Урок русского языка на тему «Третье склонение имён существительных» (5 класс)
ОГБОУ «Лесно – Конобеевская школа – интернат"
Конспект открытого урока
по письму и развитию речи в 5 классе
«Третье склонение
имён существительных»
учителя русского языка и чтения
I квалификационной категории
Н.М.Белобратовой
2018 -2019 учебный год
Тема урока: Имена существительные 3 склонения.
Цели урока:
- закреплять понятие о существительных 3 склонения;
- развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах;
- развивать орфографическую зоркость;
- накапливать словарный запас имен существительных;
- корригировать логические формы мышления для обобщения знаний;
- воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну путем выполнения заданий патриотического содержания.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Приветствие.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Садятся девочки. Садятся мальчики.
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
2. Психологический настрой на урок.
- Закройте, пожалуйста, глаза, слушайте меня и попытайтесь закончить предложение.
На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё … (видят)
Уши внимательно слушают и всё … (слышат)
Голова ясно и хорошо … (работает)
3. Запись числа.
4. Минутка чистописания.
Мм Москва Шш Шацк Рр Рязань
- Прочитайте, что написано на доске?
(согласные буквы и слова)
- Что это за слова? Что у них общего?
(имена сущ., названия городов, имена собственные, неодушевлённые, ед.ч.)
- Чем отличаются эти слова?
(Слова Москва и Рязань состоят из двух слогов, а Шацк – из одного. Москва и Рязань – ж.р., а Шацк – м.р.)
- А какого склонения эти существительные?
5. Актуализация знаний учащихся.
- Прежде, чем будем определять склонение, вспомним, а что это такое?
(изменение по падежам)
- Сколько типов склонения в русском языке? (3)
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
(ответы детей)
- Какое же из записанных слов 1 склонения? (Москва)
- Что вы знаете о Москве?
Москва – столица нашей Родины.
- Прочитайте предложение. Назовите все имена существительные в нём.
- Какого они склонения? Определим.
Столица ( ж.р., 1 скл.)
- В каком падеже стоит сущ. Родины? (Р.п.)
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение этого сущ.?
(поставить в начальную форму – И.п.. ед.ч.)
Родины – Родина (ж.р., 1 скл.)
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
(ответы детей)
- Какое из записанных существительных 2 склонения? (Шацк)
-Что это за город? Что вы знаете о нём?
Шацк - это наш районный центр. Основан он в 1553 году.
- А какого же склонения слово Рязань? Какого рода слово? На что оканчивается?
- Верно, ж.р., оканчивается на мягкий знак. Это слово относится к 3 скл.
6. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, чему же будет посвящён сегодняшний урок?
- Сегодня мы закрепим понятие о существительных 3 склонения.
- Ребята, кто – то из вас был в Рязани? Что вы знаете об этом городе?
У города очень богатая история. О ней вы узнаете позже на уроках истории и внеклассных занятиях.
Рязань – это областной центр. Кремль – самая древняя часть Рязани. Его площадь – 26 гектаров. В сентябре 2017г. Рязанская область отметила 80- летие со дня образования.
Рязань считают столицей ВДВ (воздушно – десантных войск). Есть десантное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, музей воздушно – десантных войск.
В Рязани 12 площадей. Главными из них считают площадь Ленина и площадь Победы. На площади Победы горит Вечный огонь. А в Новогодние праздники там вырос вот такой «каменный цветок».
Рязань – это и промышленный город, который постоянно растёт и развивается. Ежегодно в нём появляются новые высотные дома.
- Ребята, а что есть в каждом доме, квартире?
(ответы детей)
Стол всегда был предметом особого почитания. За большим столом собирались все члены семьи по будням и праздникам. Он стоял посреди комнаты. Всякое семейное событие решалось и отмечалось за столом, который в давние времена являлся еще символом достатка и счастья.
Были широко распространены и предписания типа: «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви». Существует даже поговорка «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска»
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Чем покрыт стол? (скатертью)
- Какого склонения это слово?
7. Работа над новым материалом.
- Просклоняем слово скатерть.
(1 ученик выполняет работу на доске)
И.п.(что?) скатерть
Р.п. (чего?) скатерти
Д.п. (чему?) скатерти
В.п. (что?) скатерть
Т.п. (чем?) скатертью
П.п. (о чём?) о скатерти
- Обратите внимание на окончания. Что заметили?
(в родительном, дательном и предложном падежах – окончание и)
- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
В дом, ребята, мы попадаем через дверь. В большинстве дверей есть замочная скважина. Выполним упражнение, которое так и называется «Посмотри в замочную скважину».
8. Физкультминутка. Упражнение для глаз «Посмотри в замочную скважину»
- Я предлагаю закрыть левый глаз ладошкой. Взять в руки жёлтый круг. (Жёлтый свет на светофоре обозначает «Внимание! Приготовились!») В середине круга отверстие (сделано дыроколом). Смотрим правым глазом в отверстие на доску. (15 сек.)
(картинка убирается, затем появляется вновь)
Теперь закрываем ладошкой правый глаз. Левым глазом смотрим в отверстие в круге, как в замочную скважину (15 сек.)
- Скажите, ребята, а подсматривать – это хорошо? Можно так делать?
(ответы детей)
- Закройте глаза (на 15 сек.), расслабьтесь и назовите то, что вы увидели.
Картинка «А у нас в Рязани грибы с глазами»
-Как вы думаете, что это такое?
9. Краткий рассказ учителя об истории возникновения пословицы. (2 мин.)
- А вы знаете, откуда появилась такая интересная пословица?
«А у нас в Рязани – грибы с глазами. Их едят, они глядят» - у этой забавной пословицы интересная история. В 14 веке ордынцы регулярно совершали набеги на Москву, но по дороге не гнушалась и добычей поменьше. Варвары грабили деревни и города, насиловали и убивали простых людей. Рязанское княжество регулярно подвергалось нападению Орды, так как через него проходил кратчайший маршрут в Первопрестольную. Именно здесь проходили знаменитые сражения в Шишевских лесах.
Лесная первобытная местность, богатая грибами, сама способствовала распознаванию врага. Дело в том, что местным жителям под страхом смерти запрещалось собирать или топтать грибы. Так княжеские пограничные стражи могли вычислять, что по лесным тропам пробирался чужак. Срезанный, сбитый, растоптанный гриб становился «зрячим» - он сообщал бдительной разведке об опасности: о незаконном вторжении противника. «Слепые» же грибы, то есть нетронутые, целые, говорили о том, что на границе пока все тихо и спокойно.
Эта рязанская система успешно работает и сейчас на приграничных территориях РФ с лесными участками. Грибы по сей день успешно справляются с ролью контрольно-следовой полосы и в тех случаях, когда в нетронутых лесах спасатели ищут пропавших людей. В 2013 году в Рязани был установлен памятник «глазастым» грибам. Бронзовая скульптура изображает целую семью крепкого бородатого отца боровичка, двух сыночков в окружении лесной живности, которые смотрят в разные стороны, охраняя покой горожан. Этот проект отдает дань и народной смекалке, и боевому духу рязанцев, и благодарность природе.
- Теперь попрошу вас встать рядом с партами. Повторяйте движения за мной.
А у нас в Рязани (выставление ноги на пятку)
Все грибы с глазами (сгибание большого и указательного пальцев рук, подносим к
глазам, как бинокль)
Их едят, (поглаживание живота по часовой стрелке)
они глядят (имитация ресниц)
- Отдохнули? Продолжаем работу. Внимание на доску.
Реши задачу.
На доске написано:
сын мать родство
отец дочь родитель
1) Найди имена существительные 2 склонения. (1 и 3 столбики)
2) Укажи членов одной семьи. (Мать, дочь, сын, отец)
3) Отыщи имена существительные с одним корнем. Назови корень.
(Родство, родитель)
4) Где разместились имена существительные 3 склонения? ( в середине)
10. Работа в парах.
Все мы проживаем в Рязанской области: в маленьких деревнях, больших сёлах и посёлках.
Для России посёлок – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
- Прочитайте текст на карточках.
За окном метель. Мать растопила печь. В избе тепло и уютно. В печи трещат дрова. Кот прилег у печи.
Выкатился из печи уголёк. Дочь подхватила его совком и бросила в огонь.
- Назови имена существительные 3 склонения, которые вы нашли в тексте.
- Какое ещё слово оканчивается на ь? (огонь)
- Отнесёте ли его к 3 склонению? Почему?
- Прочитайте шестое предложение. (или 1 предложение 2 абзаца). Найдите главные члены.
- Какой совет вы можете дать семье? (Быть осторожнее с огнём)
- Скажите, а слова печь и печка одного склонения? Почему?
11. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового, интересного узнали?
- Кому подарим сегодня наши аплодисменты? (самому трудолюбивому, активному)
12. Домашнее задание. (на карточке)
Подберите к существительным однокоренные существительные 3 скл. без суффикса и запишите их.
Ветка –
Тетрадка –
Ёлка –
Кроватка –
Морковка –
Ночка –
Лошадка –
Кисточка –
Мышка-
Ладошка –
Порфирьева Марина Ивановна
Белобратова Надежда Михайловна