о части речи.
Задачи:
1. Создать условия для формирования понятия “имя существительное”, научить отличать имена существительные от других частей речи.
2. Повторить знания об имени существительном, полученные ранее; расширять словарный запас.
3. Воспитывать любовь к родному языку, интерес к учебному предмету.
Средства обучения: электронная тетрадь, иллюстрации, гифки, электронный ресурс learningapps, музыкальный файл для минутки релаксации.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Здравствуй, (имя)! Как настроение?
Любишь ли ты стихотворения?
- Тебя сюрприз, (имя), ждёт -
В стихах сегодняшний урок.
2. Мотивация учебной деятельности обучающегося.
- Сегодня на уроке нашем
Не будем петь и не попляшем.
Мы будем знанья получать,
Чтоб очень-очень много знать.
Игру тебе я предлагаю.
В неё с тобой уже играли.
Это игра “Верю - не верю”.
Сегодня - новые примеры.
А помнишь правила игры?
Напомнишь, может, мне их ты?
- Ты правильно всё рассказал.
В игре ты - профессионал.
И я сейчас всё обобщу,
И ничего не упущу.
Я предлагаю утвержденье,
А вместе с ним изображенье.
Тебя спрошу: “Ты в это веришь?”,
А ты подумаешь, ответишь.
Но выберешь один ответ:
Либо “да”, либо “нет”.
А истину узнаешь с опозданием -
Как только выполнишь задание.
Итак, я вижу - ты готов.
Первый мой вопрос таков:
Веришь ли ты, что кошки - хорошие хозяйки: могут мыть посуду, пол?
- Я принимаю твой ответ.
Ты мне ответил чётко: “Нет”.
(Ты ответил твёрдо:”Да”.
Что ж, проверим мы тогда.)
Задание 1.
- Чтоб правильный ответ узнать,
Надо ребус разгадать.
(Имя существительное)
- “С заданьем справился отлично!” -
Тебе скажу я это лично.
Скажу ответ на свой вопрос -
Проверишь сразу свой прогноз.
3. Подготовительный этап к восприятию темы. Постановка целей и задач урока. Сообщение темы урока.
- Ну что ж, игру мы продолжаем
И на вопросы отвечаем.
Веришь ли ты, что собаки и кролики могут иногда бегать вертикально по стенам?
- Ответил ты почти мгновенно.
Узнаешь правду непременно.
Немножко позже - не сейчас.
Узнаешь - не пройдёт и час.
Давай продолжим мы урок.
Ты тему назови, дружок.
Её из ребуса читай
И чётко, громко называй.
- Ты правильно мне отвечаешь.
О существительном что знаешь?
- Отлично. Знаешь ты не много.
По знаниям продолжим мы дорогу.
Нас окружает множество вещей.
Ты назови мне их скорей.
- В нашей речи много слов.
К их изучению готов?
- Слова на группы разделили -
Нам части речи подарили.
И первая - неповторима:
Существительное имя.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами. (из интернета)
- Что должен ты о существительном узнать?
Подумай и попробуй мне сказать.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Сегодня мы вспомним то, что знали об этой части раньше. К концу урока ты должен запомнить, что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает, научиться отличать его от других частей речи. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что? На вопрос кто? отвечают имена существительные, обозначающие людей и животных. Это одушевлённые существительные:
Учёный, заяц, ученик,
Король, корова, выпускник,
Улитка, дедушка, лягушка,
Учитель, мама, друг, подружка.
На вопрос что? отвечают все остальные имена существительные:
Дом, калитка, ветер, торт,
Солнце, дождь, корабль, порт,
Космос, звёздочка, луна,
Роза, дом, завод, весна.
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я сама – ответы!
Вопросы эти – «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет. (из интернета)
5. Первичная проверка понимания.
- Знаешь, почему слова эти удивительные
Люди называют именами существительными?
- Оглянись вокруг себя. Предметы, которые находятся, то есть существуют вокруг тебя, обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чём-то существующем, и обозначающем предмет, учёные договорились называть именами существительными.
Я понятно объясняю?
Задание 2.
- Для закрепленья предлагаю
Провести аукцион.
Совсем не трудным будет он.
- Вот картинка. Посмотри.
На ней предметы все найди.
Их мы будем называть
По-очереди. И писать.
А победит в игре лишь тот,
Кто слово последним назовёт.
- Отлично справились с тобой!
Довольна я этой игрой.
Она проверить помогла -
Ты видишь нужные слова.
Сейчас на свой вопрос отвечу:
Свою я тайну рассекречу.
- Я предлагаю продолжать
Часть речи эту изучать.
Но перед новым упражнением
Очередное выражение.
Веришь ли ты, что собаки - отличные рыбаки?
- Не подтвержу, ни опровергну.
Потом ответ узнаешь верный...
У существительных в теории
Есть много разных категорий.
Часть знаешь ты не первый год:
Число, конечно же, и род.
Узнаешь позже остальные.
О них услышишь ты впервые.
О роде мы поговорим -
У слов мы род определим.
Всего родов известно три.
Ты мне их, (имя), назови.
Минутка релаксации.
- Устал немного? Отдохнём -
Релаксацию проведём.
Удобно сядь. Глаза закрой.
И берег представляй морской.
Или полянку, или луг…
Куда мечта забросит вдруг...
Мелодия Дж. Ласта "Одинокий пастух" - (воспроизводить 40 сек - 1 мин.)
6. Первичное закрепление.
- Отдохнули. Продолжаем.
Слова-предметы изучаем.
Чтоб род легко определять,
Подсказки можно подставлять:
“Он мой” к мужскому роду ставим.
А средний род определяем -
“Оно моё”. И знаю я,
Что женский род - “она моя”.
Всё ли понятно, говори.
И мне всё это повтори.
Задание 3.
- Тогда заданье выполняй,
Слова-подсказки применяй.
Электронный ресурс "LerningAps@ (определение рода имён существительных)
- Ты был серьёзным и внимательным,
Работал, как всегда, старательно.
Ты род у слов определил,
Их друг от друга отделил.
К вопросу нашему вернёмся
И от урока отвлечёмся.
Ответил: “Да” ты без сомнений.
Можно сказать - ты просто гений!
(Уверенно ответил: “Нет” -
Нашёл неправильный ответ.)
7. Закрепление.
- Вопрос последний я задам.
Тебе он будет по зубам.
Есть люди-моржи (люди, которые могут купаться в ледяной воде без вреда здоровью). А веришь ли ты, что есть люди-моржи, которые могут плавать подо льдом?
Задание 4.
- А теперь, (имя), внимание!
У нас ещё одно задание.
Среди этих слов - гляди -
Существительные найди.
Не просто слово укажи,
А попробуй - докажи.
Зеленеть, зелёный, зелень, зеленоглазый.
Белизна, белый, белеть, белка.
Водный, водитель, вода.
- Знания правильно ты применил
И существительные определил.
Одним словом говоря -
Наш урок прошёл не зря.
Предлагаю доиграть -
Ответ на мой вопрос узнать.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- К концу урока мы подходим.
Итоги общие подводим.
Что по теме ты запомнил?
Что ты понял? Что не понял?
Для этого используй с увлечением
Методику “Закончи предложение”.
Начало предложения читай,
Своё же окончанье предлагай.
Раньше я знал о существительном _________________.
А после урока я знаю об этой части речи ___________.
Упражнения помогли мне _________________________.
Я запомнил ______________________________________.
Имя существительное - это ________________________.
Одушевлённые имена существительные - это _______.
Примеры одушевлённых существительных - _______.
- Осталось оценить работу
И вспомнить, были ль недочёты.
- Оценку ты свою узнал.
Её и ставим мы в журнал.
Ну вот. Закончился урок.
В нём, безусловно, виден толк.
С тобой прощаемся сейчас.
До встречи в следующий раз!
Используемые ресурсы:
1. http://scorpionse.ucoz.ru/index/dobryj_den_animacija_gif/0-113 - ссылка на гифк “Добрый день!”
2. https://www.liveinternet.ru/users/svetlana---/post242542779/ - ссылка на гифк кошка моет посуду
3. https://vgif.ru/zhivotnye/kot-moet-pol - ссылка на гифк кошка моет пол
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/20/konspekt-
uroka-russkogo-yazyka-chast-rechi-imya - ссылка на конспект урока, из которого взято первое стихотворение, сайт “Социальная сеть работников образования”)
5. https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-odushevlennie
-i-neodushevlennie-imena-suschestvitelnie-klass-2627113.html - ссылка на презентацию, из которого взято второе стихотворение, сайт “Инфоурок”)
6. https://www.liveinternet.ru/users/4327727/post158832925 - ссылка на картинку, “Сюжетные картинки “Мой дом”)
7. https://kashamalasha.com/post/1984-parkur-po-stenam - ссылка на гифк (“Паркур по стене”)
8. https://u2start.com/topic/10631/ - ссылка на гифк с кроликом
9. https://pikabu.ru/story/udachnaya_ryibalka_4721621 - ссылка на гифк собака-рыбак
10. https://vgif.ru/muzhchiny/vstal-iz-podo-lda - ссылка на гифк пловец подо льдом
Ильина Оксана Геннадьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна