Конспект урока по русскому языку по теме "Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)"
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)
Цель: ознакомить с понятием логическое ударение, учить ставить логическое ударение в словах; развивать коммуникативную компетентность; воспитывать любовь к природе
Формируемые УУД:
Предметные: умения ставить логические ударения в предложениях
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Ход урока
I.Организационный момент.
Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам и тогда
Будем грамотны всегда
II.Каллиграфическая минутка
-Пропишите строку соединения ми
III. Актуализация знаний
-Что такое предложение?
-Какие бывают предложения по интонации? Цели высказывания?
IV.Определение темы урока, постановка целей.
-Прочитайте предложение
Осенний день был солнечным и теплым.
- О чем говорится в предложении?
- Каким был осенний день? (Осенний день был солнечным и теплым).
-Какие слова мы выделили голосом?
- Какой день был солнечным и теплым? (Осенний день был солнечным и теплым.)
-Какое в этот раз слово мы выделили голосом?
- Ребята, одинаково ли мы читали одно и тоже предложение?
- Почему так получилось?
- Какое слово выделяют в предложении? (Слово, на которое хотят обратить внимание слушателей.)
-Может быть, кто-нибудь сможет предположить, чему мы должны научиться на уроке?
-Наша цель- научиться читать предложения выразительно, выделяя голосом те слова, на которые мы хотим обратить внимание слушателей
V.Работа по теме урока
1.Ознакомление с понятием логическое ударение
- Какое слово выделяют в предложении? (Слово, на которое хотят обратить внимание слушателей.)
- Что говорят, когда выделяют в предложении слово, на которое хотят обратить внимание? (Говорят, что на это слово ставят логическое ударение.)
-Что же такое логическое ударение?
2.Упражнение в интонировании предложений
-Прочитайте предложения, ставя логическое ударение на выделенные слова
1.В нашем саду созрел виноград.
1.В нашем саду созрел виноград.
1.В нашем саду созрел виноград.
1.В нашем саду созрел виноград.
ФИЗМИНУТКА
Я иду-иду-иду (ходьба на месте)
И знакомлюсь на ходу (ходьба на месте, покачивание руками, вытянутыми перед собой в замке)!
Все знакомства, как монетки (прыжки на месте),
Я в копилочку кладу (присели на корточки)!
3.Работа в парах
Чтение диалога «Заяц и ежик» с расстановкой логического ударения
Заяц и еж
-Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе- волки бегут или медведи бредут.
-Не бойся. Это я ежик.
-Чего же ты, бессовестный, шум поднял?!
-Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат, никак тихо не пройдешь. Я шаг шагну- и сам от страха трясусь!
Э. Шим
3.Работа в группах
-Объясните, почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания.
4.Работа в тетради
-Запишите вопросительное восклицательное предложение.
VI. Итог урока. Рефлексия
-Чем полезен был урок?
-Довольны ли вы своей работой?