12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белобратова Надежда Михайловна103
Материал размещён в группе «Аттестация педагогических работников»

ОГБОУ «Лесно – Конобеевская школа – интернат"

 

Конспект открытого урока

по письму и развитию речи в 5 классе

«Третье склонение

имён существительных»


 

учителя русского языка и чтения

I квалификационной категории

Н.М.Белобратовой

2018 -2019 учебный год

Тема урока: Имена существительные 3 склонения.

 

Цели урока:

- закреплять понятие о существительных 3 склонения;

- развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах;

- развивать орфографическую зоркость;

- накапливать словарный запас имен существительных;

- корригировать логические формы мышления для обобщения знаний;

- воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну путем выполнения заданий патриотического содержания.

                                                                     Ход урока.

1.Оргмомент.

Приветствие.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

 

Садятся девочки. Садятся мальчики.

 

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

2. Психологический настрой на урок.

- Закройте, пожалуйста, глаза, слушайте меня и попытайтесь закончить предложение.

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё … (видят)

Уши внимательно слушают и всё … (слышат)

Голова ясно и хорошо … (работает)

3. Запись числа.

4. Минутка чистописания.

Мм Москва Шш Шацк Рр Рязань

- Прочитайте, что написано на доске?

(согласные буквы и слова)

- Что это за слова? Что у них общего?

(имена сущ., названия городов, имена собственные, неодушевлённые, ед.ч.)

- Чем отличаются эти слова?

(Слова Москва и Рязань состоят из двух слогов, а Шацк – из одного. Москва и Рязань – ж.р., а Шацк – м.р.)

- А какого склонения эти существительные?

5. Актуализация знаний учащихся.

- Прежде, чем будем определять склонение, вспомним, а что это такое?

(изменение по падежам)

- Сколько типов склонения в русском языке? (3)

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

(ответы детей)

- Какое же из записанных слов 1 склонения? (Москва)

- Что вы знаете о Москве?

Москва – столица нашей Родины.

- Прочитайте предложение. Назовите все имена существительные в нём.

- Какого они склонения? Определим.

Столица ( ж.р., 1 скл.)

- В каком падеже стоит сущ. Родины? (Р.п.)

- Что нужно сделать, чтобы определить склонение этого сущ.?

 

(поставить в начальную форму – И.п.. ед.ч.)

 

Родины – Родина (ж.р., 1 скл.)

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

(ответы детей)

- Какое из записанных существительных 2 склонения? (Шацк)

-Что это за город? Что вы знаете о нём?

Шацк - это наш районный центр. Основан он в 1553 году.

- А какого же склонения слово Рязань? Какого рода слово? На что оканчивается?

- Верно, ж.р., оканчивается на мягкий знак. Это слово относится к 3 скл.

6. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, чему же будет посвящён сегодняшний урок?

- Сегодня мы закрепим понятие о существительных 3 склонения.

- Ребята, кто – то из вас был в Рязани? Что вы знаете об этом городе?

У города очень богатая история. О ней вы узнаете позже на уроках истории и внеклассных занятиях.

Рязань – это областной центр. Кремль – самая древняя часть Рязани. Его площадь – 26 гектаров. В сентябре 2017г. Рязанская область отметила 80- летие со дня образования.

Рязань считают столицей ВДВ (воздушно – десантных войск). Есть десантное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, музей воздушно – десантных войск.

В Рязани 12 площадей. Главными из них считают площадь Ленина и площадь Победы. На площади Победы горит Вечный огонь. А в Новогодние праздники там вырос вот такой «каменный цветок».

Рязань – это и промышленный город, который постоянно растёт и развивается. Ежегодно в нём появляются новые высотные дома.

- Ребята, а что есть в каждом доме, квартире?

(ответы детей)

Стол всегда был предметом особого почитания. За большим столом собирались все члены семьи по будням и праздникам. Он стоял посреди комнаты. Всякое семейное событие решалось и отмечалось за столом, который в давние времена являлся еще символом достатка и счастья.

Были широко распространены и предписания типа: «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви». Существует даже поговорка  «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска»

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Чем покрыт стол? (скатертью)

- Какого склонения это слово?

7. Работа над новым материалом.

- Просклоняем слово скатерть.

(1 ученик выполняет работу на доске)

И.п.(что?) скатерть

Р.п. (чего?) скатерти

Д.п. (чему?) скатерти

В.п. (что?) скатерть

Т.п. (чем?) скатертью

П.п. (о чём?) о скатерти

- Обратите внимание на окончания. Что заметили?

(в родительном, дательном и предложном падежах – окончание и)

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

В дом, ребята, мы попадаем через дверь. В большинстве дверей есть замочная скважина. Выполним упражнение, которое так и называется «Посмотри в замочную скважину».

8. Физкультминутка. Упражнение для глаз «Посмотри в замочную скважину»

- Я предлагаю закрыть левый глаз ладошкой. Взять в руки жёлтый круг. (Жёлтый свет на светофоре обозначает «Внимание! Приготовились!») В середине круга отверстие (сделано дыроколом). Смотрим правым глазом в отверстие на доску. (15 сек.)

(картинка убирается, затем появляется вновь)

Теперь закрываем ладошкой правый глаз. Левым глазом смотрим в отверстие в круге, как в замочную скважину (15 сек.)

- Скажите, ребята, а подсматривать – это хорошо? Можно так делать?

(ответы детей)

- Закройте глаза (на 15 сек.), расслабьтесь и назовите то, что вы увидели.

Картинка «А у нас в Рязани грибы с глазами»

-Как вы думаете, что это такое?

      9. Краткий рассказ учителя об истории возникновения пословицы. (2 мин.)

- А вы знаете, откуда появилась такая интересная пословица?

 

«А у нас в Рязани – грибы с глазами. Их едят, они глядят» - у этой забавной пословицы интересная история. В 14 веке ордынцы регулярно совершали набеги на Москву, но по дороге не гнушалась и добычей поменьше. Варвары грабили деревни и города, насиловали и убивали простых людей. Рязанское княжество регулярно подвергалось нападению Орды, так как через него проходил кратчайший маршрут в Первопрестольную. Именно здесь проходили знаменитые сражения в Шишевских лесах.

Лесная первобытная местность, богатая грибами, сама способствовала распознаванию врага. Дело в том, что местным жителям под страхом смерти запрещалось собирать или топтать грибы. Так княжеские пограничные стражи могли вычислять, что по лесным тропам пробирался чужак. Срезанный, сбитый, растоптанный гриб становился «зрячим» - он сообщал бдительной разведке об опасности: о незаконном вторжении противника. «Слепые» же грибы, то есть нетронутые, целые, говорили о том, что на границе пока все тихо и спокойно.

Эта рязанская система успешно работает и сейчас на приграничных территориях РФ с лесными участками. Грибы по сей день успешно справляются с ролью контрольно-следовой полосы и в тех случаях, когда в нетронутых лесах спасатели ищут пропавших людей. В 2013 году в Рязани был установлен памятник «глазастым» грибам. Бронзовая скульптура изображает целую семью крепкого бородатого отца боровичка, двух сыночков в окружении лесной живности, которые смотрят в разные стороны, охраняя покой горожан. Этот проект отдает дань и народной смекалке, и боевому духу рязанцев, и благодарность природе.

 

- Теперь попрошу вас встать рядом с партами. Повторяйте движения за мной.

 

А у нас в Рязани (выставление ноги на пятку)

Все грибы с глазами (сгибание большого и указательного пальцев рук, подносим к

глазам, как бинокль)

Их едят, (поглаживание живота по часовой стрелке)

они глядят (имитация ресниц)

 

- Отдохнули? Продолжаем работу. Внимание на доску.

 

Реши задачу.

На доске написано:

сын мать родство

отец дочь родитель

1) Найди имена существительные 2 склонения. (1 и 3 столбики)

2) Укажи членов одной семьи. (Мать, дочь, сын, отец)

3) Отыщи имена существительные с одним корнем. Назови корень.

(Родство, родитель)

4) Где разместились имена существительные 3 склонения? ( в середине)

10. Работа в парах.

Все мы проживаем в Рязанской области: в маленьких деревнях, больших сёлах и посёлках.

  Для России посёлок – частица,
  А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
  Малой Родиной, где мы живем.

 

- Прочитайте текст на карточках.

 

За окном метель. Мать растопила печь. В избе тепло и уютно. В печи трещат дрова. Кот прилег у печи.

Выкатился из печи уголёк. Дочь подхватила его совком и бросила в огонь.

 

- Назови имена существительные 3 склонения, которые вы нашли в тексте.

- Какое ещё слово оканчивается на ь? (огонь)

- Отнесёте ли его к 3 склонению? Почему?

- Прочитайте шестое предложение. (или 1 предложение 2 абзаца). Найдите главные члены.

- Какой совет вы можете дать семье? (Быть осторожнее с огнём)

- Скажите, а слова печь и печка одного склонения? Почему?

11. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что нового, интересного узнали?

- Кому подарим сегодня наши аплодисменты? (самому трудолюбивому, активному)

12. Домашнее задание. (на карточке)

Подберите к существительным однокоренные существительные 3 скл. без суффикса и запишите их.

Ветка –

Тетрадка –

Ёлка –

Кроватка –

Морковка –

Ночка –

Лошадка –

Кисточка –

Мышка-

Ладошка –

Опубликовано в группе «Аттестация педагогических работников»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.