Конспект урока русского языка на тему «Три склонения имён существительных» (4 класс)
ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
Конспект
дистанционного урока
русского языка
в 4 классе
Тема: «Три склонения имён существительных»
Учитель: Сташевская Н.Н.
Смоленск
2020
Цель урока:
дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе.
Задачи:
Создать условия для «открытия» обучающимся понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, вступать в диалог; сотрудничать с учителем в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.
Методы и формы обучения: продуктивный (частично-поисковый), репродуктивный (словесный, наглядный); индивидуальная форма обучения.
Оборудование и материалы: компьютер, Интернет; электронная тетрадь обучающегося, интерактивное мультимедийное упражнение.
3. Определение темы урока, постановка целей и задач урока
-Прочитай предложение.
Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… .
- Найди в предложении однородные члены. (О сестре и дочери)
- Как в предложении они соединены?(Союзом И)
- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным, дополнением)
- Какой частью речи они выражены? (Это имя существительное)
- Определи их род и падеж. (Женский род, предложный падеж)
- Как ты думаешь, какие окончания будут у этих существительных?
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери .
-Что ты заметил? (Окончания разные)
- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имен существительных есть еще какой – то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)
На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить.
Разгадай ребус и узнаешь тему нашего урока:
Подбери к этому слову однокоренные слова (склон, поклон)
Итак, тема нашего урока “Три склонения имен существительных”.
Сформулируй задачи нашего урока.
4. Открытие нового знания
Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)
Просклоняй слова в таблице, выдели окончания и сделай вывод
Падежи
Подруга
волк
брошь
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Вывод: что окончания имен существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
Работа по таблицам.
Прочитай слова и окончания в каждой группе.
-Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
– Вот и подошел наш урок к концу. Ты очень хорошо поработал. Ты выполнил все задания героя мультфильма. А сейчас давай вспомним все то, что мы сегодня узнали и вспомнили.
Игра «Продолжи фразу»
Склонение-это ….
У существительных …. склонения
Существительное отвечает на вопросы...
7. Рефлексия
-Оцени свою работу на уроке. Выбери в таблице картинку, соответствующую твоей работе на уроке: солнышко - тебе все удалось на уроке (оценка 5), солнышко с облачко - тебе не всё удалось, было несколько ошибок (оценка 4), и тучка - у тебя ничего не получилось, нужно еще раз повторить тему - (оценка 3).