Урок по русскому языку в 5 классе на тему «Слог. Ударение в слове»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/s1542337447.pptx (презентация)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: СЛОГ. УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ. ГЛАСНЫЕ УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ
Учитель: Чаузова Ольга Юрьевна
Цели деятельности учителя |
Актуализировать знания учащихся о понятиях ударный и безударный слог, ударный и безударный гласный; дать понятие о подвижности |
Тип урока |
Урок отработки умений и рефлексии |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные; уметь правильно выделять ударные и безударные гласные; пользоваться словарем. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы |
Поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстра- |
Презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия |
Безударная гласная, однокоренные слова и формы слова |
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы зации совзаимодей- |
Формируемые умения |
Контроль результатов учебной деятельности |
1. Мотивация (самоопределение) к учеб- ной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, просмотр мультимедийной презентации |
Вступительное слово. – На слайде предложения с пропущенными гласными: Л_б_п_тн_й сл_н_н_к спр_с_л, чт_ _ст кр_к_ д_л з_ _б_д_м. Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк_ з_ н_с. – Прочитайте два предложения, в которых пропущены все гласные. – Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем? Организует и сопровождает деятельность детей (Слайд) Любопытный слонёнок спросил, что ест крокодил за обедом. Крокодил схватил слонёнка за нос. |
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность |
Фронтальная |
Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) |
Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учеб-ное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний |
– Трудно было прочитать предложения? Почему? – Какова роль гласных в нашей речи? Вывод: Гласные помогают говорить, понимать друг друга Эксперимент. Зажигаем свечу, подносим ко рту и произносим слово по слогам: апельсин. Пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет |
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; делают выводы под руководством учителя; участвуют в экс- перименте и наблюдают за его результатами |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
3. Локализация индивидуальных затруднений. |
Эвристическая беседа. |
– Почему свеча погасла? (Потому что последний слог ударный, он произносится с большей силой. Сделать ударение на том или другом слоге – значит произнести его с большей силой.) – Гласные – добрые «волшебники» для согласных, но в то же время они могут быть очень опасны. Когда гласные оказываются в слабой позиции, мы часто делаем в слове ошибки. Почему? (В слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением; – Запишите слово орфография, разделив его на слоги и поставив ударение. – Сколько трудностей встречается в этом слове и в каких случаях? (Столько, сколько гласных в слабой позиции.) – О чем мы будем вести речь сегодня на уроке? (Об ударном и безударном слоге и звуке.) |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них |
Индивидуальная, групповая. |
Личностные: стремятся осознавать свои трудности и преодолевать их. Познавательные: осознают познавательную задачу – читать и слушать, извлекая нужную информацию. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Вопросы для уточнения информации. |
Физкультминутка |
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. (Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки.) Вот так, вот так он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. (Потереть предплечья.) Вот так, вот так надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. (Прыгать на месте.) Вот так, вот так надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. (Сесть на место за парту.) |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке |
Выполнение упражнений |
|
4. Целепола- гание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Выполнение обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Работа с учебником. Повторение правила о правописании безударных гласных |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Разделите на слоги и поставьте ударение в следующих словах(слайд): сад, река, барабан, разговорчивость. – На какие по счету слоги может падать ударение? Выслушивает варианты ответов. – Ударение разноместное, что характерно для русского языка. – Сколько трудностей (ошибок) может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? два? В слове из трех слогов? Задание на доске или слайде. Разобрать слова по составу и расставить ударение: зимний зима зимовка (уточнить лексическое значение) озимь (уточнить лексическое значение) – В чем особенность предложенных вам слов? Как они называются? (Однокоренные.) – На какие части слова может падать ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс.) – Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные |
Формулируют цель учебной деятельности |
Фронтальная |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собствен-ные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Письменная работа, устные ответы |
5. твор- ческая практическая деятель- |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с заданием, выполнение разноуровневых обучающих |
Зрительный диктант.(Слайд) На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. – Кто автор этих замечательных строк? (В. Жуковский.) – Каким чувством проникнуто это стихотворение? – Какую картину вы представили? Задание. Базовый уровень. Подчеркнуть грамматические основы в частях предложений, начертить схему предложения, объяснить правописание безударных гласных в корне слов и в окончаниях существительных. |
Работают с текстом, отвечают на вопросы; выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, Коммуникативные: осуществляют совместную дея- |
Устные ответы; письменная, творческая работа |
на основе текстов учебника или книг для внеклассного |
Задание повышенной сложности (по желанию). Подчеркнуть прилагательные-эпитеты в стихотворении, подобрать свои примеры эпитетов |
тельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
||||
6. Первичное закрепление с комментированием ней речи |
Обобщение и систематиза- Работа с учебником |
– При написании слов из стихотворения В. А. Жуковского возникает задача выбора буквы для обозначения звука (орфографическая задача – написание определяется произношением). – Давайте составим свой словарный диктант из слов, написание букв в которых не определяется произношением. Материалом могут послужить слова из учебника, а самые лучшие диктанты станут дидактическим материалом для наших следующих уроков |
Работают с учебником, осуществляют подбор слов для словарных диктантов |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Листы обратной связи |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой |
Обобщение и систематиза- Эвристическая беседа, ответы на вопросы. |
Организует обсуждение и проверку выполненных работ. – Как ты подбирал слова для своей карточки? – Какие правила надо повторить, чтобы справиться с твоим словарным диктантом? Организует и сопровождает деятельность детей. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
Устные ответы |
Обучающая |
Игра «Добавь букву». Можно загадывать нарицательные существительные единственного числа с орфограммами, которые повторялись на уроке (безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании). |
Принимают участие в игре; подводят итоги игры, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Правила: Первый игрок называет любую букву русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают, таким образом, по очереди удлинять буквосочетание. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может хитрить – добавлять букву, не зная слова с получившимся буквосочетанием. Если следующий игрок не сумеет прибавить к этому сочетанию еще одну букву и загадать новое слово, он может попросить предыдущего назвать задуманное им слово (если тот не сможет, то проигрывает) либо так же схитрить. Организует и сопровождает деятельность детей. – Кого из игроков вы бы выделили и почему? – Какие качества надо развивать, чтобы быть в числе победителей на уроке? |
росы, оценивают работы товарищей |
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
||||
8. Включение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
Задание на индивидуальных карточках. – Пользуясь словарем, выпишите, расставив ударения, сначала слова с ударением на последнем слоге, затем – на первом слоге, а после – остальные. Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свекла, сирота, статуя, столяр. Объясняет, как вести проверку работы товарища, какой системой оценивания пользоваться. – В каких частях слов вы допустили ошибки? Составьте таблицу по результатам анализа словарного диктанта |
Выполняют индивидуальные задания, оценивают себя и товарищей; отвечают на вопросы |
Индивидуальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Оценивание учащихся за работу |
Окончание табл.
9. Рефлексия учебной деятель- ности |
Заключительная беседа |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной связи |