Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Орфография» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени Н.М. Пржевальского» города Смоленска
Сценарий урока русского языка в 3 классе
«Повторение по теме «Орфография»
подготовила
учитель начальных классов
Юхименко Анна Владимировна
г. Смоленск
2018
Тема: Повторение по теме «Орфография»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель: - повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Орфография»;
- формировать умение применять изученное на практике;
- развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;
- повысить мотивацию к обучению;
- совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.
Личностные УУД:формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к предмету, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.
Регулятивные: совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Познавательные: совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Орфография» (умение видеть орфограмму, находить проверочные слова,); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
Коммуникативные: развитие умений вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока:
Входя в класс, каждый берет себе знак спасателя с цифрой от 1 до 5 (знаков с определённой цифрой столько, сколько учащихся в группе), затем садится за стол, на котором установлена табличка со знаком с той же цифрой. Так происходит деление детей на группы. (Деление на группы проводится по выбору учителя).
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: снятие психологического напряжения, создание эмоционального настроя на совместную учебную работу.
У. Здравствуйте, ребята! Сегодня на адрес школы пришло письмо о помощи от короля страны Орфография. В его стране все правила перепутались. Из учеников 3 классов формируется команда спасателей. Хотите попасть в спасательную экспедицию? Чтобы стать членом команды необходимо пройти испытания. Готовы?
Первое задание: Запишите моё пожелание по законам русского языка (пожелание написано в транскрипции).
[р'эшай', ищ'и, твар'и и мысл'и ].
Д. Получив задание, переводят и записывают в тетрадь пожелание. Самопроверка с доски, самооценка правильности и аккуратности записи на листах .
II. Целеполагание
Цель: формирование умения сознательно ставить перед собой задачу в сотрудничестве с учителем, формирование культуры общения.
- Все справились!? Тогда давайте просчитаем наши шаги.
Д. 1 шаг - сформулировать важные для нас цели и задачи.
2 шаг – распределить обязанности в группе.
3 шаг – выбрать кандидатов в спасательную экспедицию.
Оставляю командный пункт за собой, если требуется помощь, я всегда готова вам помочь.
У. Итак, какие цели и задачи мы поставим перед собой:
Д. Возможные ответы: повторить все правила орфографии, учиться подбирать проверочные слова, учиться работать в группе и т.д.
У. Прежде чем приступить ко второму шагу вы должны узнать как называется роль моего помощника. Для этого выполните второе задание.
-Внимательно посмотрите на цепочку букв, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГ, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы получите название моих помощников.
КЛМНСТТКАВГДЩШПИХЗСБВЖППТАННККФЛРПГНТ
У. -Какое слово получилось? Кого так называют? Каких капитанов вы знаете?
Д. Капитан – 1. Офицерское звание или чин в армии и военно-морском флоте//Лицо, имеющее такое звание, такой чин.
2. Командир судна.
3. Главное лицо спортивной команды.
У. Оцените свою работу на листах.
У. Распределите обязанности в группе. Вспомните правила работы в группе.
Д. Правила работы в группе
Слушай, что говорят другие.
Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
Говори спокойно ясно, только по делу.
Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.
III.Работа над темой.
Цель: организация проверки знаний и умения
У. - Капитаны, ко мне! Получите третье самостоятельное задание! Каждая команда пойдет к своему препятствию. От вашей грамотности и скорости зависит, кто попадёт в команду спасателей! (Задания выдаются в конверте)
Задание 3
1 группа – Должна покорить гору «Обиженных гласных»
2 группа – Пройти лабиринт парных согласных.
3 группа – Пустыня «Непроизносимых согласных»
4 группа – Непроходимые леса удвоенных согласных.
5 группа – Морские глубины беззвучных знаков.
В конверте кроме задания лежит план отчёта работы группы.
У. Совместная проверка работы групп. Ребята других групп могут задавать уточняющие вопросы. Самооценка.
У. Нас ждёт следующее испытание.
Задание 4 Эстафета
У. Группы получают текст, в котором встретятся все орфограммы. Нужно вставить пропущенные буквы. Объяснить свой выбор.
Проверка по готовности групп по цепочке. Самооценка.
IV. Релаксация
Мы хорошо потрудились и можем отдохнуть. Музыкальная физминутка.
V Рефлексия
Учитель: А теперь наступил момент подвести итог самому уроку. Команды, вам дается 3 минуты на решение последней задачи. Вы должны оценить свою работу, работу членов команды, написать пожелания другим группам на звёздах.
Команды оформляют и вывешивают звёзды. Зачитывают написанное на них пожелание.
У. - Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли вы их?
- Чему научились на уроке?
- Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
- Какое задание оказалось для вас трудным? Почему?
- Кто и за что мог бы себя похвалить?
- Какие советы могли бы дать себе?
- Кого команда может предложить в участники спасательной экспедиции?
Учитель даёт свою оценку уроку.
Спасибо всем за урок, сегодня вы работали слаженно, не тратили время зря – оно сегодня ценилось как никогда. Все показали свою грамотность, и я рада этому.
V. Домашнее задание.
Домашнее задание каждый получит индивидуально на карточке. Выполнив задания, вы сможете закрепить материал, изученный на уроке.
Литература
Агеева «Художник Грамотей. Занимательные графические задания с самоконтролем по курсу русского языка начальной школы» 2 класс
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитее младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с. – (Б-ка учителя начальной школы)
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитее младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 216с. – (Б-ка учителя начальной школы)
Диктанты повышенной сложности: 3-4 классы/ О.В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 126, [2] с.
Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2ч. – 4-е изд., перераб. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2012.
Приложение
Задание для 1 группы
Прочитайте. Напишите слова, которых нет в левой части. Найдите среди них лишнее. К каждому написанному слову подберите проверочные слова. Подчеркните безударную гласную.
з…рно п…л…сатый
дл…на пр…ст…ватый
ж…стянка обм…л…тить
поезд м…л…жавый
зв…рёк л…б…диный
д…сятка д…р…гой
ж…лток поезд
г…рчит г…л…вастый
зм…иный з…рно
Задание для 2 группы
Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. Запишите, подобрав проверочные слова, выделите орфограмму:
ло…ка, игру…ка, к…ту…ка, клю…ка;
д…ро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка;
л…ша…ка, лю…ской, л…па…ка, зага…ка;
мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка;
оши…ка, ру…ка, тру…ка, ла…ка.
Какое слово является лишним во всём упражнении?
Задание для 3 группы
Прочитайте слова. Составьте и запишите с каждым из них словосочетание таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.
Исходные слова: со…нце, праз…ник, грус…ный, звёз…ный, мес…ный, трос…ник.
Задание для 5 группы
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Сгруппируйте пословицы в соответствии с правописанием ь и ъ в словах. Напишите.
Лен… человека не красит.
Не радуйся под гору: под…ём крут.
Хочется рыбку с…ест…, да не хочется в воду лезт…
Мален…кое дело лучше бол…шого бездел…я.
Задание для 4 группы
Текст для задания ЭСТАФЕТА
В су…оту была чудесная погода. Ярко св…тило со…нце. Мы участвовали в кро…е. Гру…а ребят из нашего кла…а б…жала по шо…е. Дл…на маршрута была бол…ше п…ти ки…ометров. Мы преодолели два т…жёлых под…ёма. Но нам было интересно и радос…но. Спорт очен… об…ед…няет людей. Забе… закончился на мя…кой доро…ке б…л…шой а…еи на те…итории стадиона. Мы приняли душ и растёрлись жёстким полотенцем.
План отчёта работы группы
Прочитать задание.
Рассказать правило.
Рассказать о выполненном задании.
С какими трудностями встретились.
«Лист самооценки»
Задания |
Справился без ошибок |
Справился, но допустил ошибку |
Задание вызвало затруднение |
№ 1 |
|||
№ 2 |
|||
№ 3 |
|||
№ 4 |
|||
«Оцени работу группы».
Критерии |
Своя оценка (+ или -) |
Оценка других (+ или -) |
Работали дружно… |
||
Работали по алгоритму… |
||
Своевременно выполнили задание… |
||
Качественно выполнили задание… |
||
Каждый приложил усилие в общем деле… |