Конспект урока русского языка на тему «Три склонения имён существительных» (4 класс)
ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
Конспект
дистанционного урока
русского языка
в 4 классе
Тема: «Три склонения имён существительных»
Учитель: Сташевская Н.Н.
Смоленск
2020
Цель урока:
дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе.
Задачи:
-
Создать условия для «открытия» обучающимся понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
-
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
-
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, вступать в диалог; сотрудничать с учителем в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.
Методы и формы обучения: продуктивный (частично-поисковый), репродуктивный (словесный, наглядный); индивидуальная форма обучения.
Оборудование и материалы: компьютер, Интернет; электронная тетрадь обучающегося, интерактивное мультимедийное упражнение.
Дополнительные ресурсы к уроку:
-
Тест “Падежи”
2) Ребус
3) Интерактивное упражнение https://learningapps.org/2967452
4) Интерактивное упражнение https://learningapps.org/1651303
5) Видеоурок (таблицы) https://infourok.ru/videouroki/1740
6) Котенок Гав https://xn--80akjddcen.xn--80asehdb/upload/iblock/d93/7db650df1f9b39602aaf37f7c8173922.jpg
1) Организационный момент
Проверка готовности обучающегося к уроку, эмоциональный настрой на работу.
Какое у тебя сегодня настроение? |
|
|
|
Отличное! |
Задумчивое! |
Грустное! |
2. Актуализация знаний
– Сегодня наш урок необычный, мы будем изучать новую тему и выполнять упражнения вместе с героем известного мультфильма «Котенок по имени Гав».
Но прежде вспомни, что мы изучали на прошлых уроках.
Перейди по ссылке: https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/3-klass/test-opredelenie-padezhej-imen-sushhestvitelnyix.html и выполни тест “Падежи имён существительных”:
3. Определение темы урока, постановка целей и задач урока
-Прочитай предложение.
Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… . |
- Найди в предложении однородные члены. (О сестре и дочери)
- Как в предложении они соединены?(Союзом И)
- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным, дополнением)
- Какой частью речи они выражены? (Это имя существительное)
- Определи их род и падеж. (Женский род, предложный падеж)
- Как ты думаешь, какие окончания будут у этих существительных?
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери . |
-Что ты заметил? (Окончания разные)
- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имен существительных есть еще какой – то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)
На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить.
Разгадай ребус и узнаешь тему нашего урока:
-
Подбери к этому слову однокоренные слова (склон, поклон)
-
Итак, тема нашего урока “Три склонения имен существительных”.
-
Сформулируй задачи нашего урока.
4. Открытие нового знания
-
Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)
-
Просклоняй слова в таблице, выдели окончания и сделай вывод
Падежи |
Подруга |
волк |
брошь |
И.п. |
|||
Р.п. |
|||
Д.п. |
|||
В.п. |
|||
Т.п. |
|||
П.п. |
Вывод: что окончания имен существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
Работа по таблицам.
Прочитай слова и окончания в каждой группе.
|
|
||
|
-Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
5. Первичное закрепление знаний
1) Перейди по ссылке https://learningapps.org/2967452.
-
Прочитай задание. Распредели имена существительные по склонениям.
Физминутка для глаз
Гимнастика для глаз
|
2) Игра “Четвертый лишний”.
-
Найди в каждой строке лишнее слово и выдели его.
|
1. мелочь, туч, дочь, молодёжь. |
2. лебедь, печаль, медь, плеть. |
3. солнце, перец, яйцо, кольцо, колесо. |
3) Упражнение “Вставь окончания”. (интерактивное мультимедийное упражнение).
Перейди по ссылке https://learningapps.org/1651303
6. Подведение итогов урока
– Вот и подошел наш урок к концу. Ты очень хорошо поработал. Ты выполнил все задания героя мультфильма. А сейчас давай вспомним все то, что мы сегодня узнали и вспомнили.
Игра «Продолжи фразу»
Склонение-это …. |
|
У существительных …. склонения |
|
Существительное отвечает на вопросы... |
7. Рефлексия
-Оцени свою работу на уроке. Выбери в таблице картинку, соответствующую твоей работе на уроке: солнышко - тебе все удалось на уроке (оценка 5), солнышко с облачко - тебе не всё удалось, было несколько ошибок (оценка 4), и тучка - у тебя ничего не получилось, нужно еще раз повторить тему - (оценка 3).
|
||
|
|
|
Мне всё удалось! |
Мне не всё удалось. |
У меня ничего не получилось. |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Сташевская Надежда Николаевна
Язенина Ольга Анатольевна
Сташевская Надежда Николаевна