Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имён существительных», 3 класс

0
1
Материал опубликован 23 January 2018

План – конспект

урока по русскому языку в 3 классе

Тема «Творительный падеж имён существительных»

Цель: Познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями, вопросами, предлогами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и употреблять в речи имена существительные в творительном падеже; определять изученные падежи имён существительных; составлять предложения; писать слова с изученными орфограммами; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; слушать других, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: книга «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий 2 часть, падежный паспорт, компьютер, презентация, смайлики для подведения итогов

Ход урока

I Организационный момент

-Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

Улыбнитесь им и друг другу.

СЛАЙД 1 Путешествие в «Страну знаний»

- Мы сейчас отправимся с вами в путешествие

Но перед тем, как это сделать мы проверим домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания

Упр. 93

Прочитайте стихотворение.

На свете все на все похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз огромный;

Журавль – на тощий кран подъемный;

Кот полосатый – на пижаму;

Я – на тебя, а ты на маму.

Назовите имена существительные в винительном падеже.

Какие предметы вы смогли сравнить между собой, и по ка­кому признаку?

- Как настоящие путешественники мы должны проверить и убедиться все ли у нас на месте снаряжения. Тетради, линейка, ручка, карандаш, учебник.

- Теперь можно отправляться в путь.

СЛАЙД 2 Гора «Чистописания»

- На нашем пути гора «Чистописания»

- Чтобы ее преодолеть, давайте сделаем разминку. (Гимнастика для кисти руки)

-Теперь напишите по образцу две строчки чистописания правильно и красиво. Обратите внимание на первую строку. Это ключ, который поможет открыть волшебную дверь.

Тп

труд творить

III. Актуализация знаний

СЛАЙД 3 Сказочное озеро

- Продолжаем наше путешествие. Мы подошли к Сказочному озеру.

а) Послушайте сказку. Подумайте, о ком она:

«Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называют теперь предложным». (Эта сказка о падежах.)

- Сколько же падежей в русском языке? (6)

- Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?

(Сообщение ученика)

Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить правильно и красиво

Наша сказка не закончилась.

СЛАЙД 4 Укажите падеж выделенных имён существительных.

Прочитайте.

- Из какого произведения эти строки? Назовите автора. (Из «Сказки о царе Салтане...», А.С. Пушкин.)

Вот идёт молва правдива: (И.п.)

За морем царевна есть, (Т.п.)

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает, (В.п.)

Месяц под косой блестит, ( Т.п).

А во лбу звезда горит. (И.п).

А. Пушкин

Спишите отрывок. Укажите падеж выделенных имён существительных. (Самопроверка и самооценка)

IV. Самоопределение к деятельности

СЛАЙД 5 Определите падеж имён су­ществительных

- На берегу озера стоит избушка нам нужно в нее войти, чтобы узнать тайну нашего путешествия. Для этого нужно определите падеж имён су­ществительных.(Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют падеж)

Наблюдал за птицей,

сидел под берёзой,

летал над облаком.

- Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Сто­ят в творительном падеже.)

- Кто догадался, о чем мы узнаем в нашем путешествии?

(Творительный падеж имен существительных)

СЛАЙД 6 (Творительный падеж имен существительных)

- Сегодня мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным

Надо всё теперь понять

В падеже творительном. ( Т. Рик)

- Чтобы продолжить наше путешествие, давайте еще раз назовем падежи и вопросы к ним.

1. Именной (потому что первый среди равных).

2. Родительский ( падеж родства).

3. Щедрый (потому что всем все дает).

4. Виновательный (потому что кругом всех винит).

5. Падеж – работяга (или орудийный).

6. Сказательный падеж или местный.

- Антон все перепутал, так падежи назывались намного раньше. Так как же в современное время называются падежи? (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. )

- При помощи какой небылицы проще запомнить падежи (Иван родил девчонку, велел тащить пеленки)

- В названиях падежей отразилось главное в их значении. И сегодня предметом нашего изучения станет падеж-работяга или орудийный, так называли его в старину, от слова орудие, которым что-нибудь делают, а в настоящее время творительный падеж. Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать.

V. Работа по теме урока

СЛАЙД 7 Лес «Знаний»

- Мы пришли с вами в лес «Знаний», чтобы узнать с какими предлогами употребляется творительный падеж. Выполним

Упр. 94 (с. 52).

- Прочитайте. Поставьте вопросы к выделенным именам существительным, от слов с которыми они ввязаны по смыслу. Определите по вопросу их падеж.

- С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания имен существительных в творительном падеже.

(Выполняют упражнение с комментированием.)

На полянке пахнет земляникой. За городом начинается лес. Между березками течет ручеек. Бабушка испекла пироги с черникой.4 Над болотом кружили журавли. Кто бал первым космонавтом.

К каким существительным поставили вопрос кем?, а к каким — чем?

(К одушевленным вопрос кем? К неодушевленным чем?)

Назовите предлоги, с которыми употреблены имена суще­ствительные. Выделите их кружочком. (за, между, с, над)

- Давайте, наши выводы сравним со сведениями в учебнике.

Прочитайте сведения о языке на с. 53.

(Прикрепить на доску тему урока, предлоги, вопросы)

Творительный падеж

Вопросы Предлоги

кем? чем? с, со, перед, под, над, за, между

-Я тоже сделала табличку, но добавила вспомогательное слово и окончания.

Творительный падеж-работяга, творит добро, используя орудия (чем?). Доброта приносит радость и поэтому все остаются довольны.

Вспомогательное слово доволен

СЛАЙД 8 Таблица

Творительный падеж

Вопросы

Вспомогательные слова

Предлоги

Окончания

кем?

 

над, за

-ой, -ом

чем?

доволен

под, перед

-ей, -ем

   

с, со, между

-ью

- Заполните падежный паспорт.

Стихотворение о Т.п. (читает ученик)

А я - творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – чем?

Творите!- кем?

Я подскажу вам нет проблем!

Предлогам перед, под и над,

В любой момент я очень рад.

VI Физкультминутка

СЛАЙД 9 Поляна «Отдыха»

- Мы немножко устали, давайте сделаем привал на поляне «Отдыха».

Если увидите на экране существительное женского рода, то присядьте один раз, если – мужского рода, два раза, а если – среднего рода, три раза.(зима, улица, снег, дерево, снегирь, окно, снеговик, снежинка)

VII. Закрепление изученного материала

СЛАЙД 10 Мосту «Предложения»

- Продолжим наше путешествие. Мы подошли к мосту «Предложения»

Работа по учебнику

Чтобы его перейти нужно выполнить Упр. 95 (с. 53)

- Прочитайте. Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы.

Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду.

Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.

Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.

Запишите два предложения. Укажите падеж имен существительных. (Работа в парах.)

(Траву косят косой. Доску пилят пилой. Рыбу ловят неводом. Гвоздь забивают молотком. Одежду шьют иглой.)

(Взаимопроверка и взаимооценка)

СЛАЙД 11

Прочитайте стихотворение. Найдите имена существитель­ные, которые стоят в форме творительного падежа.

Хорошо в лесу, ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой, и сосной,

И малиною лесной. М. Кравчук

VIII. Подведение итогов урока

СЛАЙД 12 Река «Прощай»

- И вот мы подошли к реке «Прощай»

Поработали мы дружно,

И теперь сказать должны:

«Что узнали мы сегодня,

И забыть уж не должны»

- Сколько падежей в русском языке?

- Какие тайны открыл для вас творительный падеж? (Т.п. - падеж-работяга, имеет значение орудия, которым что-нибудь делают. Название падежа связано со словом творить)

- На память о нашем путешествии я хочу подарить снежинки, чтобы их получить, нужно ответить на вопрос с обратной стороны.

- Назовите вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)

- С какими предлогами употребляются имена существитель­ные в творительном падеже? (с, со, перед, под, над, за, между)

- Какие окончания имеют имена существительные, стоящие в форме творительного падежа? (-ой,-ей, ом,-ем, -ью, )

IX. Домашнее задание

-Молодцы! Дома выполните Упр. 96 (с. 53). Устно

Задание на карточке выполните письменно. Для каждого из вас свое задание.

Составить и записать одно предложение с именами существи­тельными в творительном падеже.

X. Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие?

- Чему учились на уроке?

- Подумайте, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания. (На уроках в школе)

- Ребята, на столе лежат смайлики. Возьмите тот смайлик, который соответствует вашему впечатлению от урока.

Выставление оценок.

Прочитай пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Во вставленных словах определи в скобках падеж.

Не спеши языком (____), торопись ________________ ( _____ ).

Что написано пером ( ___ ), не вырубишь и ________________ ( _____ ).

Март с водой ( ____), апрель с _______________ ( ____ ).

Февраль силён метелью ( ____ ), а март ______________________ ( _____ )

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: топором, травой, капелью, делом.

Составить и записать одно предложение с именем существи­тельными в творительном падеже.

__________________________________________________________________

Прочитай пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Во вставленных словах определи в скобках падеж.

Не спеши языком (____), торопись делом ( _____ ).

Что написано пером ( ___ ), не вырубишь и ________________ ( _____ ).

Март с водой ( ____), апрель с _______________ ( ____ ).

Февраль силён метелью ( ____ ), а март ______________________ ( _____ ).

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: топором, травой, капелью, делом.

__________________________________________________________________

Прочитай пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Во вставленных словах определи в скобках падеж.

Не спеши языком (____), торопись ________________ ( _____ ).

Что написано пером ( ___ ), не вырубишь и ________________ ( _____ ).

Март с водой ( ____), апрель с _______________ ( ____ ).

Февраль силён метелью ( ____ ), а март ______________________ ( _____ ).

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: топором, травой, капелью, делом.

 Воспитательный момент. Дома вам надо еще раз повторить падежи, чтобы не получилось как в стихотворении “Ленительный падеж”.


 


 

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?

Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать 
Какой-нибудь предлог.

Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.

А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые 
Изменят имена.

- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые 
Придумать имена?

Ведь я падеж Творительный 
Нарочно не учу:
Трудиться
А тем более
Творить 
Я не хочу.

- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, просительный!

Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.

 

(Г.Граубин)

 
     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок интересный. Должно быть прошел на высоком уровне. Следует отметить, что каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации. Проведение уроков с использованием ИКТ является свойственным учителю, соответствует системе её работы. Использование информационных технологий эффективно повлияет на результативность урока: мотивацию учащихся, отразит итоги работы учащихся на уроке . учащиеся научатся распознавать и употреблять в речи имена существительные в творительном падеже; определять изученные падежи имён существительных; составлять предложения; писать слова с изученными орфограммами; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; слушать других, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

23 January 2018