Конспект урока русского языка по теме «Окончание» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 24 June

КОНСПЕКТ УРОКА

Составитель: учитель начальных классов МБОУ-Верх-Тулинской СОШ №14

Мамаева Т.В.

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема: «Окончание»

Цель: формировать умение находить однокоренные слова и формы одного и того же слова, находить в словах окончание, развивать речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь находить и выделять окончание в словах, знать определение «Окончание слова, умение объяснять лексическое значение слов.

Метапредметные:

Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место, самостоятельно формулировать тему урока.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свои мысли в устной и письменной форме, уметь отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Познавательные:

Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций.

Личностные:

Использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач, осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал.

этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, тетрадь, дневник. Присаживайтесь.

- проверяют готовность к уроку, садятся.

 

2.Мотивационный этап

-Чтобы настроиться на учебную деятельность, давайте разгадаем ребусы, а для этого вам необходимо разделиться на группы.

Каждой группе выдаю лист с изображенным ребусом. Попробуйте разгадать его всей группой.

Ребята разворачиваются к соседним партам, тем самым создавая группы из 4 человек.

Разгадывают ребус

3.Актуализация знаний

-Ребята, какие слова у вас получились?

- Правильно, вы молодцы! Мы с вами на прошлом уроке вспомнили, что такое корень слова и как его найти. Ребята, кто напомнит нам еще раз эти правила?

-Молодцы, а теперь посмотрите на 1 слайд. Вам даны слова: лиса, лису, лисе, лисой, лисий. Как вы думаете есть ли здесь лишнее слово, какое и почему?

-правильно, молодцы!

-Ребята, а теперь скажите, чем отличаются данные слова?

- Правильно, в этих словах разное окончание. А что вы можете рассказать про окончания, зачем оно в словах?

И так ребята, подведем небольшой итог, окончание-это изменяемая и значимая часть слова, которая служит для связи слов. И выделяется квадратиком.

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?

-правильно! Молодцы! Тема нашего урока «Окончание слова».

Откройте тетрадь, пропишите чистописание, затем отступите 2 строки и запишите число, классная работа.

 

-Ребята, посмотрите на слайд 2. Прочитайте группы слов. В какой группе находятся однокоренные слова, а в какой форма одного и того же слова

На слайде:

1 группа – город, города, городом;

2 группа – ягода, ягодка, ягодный;

-Объясните свой выбор.

Запишите в тетрадь форму слова, выделите окончание.

-окончание, корень


 

Корень-это основная значимая часть слова, чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

-лишнее слово лисий, потому что лиса, лису, лисе, лисой- это форма одного и того же слова, а лисий- то однокоренное слово

- окончанием


 

-окончание изменяет форму слов


 

- окончание


 


 


 


 

- 1 столбик – форма слова

2 столбик- однокоренные слова


 


 

Самостоятельная работа.

4.Первичное восприятие нового материала

Кто запишет эти слова на доске? (учитель вызывает одного ученика к доске)

. Откройте учебник на стр.80. Самостоятельно прочитайте правило, выделенное оранжевым цветом.

-Что такое окончание?

-Выполним в учебнике на стр.79 упр. 143. Прочитайте пословицы, написанные в нем.

-Прочитайте первое задание. Что нужно сделать? (один ученик читает задание вслух)

 

-Какое слово изменили в каждой пословице ?

 

-Кто выполнит это задание на доске? Остальные работают самостоятельно в тетради. (Учитель вызывает одного ученика к доске)

-Проверяем. Посмотрите на доску, правильно ли (имя ученика) выполнил (а) задание? Кто не согласен?

-Давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Я буду называть пары слов. Если эти слова однокоренные, то вы приседаете, если нет, то хлопаете в ладоши.

лес-лесной, береза - подберезовик, родная – родной, гбиб-грибной

-Присаживайте, продолжаем работу.

-Продолжаем работу по учебнику, упр. 144

 

-Вам нужно изменить форму слова, чтобы составить словосочетание и выделить окончание(Учитель вызывает к доске 2-х учеников)

-Проверяем. Посмотрите на доску. Правильно ли выполнено задание? Все согласны?

 

 

 

 

-Ответы детей.

 

 

 

-Один ученик читает задание вслух.

-Самостоятельно выполняют задание в тетради.

 

 

 

 

Один ученик работает на доске.

 

-Ученики проверяют работу ученика у доски. При необходимости дополняют, исправляют ошибки.

 

 

-Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Два ученика работают на доске, остальные в тетради.

 

 

-Ученики проверяют работу учеников у доски, исправляют ошибки, дополняют.

5.Закрепление новых знаний и способов деятельности

-Ребята, посмотрите на слайд 3. Прочитайте слова и давайте попробуем найти в словах корень и окончание.

Гриб, грибы, гриба, грибу, грибной

Запишите эти слова в тетрадь и постарайтесь самостоятельно выделить корень и окончание

 

Ответы детей.

 

 

 

-Самостоятельно выполняют задание.

 

 

 

6.Подведение итогов

-Чему мы учились сегодня на уроке?

 

-Что такое окончание?

 

-Для чего оно нужно в слове?

 

 

-Откройте дневник, запишите домашнее задание. Вам нужно выполнить в учебнике на стр. 81 упр.146 и повторить правило на стр.80

-Различать однокоренные слова от формы одного и того же слова, находить и выделять окончание.

- Окончание - значимая и изменяемая часть слова, служит для связи слов, для изменения формы слова

 

-Записывают домашнее задание

7.Рефлексия

-Ребята, вам понравился урок?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке.

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

У меня не получилось…

Я не понял…

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен.

-Ответы детей.

 

 

 

 

-Оценивают свою деятельность на уроке. Используя начало предложения, рассказывают о своих впечатлениях об этом уроке.

 

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.