Конспект урока русского языка по теме «Окончание» (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
Составитель: учитель начальных классов МБОУ-Верх-Тулинской СОШ №14
Мамаева Т.В.
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тема: «Окончание»
Цель: формировать умение находить однокоренные слова и формы одного и того же слова, находить в словах окончание, развивать речь, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь находить и выделять окончание в словах, знать определение «Окончание слова, умение объяснять лексическое значение слов.
Метапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место, самостоятельно формулировать тему урока.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свои мысли в устной и письменной форме, уметь отвечать на вопросы учителя полным ответом.
Познавательные:
Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций.
Личностные:
Использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач, осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал.
№ этапа, название |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный этап |
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, тетрадь, дневник. Присаживайтесь. |
- проверяют готовность к уроку, садятся.
|
2.Мотивационный этап |
-Чтобы настроиться на учебную деятельность, давайте разгадаем ребусы, а для этого вам необходимо разделиться на группы. Каждой группе выдаю лист с изображенным ребусом. Попробуйте разгадать его всей группой. |
Ребята разворачиваются к соседним партам, тем самым создавая группы из 4 человек. Разгадывают ребус |
3.Актуализация знаний |
-Ребята, какие слова у вас получились? - Правильно, вы молодцы! Мы с вами на прошлом уроке вспомнили, что такое корень слова и как его найти. Ребята, кто напомнит нам еще раз эти правила? -Молодцы, а теперь посмотрите на 1 слайд. Вам даны слова: лиса, лису, лисе, лисой, лисий. Как вы думаете есть ли здесь лишнее слово, какое и почему? -правильно, молодцы! -Ребята, а теперь скажите, чем отличаются данные слова? - Правильно, в этих словах разное окончание. А что вы можете рассказать про окончания, зачем оно в словах? И так ребята, подведем небольшой итог, окончание-это изменяемая и значимая часть слова, которая служит для связи слов. И выделяется квадратиком. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? -правильно! Молодцы! Тема нашего урока «Окончание слова». Откройте тетрадь, пропишите чистописание, затем отступите 2 строки и запишите число, классная работа.
-Ребята, посмотрите на слайд 2. Прочитайте группы слов. В какой группе находятся однокоренные слова, а в какой форма одного и того же слова На слайде: 1 группа – город, города, городом; 2 группа – ягода, ягодка, ягодный; -Объясните свой выбор. Запишите в тетрадь форму слова, выделите окончание. |
-окончание, корень
Корень-это основная значимая часть слова, чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова. -лишнее слово лисий, потому что лиса, лису, лисе, лисой- это форма одного и того же слова, а лисий- то однокоренное слово - окончанием
-окончание изменяет форму слов
- окончание
- 1 столбик – форма слова 2 столбик- однокоренные слова
Самостоятельная работа. |
4.Первичное восприятие нового материала |
Кто запишет эти слова на доске? (учитель вызывает одного ученика к доске) . Откройте учебник на стр.80. Самостоятельно прочитайте правило, выделенное оранжевым цветом. -Что такое окончание? -Выполним в учебнике на стр.79 упр. 143. Прочитайте пословицы, написанные в нем. -Прочитайте первое задание. Что нужно сделать? (один ученик читает задание вслух)
-Какое слово изменили в каждой пословице ?
-Кто выполнит это задание на доске? Остальные работают самостоятельно в тетради. (Учитель вызывает одного ученика к доске) -Проверяем. Посмотрите на доску, правильно ли (имя ученика) выполнил (а) задание? Кто не согласен? -Давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Я буду называть пары слов. Если эти слова однокоренные, то вы приседаете, если нет, то хлопаете в ладоши. лес-лесной, береза - подберезовик, родная – родной, гбиб-грибной -Присаживайте, продолжаем работу. -Продолжаем работу по учебнику, упр. 144
-Вам нужно изменить форму слова, чтобы составить словосочетание и выделить окончание(Учитель вызывает к доске 2-х учеников) -Проверяем. Посмотрите на доску. Правильно ли выполнено задание? Все согласны?
|
-Ответы детей.
-Один ученик читает задание вслух. -Самостоятельно выполняют задание в тетради.
Один ученик работает на доске.
-Ученики проверяют работу ученика у доски. При необходимости дополняют, исправляют ошибки.
-Выполняют физминутку.
-Два ученика работают на доске, остальные в тетради.
-Ученики проверяют работу учеников у доски, исправляют ошибки, дополняют. |
5.Закрепление новых знаний и способов деятельности |
-Ребята, посмотрите на слайд 3. Прочитайте слова и давайте попробуем найти в словах корень и окончание. Гриб, грибы, гриба, грибу, грибной Запишите эти слова в тетрадь и постарайтесь самостоятельно выделить корень и окончание |
Ответы детей.
-Самостоятельно выполняют задание.
|
6.Подведение итогов |
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Что такое окончание?
-Для чего оно нужно в слове?
-Откройте дневник, запишите домашнее задание. Вам нужно выполнить в учебнике на стр. 81 упр.146 и повторить правило на стр.80 |
-Различать однокоренные слова от формы одного и того же слова, находить и выделять окончание. - Окончание - значимая и изменяемая часть слова, служит для связи слов, для изменения формы слова
-Записывают домашнее задание |
7.Рефлексия |
-Ребята, вам понравился урок? -Какое задание вам понравилось больше всего? -Посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке. Сегодня я узнал… У меня получилось… У меня не получилось… Я не понял… -Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен. |
-Ответы детей.
-Оценивают свою деятельность на уроке. Используя начало предложения, рассказывают о своих впечатлениях об этом уроке.
|