Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе «Ударение. Словообразующая роль ударения»
Технологическая карта урока
Учитель: Байкина Регина Равилевна
Название урока: Русский язык
Класс:1
Тема урока: «Ударение. Словообразующая роль ударения» (1 урок).
Цель:
Предметная – создать условия для осмысления словообразующей роли ударения в словах.
Универсальные учебные действия:
Личностные: знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе; способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы); навыки самостоятельной деятельности, работы в группе; способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса.
Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); формулировать собственное мнение и позицию; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Предметные: осмысление словообразующей роли ударения в словах, умение находить в слове место ударения, правильно произносить слова с указанным местом ударения, пользоваться толковым словарём учебника, умение проверять написанное, способность контролировать свои действия.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Учебная задача | Деятельность учеников и учителя | Средства | Результат (ПР, П, Р, К, Л) | |
Организационно-мотивационный этап | ||||
Настроить обучающихся на совместную работу Постановка проблемы | Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. Внимательно смотрите и увидите! Внимательно слушайте и услышите! Думайте и всё обязательно получится! Откройте тетради, запишите дату и вид работы. Включиться в работу нам поможет минутка красивого письма. Минутка чистописания. к о ц с р е в - Какие буквы будем писать сегодня, назовите их? Запишите буквы красиво и аккуратно. - Соберите из букв слово, название птицы, запишите. скворец Хорошо, молодцы! - К нам на урок прилетел из теплых стран скворец. Он принес нам письмо. Вам интересно, что в письме? В письме стихотворение из уч. с.42. упр 6. - О каких словах говориться в стихотворении? - Найдите такое слово в стихотворении про Алешунку из раб.тет. с.20 упр.2 (ИРИС) - Что в первом случае означает ирис? (конфету) - Что во втором случае? (цветок) - Что помогает различить эти слова? (ударение). Послушайте стихотворение, скажите о чем оно? Я скачу, скачу, скачу, И ударю, где хочу! В речи многое я значу, Облегчаю вам задачу: Слово трудное понять, Его верно применять. (ударение) Сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты русского ударения. Предположите тему урока. Тема: «Ударение. Словообразующая роль ударения». - Поставьте цели перед собой. Цель: проследить зависимость значения слова от ударения в нем. Слух, как у певца скворца нам сегодня очень пригодится. Акустическая разминка Игра на словесное интонирование «Позови перелетных птиц». Предлагаю позвать перелетных птиц Показываю картинки: грач, скворец, ласточка, лебедь, журавль). Позови птицу, поставь ударение в словах. Мы выполняли акустическое форсирование части слова при его произнесении. Как называется этот приём? (Ударение) Что такое ударение?(Выделение голосом одного из слогов в слове, акустическое форсирование (акцент) части звуковой цепочки слова) Какие буквы есть в русском языке?(Гласные, согласные и буквы не обозначающие звуков) Н а какие звуки может падать ударение в словах?(На гласные) Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?(Ударный или безударный) Чем отличается ударный слог от безударного? (Тянется дольше, произносится громче) Работа с учебником с.42 упр.7 Прочитай слова. Что обозначает каждое из них? - Что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значение слова? Запиши слова в тетрадь парами. Поставь ударение. По окончании работы обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения работы. Предварительно давайте определим, по каким критериям работу будем проверять? Как отметим правильность - неправильность выполнения работы? У кого всё получилось? Кому товарищи помогли найти замечания? Благодарю всех за работу. Работа с учебником с.42 упр.8 - В каком словаре можно найти значение слов? В толковом словаре найдите слова Атлас и атлАс. Прочитайте их значения. - Устно составьте предложения с этими словами. Молодцы! У вас получились интересные пре-дложения. Работа с учебником с.43 упр.9 Прочитай в каждом слове сначала ударный слог, а потом все слово. - Как ты думаешь, почему слова разбиты на группы именно так? Спиши слова, обозначь в них ударение. Вывод на с.43 Работа с учебником с.43 упр.10 Какие слова в скороговорке написаны одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл? - Объясни, как ты понимаешь смысл скороговорки. Спиши скороговорку в тетрадь. Проверь себя по учебнику. - Сделайте вывод, что же такое ударение? Ударение – главный работник в словах. | Минутка чистописания Акустическая разминка Работа с учебником | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: установление сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, самооценка. Регулятивные: прогнозирование, целеполагание; Познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
*Физминутка - Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик) | ||||
Информационно-аналитический этап | ||||
Какую роль играет ударение в словах | - А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение. - Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? - Давайте проверим, так ли это. Работа в группах. - Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому ряду я даю карточку, в которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и зачитает слова, выделив ударение. - Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место? - Сделайте вывод. (Слайд: зАмок-замОк, мУка-мукА, Атлас- атлАс…) Рассказ учителя. - Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Рассказать? Тогда слушайте.
Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал: - Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова ему не поверили: - Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать? Ведь ударение – это же просто черточка. Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами. (Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.) - Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера. Иногда ударение меняет значение слова… Словообразующая роль ударения. - Как вы думаете, во всех ли словах надо ставить ударение или это необязательно? -Давайте это выясним, В каких словах ставится ударение? Правило в учебнике. - Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему? Минутка, камыши, телевизор, баранка, коньки, черёмуха, стрекоза, листок, воронка, мужчина, ракита, котлета, коса, сибиряк, трактор, чертёж, стрижка. - Сделайте вывод. Правильно, молодцы ребята! А теперь сделайте вывод сами о том, что вы сегодня сделали, вспомнили, какие знания обобщили. - Я хочу вам сделать подарок. Каждому из вас я распечатала этот алгоритм, чтобы вы дома могли ещё раз его повторить.
| Групповая работа | Коммуникативные: установление сотрудничества со сверстниками в малых группах. Регулятивные: осознание работы по правилам; планирование деятельности; Познавательные: общеучебные –выбор наиболее эффективных способов выполнения задания; Познавательные: общеучебные –выбор наиболее эффективных способов выполнения задания; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе | |
Оценочно-рефлексивный этап | ||||
Дать оценку деятельности себе, выделение трудностей в уроке | «Слова». Раздаю карточки и прошу выбрать все слова и словосочетания, которые относятся к теме, которую изучали на уроке. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось найти. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).
| Критерии оценивания «Лесенка успеха» | Личностные: самоопределение. Познавательные: рефлексия способов действия | |
*Домашнее задание | ||||
| О каких «открытиях» сегодня на уроке вы могли бы рассказать дома своим родителям? Постарайтесь сделать так, чтобы они удивились тоже! Благодарю всех за работу! | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |