Конспект урока по русскому языку. "Сочинение - описание картины А. А. Пластова " Летом".

4
2
Материал опубликован 21 October в группе

Предварительный просмотр презентации

Конспект урока Сочинение - описание картины А.А.Пластова « Летом» Учитель: Урбанович И.В. 2024 г

Тип урока: развитие речи ( первый урок из двух) Тема урока: Сочинение - описание картины А.А.Пластова « Летом» Класс: 5 Цели урока: развивать устную и письменную речь, обучить написанию связного текста – описания. Задачи урока: Образовательные: развитие умения различать типы речи - формировать умение применять на практике знания о композиции творческой работы - развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию обогащать словарный запас учащихся совершенствовать орфографические умения Развивающие: - осуществление системно – деятельностного подхода развитие критического мышления развитие внимания

Формирование УУД ( личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения работать в группах. Воспитательные: - воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову. Развитие коммуникативных УУД: - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой работе, развитие уважения друг к другу.

Ход урока. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности) - Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Проверьте готовность к уроку. Все ли на месте: учебник, ручка, тетрадь? Готовы? - Молодцы! Начнем урок.

2.1. Определение темы урока, постановка цели ( актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии) Ребята, вы любите разгадывать загадки? Начать наш урок мне хотелось бы с загадок, которые придумала детская писательница Ольга Новодворская: 1. Жар, цветы и много света Что за время года? 2. Лучше нам гулять с утра, Потому что днем … 3. Много солнца, жаркий день. Меньше солнца там, где… 4. В очень жаркую погоду Чаще пить я буду… 5. Ароматные кусты. Распустились все… 6. Мир деревьев, мир чудес. Бережем зеленый …

Жара, тень, вода, цветы, зеленый лес… Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить? Предположите, какое время года изображено на картине, с которой мы сегодня не только познакомимся? ( ответы учащихся) 2.2. Выявление места и причины затруднения. Молодцы! Да, действительно, сегодня мы познакомимся с картиной Аркадия Александровича Пластова « Летом» и будем учиться ее описывать. Цель нашего урока: научиться точному, полному описанию изображенного на картине, пополнить словарный запас новыми словами. - Откройте тетради, подпишите число, тему урока.

Двадцать третье октября. Сочинение - описание картины А.А.Пластова «Летом»

Как вы думаете, каким человеком был Аркадий Александрович? Посмотрите, перед вами фотопортрет художника Пластова. Всмотритесь в черты его лица. ( ответы учащихся) 3. Построение проекта выхода из затруднения. 3.1. Работа с портретом.

Аркадий Александрович Пластов был добрым, отзывчивым, справедливым человеком. Он говорил: « Не стыжусь признаться, люблю все, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей». Основной темой творчества художника была тема быта, деревенской жизни, образы крестьян, живущих в единстве с природой. - Ребята, а как вы понимаете слово « быт»? Что это такое?

3.2. Словарная работа. Быт - это повседневный уклад привычной жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Он состоит из множества предметов: жилья, одежды, посуды, приготовления пищи, каких – то наших любимых вещей и привычных занятий.

3.3. Знакомство с биографией художника. Аркадий Александрович Пластов сам выходец из деревни. Родился он 31 января 1893 года в деревне Прислониха Ульяновской области в семье потомственных иконописцев. Учился в Москве, в Строгановском художественном училище, затем в Училище живописи. Но обучение он не закончил из – за революционных событий в стране. Вернулся в родную деревню. Однако, не оставил творчество, продолжал писать картины. Всемирную известность мастеру принесли картины: «Колхозный праздник» ( 1937г), «Фашист пролетел» ( 1942), «Сенокос» (1944г.)

«Колхозный праздник» 3.4. Знакомство с творчеством художника.

«Фашист пролетел» «Фашист пролетел».

« Сенокос» «Сенокос»

Пластов был удостоен званий народного художника РСФСР, народного художника СССР, лауреат Ленинской премии. Умер Пластов 12 мая 1972 года в своей родной деревеньке. Но творчество художника продолжает жить. Картины Пластова радуют своими звонкими, сочными красками. Художника особенно привлекало лето – время , когда все оживает, расцветает. Излюбленным жанром Аркадия Александровича, конечно же, был пейзаж. - Ребята, а кто знает, какой жанр в изобразительном искусстве называется пейзажем?

3.5. Словарная работа. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная природа.

3.6. Физкультминутка. Устали? Давайте немного отвлечемся от темы урока и разомнемся. Встаньте около своих парт и повторяйте за мной движения: Наши девочки и мальчики Ловко прыгают, как мячики. Головой слегка качают И красиво приседают. Ручками хлопают вот так, вот так, Кулачки сжимают вот так, вот так. Ладошки раскрывают вот так, вот так. На ладошки мы подуем, Наши пальчики разбудим. - Молодцы! Понравилось? А теперь вернемся к нашему уроку. Садитесь.

Вы любите ходить в лес за ягодами, грибами? Чем привлекателен лес летом? Да, вы правы, как писал поэт Орлов: Что ты мне подаришь, лето? Много солнечного света! В небе радугу – дугу! И ромашки на лугу! Что еще подаришь мне? Ключ, звенящий в тишине, Сосны, клены и дубы, Землянику и грибы! Хорошо летом в лесу! Давайте послушаем звуки летнего леса. ( прослушивание аудиозаписи) Захотелось прогуляться по лесу?

3.7. Первичное восприятие. Работа с картиной. - А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето на своей картине Пластов. Наша с вами задача – описать картину так, как будто вы рассказываете другу сюжет любимого фильма, так, чтобы другим захотелось увидеть это произведение художника. Попробуем? Итак, откройте учебники с репродукцией картины. Рассмотрите внимательно. Что вы увидели на картине? ( ответы учащихся) Какое сложилось впечатление? Понравилась картина?

3.8. Работа с рабочими листами. - У вас на столе рабочие листы, которые мы будем заполнять. Возьмите лист № 1. Герои картины Одушевленные предметы. Женщина Девочка Собака

1. Вглядитесь внимательно. Кого изобразил художник? Устно опишите каждого подробно, а в таблицу занесите кратко основное, о чем нужно обязательно написать в сочинении. Женщина: Что делает? В чем одета? На чем акцентирует внимание художник, описывая женщину? Ребята, Пластов заостряет наше внимание на руках женщины. Они загорелые, сильные, натруженные. О чем это говорит? Да, молодцы! Аркадий Александрович изобразил великую труженицу. В деревне людям приходится много физически работать в любое время года. Запишите основные характерные черты изображенной на картине женщины в таблицу.

Кого вы еще видите на картине? Девочка: Чем занимается девочка? Что можно сказать о лице девочки? Во что она одета? Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, срывает с ветки спелые ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок. Смуглое лицо, глаза опущены, из – под платка выбиваются длинные волосы. - Заполните таблицу. Что вы можете сказать еще об одном герое картины? Собака: Что делает? Опишите собаку. Собака выбрала место рядом с девочкой, лежит, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза прикрыты, она тоже устала бегать по лесу. Запишите в таблицу.

3.9. Повторение ранее изученного. Скажите, а почему таблица называется « Одушевленные предметы?» Да, правильно, потому что женщина, девочка и собака – живые предметы. - Возьмите таблицу №2. « Неодушевленные предметы» - Какие предметы в русском языке называются неодушевленными? Предметы Одушевленные Кто? живые Неодушевленные Что? неживые

Поляна Березы Цветы Предметы быта

Поляна. - Где расположены грибники? Опишите место. Грибники расположились на тихой, лесной поляне, в тени , под густыми ветвями берез. - Как художник показывает, что стоит солнечный день? Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркие солнечные лучи так и играют на листьях деревьев, от этого они золотистого цвета, а те, что в тени – темно – зеленого. - Давайте заполним таблицу. Ребята, а какие предметы быта изобразил художник? ( ответы учащихся) - Правильно, берестяные корзины, полные грибов, глиняный кувшин с длинным горлышком, эмалированную зеленую кружку , в которую девочка складывает ягоды.

Проверим таблицы. №1. Одушевленные предметы. Женщина Мать/бабушка, синее платье, утомлена, устала, прилегла отдохнуть, крепкие, натруженные руки. Девочка Смуглое лицо, опущенные глаза, длинные волосы, красный платок, белое платье, сидит и перебирает ягоды. Собака Разношерстная, большая, лежит рядом с девочкой, глаза прикрыты, устала бегать по лесу.

№2. Неодушевленные предметы. Поляна Тихая, лесная, в тени берез. Березки Белоствольные, крепкие, с густыми ветвями. Цветы Голубые колокольчики, ромашки с поникшими от жары лепестками, желтые цветы. Предметы быта Глиняный кувшин с длинным горлышком, плетеные корзины из бересты, полные грибов, эмалированная кружка.

3.10. Пальчиковая гимнастика. Устали писать? Давайте отдохнем и сделаем гимнастику для рук. А называется она Салат. Мы морковку чистим – чистим, ( проводят кулачком по ладони) Мы морковку трем – трем. ( прижимают кулачки к груди и делают резкие движения вверх – вниз) Сахарком ее посыплем ( мелко перебирают пальчиками) И сметанкою польем. ( кулачком делают движения вверх – вниз) Вот какой у нас салат, ( протягивают ладони вперед) Витаминами богат! ( поглаживают живот ладошками).

А теперь вернемся к уроку. Как в русском языке называется часть речи, которая называет цвета? Какое выразительное средство мы используем для описания картины? Эпитет – это образное определение, слово, которое отвечает на вопросы « какой?», « какая?», « какое?», « какие?». 3.11. Словарная работа. Эпитеты помогают нам что – то или кого - то красочно описать. - А какой тип речи относится к описанию? Описание – тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета, места, человека.

Какие краски преобладают в картине Пластова? ( ответы учащихся) Цвет в картине имеет огромное значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение к изображаемому, вызывает определенные эмоции у зрителя. В живописи важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Теплые Солнце, тепло, огонь. Эмоции: радость, счастье. Холодные Снег, лед, вода Эмоции: грусть, печаль.

Скажите, каких цветов больше в картине Пластова? О чем это говорит? В картине художник больше использовал теплые оттенки цветов, чтобы описать летний лес, теплый день, яркость природы. Темные цвета, которые тоже использовал Пластов, говорят о том, что художника печалила нелегкая крестьянская жизнь. Какое впечатление произвела на вас картина? Действительно, хочется долго смотреть на картину. Природа, которая на ней изображена, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто ты не раз уже видел именно эту поляну. Ребята, так какова тема картины? Тема – это предмет изображения. Здесь изображена красота летней природы. А основная мысль? Основная мысль - это авторский замысел. Здесь Аркадий Александрович показал нам богатство и щедрость родной земли, кладезь русского леса.

3.11. Работа над композицией картины Давайте рассмотрим композицию картины. Композиция – это расположение и соотношение предметов, которое заставляет их работать вместе и влияет на восприятие зрителя. 3 плана передний средний дальний герои Поляна, березки лес

Дальний план ( фон) Средний план Передний план

Передний план

Средний план

Дальний план.

4. Создание проекта. - Перейдем к составлению плана, по которому мы будем описывать картину. Запишите в тетради. План. Вступление. 2. Основная часть: - передний план - средний план - дальний план ( фон) 3. Заключение.

4.1. Первичное закрепление знаний. Групповая работа. Ребята, разделитесь на три группы. Каждой группе предлагается вытянуть билетик с заданием. Задание одно : составить устное описание картины, а усложняется оно тем, что каждая группа составляет только свою часть описания: 1 группа – передний план 2 группа – средний 3 группа - дальний - Пользуйтесь таблицами, которые мы составили. Время на подготовку 5 – 6 минут. Итак, заслушаем устное описание картины, а вернее ее части, каждой группы. Молодцы!

5. Задавание на дом. Дома, ребята, вам нужно будет составить и записать черновой вариант описания картины по второму пункту плана, а именно: Основная часть: передний средний дальний планы. На следующем уроке мы продолжим работу и поговорим о том, как начать сочинение (вступление) и чем закончить ( заключение). И напишем сочинение уже полностью. Задание всем понятно?

6. Рефлексия учебной деятельности. Наш урок подошел к концу. Ребята, вы все молодцы! Скажите, вы узнали для себя что – то новое на уроке? Вы поняли, как описывать картину? Вы сможете поделить картину на планы и описать их? Как вы думаете, а кто на уроке сегодня был самым активным? С кем вам было легко работать в группах? Выберите смайлик, который поможет вам осознать: было ли вам легко, средне или тяжело работать на уроке. Все понятно Были затруднения Не понял - Поднимите смайлики.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю за качественную помощь коллегам!

28 October

Спасибо Вам, Марина Юрьевна!

3 November