12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Байкина Регина Равилевна77

Технологическая карта урока

Учитель: Байкина Регина Равилевна

Название урока: Русский язык

Класс:1

Тема урока: «Ударение. Словообразующая роль ударения» (1 урок).


Цель:

Предметная – создать условия для осмысления словообразующей роли ударения в словах.

Универсальные учебные действия:

Личностные: знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе; способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и  систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы); навыки самостоятельной деятельности, работы в группе; способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса.

Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); формулировать собственное мнение и позицию; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Предметные: осмысление словообразующей роли ударения в словах, умение находить в слове место ударения, правильно произносить слова с указанным местом ударения, пользоваться толковым словарём учебника, умение проверять написанное, способность контролировать свои действия.

Тип урока: усвоение новых знаний.


Учебная задача

Деятельность учеников и учителя

Средства

Результат

(ПР, П, Р, К, Л)

Организационно-мотивационный этап

Настроить обучающихся на совместную работу





























Постановка проблемы































































Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Внимательно смотрите и увидите!

Внимательно слушайте и услышите!

Думайте и всё обязательно получится!

Откройте тетради, запишите дату и вид работы.



Включиться в работу нам поможет минутка красивого письма.

Минутка чистописания.

к о ц с р е в

- Какие буквы будем писать сегодня, назовите их?

Запишите буквы красиво и аккуратно.

- Соберите из букв слово, название птицы, запишите.

скворец

Хорошо, молодцы!


- К нам на урок прилетел из теплых стран скворец. Он принес нам письмо. Вам интересно, что в письме? В письме стихотворение из уч. с.42. упр 6.

- О каких словах говориться в стихотворении?

- Найдите такое слово в стихотворении про Алешунку из раб.тет. с.20 упр.2 (ИРИС)

- Что в  первом случае означает ирис? (конфету)

- Что во втором случае? (цветок)

- Что помогает различить эти слова? (ударение).


Послушайте стихотворение, скажите о чем оно?


Я скачу, скачу, скачу,

И ударю, где хочу!

В речи многое я значу,

Облегчаю вам задачу:

Слово трудное понять,

Его верно применять. (ударение)


Сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты русского ударения.

Предположите тему урока.

Тема: «Ударение. Словообразующая роль ударения».

- Поставьте цели перед собой.

 Цель: проследить зависимость значения слова от ударения в нем.


Слух, как у певца скворца нам сегодня очень пригодится.

Акустическая разминка

Игра на словесное интонирование «Позови перелетных птиц».

Предлагаю позвать перелетных птиц Показываю картинки: грач, скворец, ласточка, лебедь, журавль).

Позови птицу, поставь ударение в словах.

Мы выполняли акустическое форсирование части слова при его произнесении.

Как называется этот приём? (Ударение)

Что такое ударение?(Выделение голосом одного из слогов в слове, акустическое форсирование (акцент) части звуковой цепочки слова)

Какие буквы есть в русском языке?(Гласные, согласные и буквы не обозначающие звуков)

Нt1636650829aa.gif а какие звуки может падать ударение в словах?(На гласные)

Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?(Ударный или безударный)

Чем отличается ударный слог от безударного? (Тянется дольше, произносится громче)


Работа с учебником с.42 упр.7

Прочитай слова. Что обозначает каждое из них?

- Что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значение слова?

Запиши слова в тетрадь парами. Поставь ударение.

По  окончании  работы  обменяйтесь  тетрадями  с соседом  по  парте,  проверьте правильность  выполнения  работы.

Предварительно  давайте  определим,  по  каким критериям  работу  будем  проверять?

Как отметим  правильность  - неправильность  выполнения  работы?

У кого  всё  получилось?  

Кому  товарищи  помогли найти замечания?  

Благодарю  всех  за работу.


Работа с учебником с.42 упр.8

- В каком словаре можно найти значение слов?

В толковом словаре найдите слова Атлас и атлАс. Прочитайте их значения.

- Устно составьте предложения с этими словами.


Молодцы!  У  вас  получились  интересные  пре-дложения.


Работа с учебником с.43 упр.9

Прочитай в каждом слове сначала ударный слог, а потом все слово.

- Как ты думаешь, почему слова разбиты на группы именно так?

Спиши слова, обозначь в них ударение.

Вывод на с.43

Работа с учебником с.43 упр.10

Какие слова в скороговорке написаны одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл?

- Объясни, как ты понимаешь смысл скороговорки.

Спиши скороговорку в тетрадь. Проверь себя по учебнику.


- Сделайте вывод, что же такое ударение? Ударение – главный работник в словах.















Минутка чистописания








































Акустическая разминка






















Работа с учебником







































Личностные: самоопределение; Коммуникативные: установление сотрудничества с учителем и сверстниками.







Регулятивные: контроль, самооценка.


















Регулятивные: прогнозирование, целеполагание;

Познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

*Физминутка

- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик)


Информационно-аналитический этап

Какую роль играет ударение в словах
























- А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение.

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?

- Давайте проверим, так ли это.


Работа в группах.

- Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому ряду я даю карточку, в которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и зачитает слова, выделив ударение.

- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место?

- Сделайте вывод.

(Слайд: зАмок-замОк, мУка-мукА, Атлас- атлАс…)

Рассказ учителя.

- Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

Рассказать? Тогда слушайте.

Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:

- Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова ему не поверили:

- Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать? Ведь ударение – это же просто черточка.

Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.

(Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.)

- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера.

Иногда ударение меняет значение слова…

Словообразующая роль ударения.


- Как вы думаете, во всех ли словах надо ставить ударение или это необязательно?

-Давайте это выясним, В каких словах ставится ударение? Правило в учебнике.


- Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему?


Минутка, камыши, телевизор, баранка, коньки, черёмуха, стрекоза, листок, воронка, мужчина, ракита, котлета, коса, сибиряк, трактор, чертёж, стрижка.


- Сделайте вывод.

Правильно, молодцы ребята!


А теперь сделайте вывод сами о том, что вы сегодня сделали, вспомнили, какие знания обобщили.

- Я хочу вам сделать подарок. Каждому из вас я распечатала этот алгоритм, чтобы вы дома могли ещё раз его повторить.

t1636650829ab.jpgt1636650829ac.jpg








Групповая работа








Коммуникативные: установление сотрудничества со сверстниками в малых группах.



Регулятивные: осознание работы по правилам; планирование деятельности;

Познавательные: общеучебные –выбор наиболее эффективных способов выполнения задания;
























Познавательные: общеучебные –выбор наиболее эффективных способов выполнения задания;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе






Оценочно-рефлексивный этап

Дать оценку деятельности себе, выделение трудностей в уроке

«Слова».

Раздаю карточки и прошу выбрать все слова и словосочетания, которые относятся к теме, которую изучали на уроке. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось найти. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

Карточка.

Ударение, перенос, односложные слова, слоги, интонация обращение, значение слова, текст, вопросительное предложение, точка, словарь, алфавит, словообразующая роль.



Критерии оценивания «Лесенка успеха»







Личностные: самоопределение.

Познавательные: рефлексия способов действия


*Домашнее задание


О каких «открытиях» сегодня на уроке вы могли бы рассказать дома своим родителям?


Постарайтесь сделать так, чтобы они удивились тоже! Благодарю всех за работу!


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.