12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Качанова Ольга Александровна208
Россия, Вологодская обл., Вологда

Конспект урока русского языка в 3 «Б» классе по теме:

«Сложные слова. Знакомство со сложными словами, с соединительными гласными».

ОУ: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Вологды

Учитель: Качанова Ольга Александровна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: знакомство со сложными словами, с соединительными гласными. Развитие умения видеть сложные слова.

Задачи:

1) познакомить обучающихся со сложными словами, с соединительными гласными;

2) обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

3) способствовать развитию умений учащихся пользоваться полученными знаниями.

Оборудование: карточки с заданиями, листы самооценки, мультимедийный проектор, компьютер, запись эпизода мультфильма «Маша и медведь».

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

Организационный момент

1. Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

 

Минутка чистописания

Откройте тетради, подготовьте их к работе (число, классная работа).

Посмотрите: на доске для вас записаны несколько букв, найдите среди них лишнюю и объясните, почему она лишняя. (БХГДВ)

Х лишняя – потому что глухая или потому что непарная. (Назвать оба признака).

Верно! Именно с этой буквой мы поработаем на минутке чистописания.

Хх хл хох.

Хорошо учиться всегда пригодится.

Найдите в записанном предложении словарное слово. Почему оно так называется?

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Постановка проблемы

Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот что от них осталось:

Парные Безударные Непроизносимые

Назовите полные названия этих орфограмм. А где они находятся? Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?

Прочитайте слова, которые даны на доске. На сколько групп вы могли бы разделить эти слова? Какие это группы?

Вода, водный, падает ,водопад, водичка, падение, упаду.

Распределите слова на 2 группы. (2 ученика работают у доски)

Почему не взяли слово водопад? Кто считает, что оно относится к 1 группе? А кто считает иначе?

Что вас удивило? Какой возник вопрос?

Что означает слово водопад?

(Поток воды, который падает с высоты).

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации;

ПУУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, осуществлять анализ и синтез.

Формулирование темы, цели и задач урока

Это слово получилось не просто так, мы сложили два корня. Как бы вы могли назвать это слово. (Сложное).

Проверим свой вывод по учебнику. Откройте его на стр. 106. (Чтение правила).

Это и есть тема нашего урока: Сложные слова.

Какую цель мы поставим перед собой?

Знакомство со сложными словами.

Посмотрите на слова, данные на доске, и попробуйте сформулировать задачи нашего урока.

Узнать...

Научиться...

Запомнить....

РУУД: формулирование цели урока; формулирование задач урока.

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации.

Работа с учебником.

Упр. 125. Прочитайте задание. Выполняют самостоятельно.

Проверка. Взаимооценка по волшебным линеечкам.

А сейчас посмотрите на те корни, которые вы выделили в этих словах. Смогли бы образоваться слова, если бы были только эти корни?

С помощью чего соединяются эти корни? С помощью каких гласных? Как бы вы могли назвать эти гласные буквы?

Проверим по учебнику. Чтение правила на стр. 106.

РУУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы других;

ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Физкультминутка

Итак, а сейчас давайте немного поиграем. Встаньте все. Я буду называть слова. Если в слове будет соединительная гласная о, тогда вы приседаете, а если буква е, тогда поднимаете руки вверх.

Водолаз, камнепад, листопад, одноклассник, пылесос, скороход, путеводитель, самолёт, Синеглазка.

 

Закрепление изученного

А сейчас возьмите карточку синего цвета. (Карточка №1). Всем ли хватило карточек? (Нет). Как вы думаете почему? (Наверно, потому, что будем работать в парах). Почему мы будем работать в паре? (Работаем в паре, потому что задание может быть сложным). Назовите правила работы в паре.

Посмотрите на карточку и подумайте, какое задание вам будет предложено? (Данное предложение заменить словом).

Верно! Приступайте к выполнению задания.

Проверка. (Объяснение смысла слов)

Оцените работу вашей пары по алгоритму.

Молодцы! Вы много успели сделать. А сейчас я предлагаю вам поработать индивидуально с тем заданием, которое вам под силу. Возьмите в руки карточки зеленого цвета. На нём три задания: необходимого, программного, максимального уровня. Выберите то задание, с которым сможете справиться самостоятельно. (Карточка №2)

Встаньте те, кто выбрал задание необходимого уровня. Проверка. Индивидуальная самооценка по алгоритму.

Встаньте те, кто выбрал задание программного уровня.

Проверка. Самооценка.

Встаньте те, кто выбрал задание максимального уровня.

Проверка. Самооценка.

А сейчас для вас прозвучит песенка Маши «Про следы». Ваша задача — внимательно её послушать и найти сложные слова.

Какие сложные слова вы услышали? Из чего сложены эти слова?

КУУД: умение слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению;

ПУУД: осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно – следственные связи, извлекать информацию, представленную в разных формах.

РУУД: составлять план решения учебной проблемы, определять степень успешности выполненной работы.

Подведение итогов урока

Какую цель мы поставили перед собой на уроке? Все ли задачи мы выполнили для достижения данной цели? Достигли ли мы поставленной цели?

Оцените свою работу с помощью листа самооценки, продолжив данные предложения.

Вклейте листы самооценки в тетрадь.

Урок окончен!

РУУД: умение оценивать степень успешности выполнения работы по заданным критериям.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

На протяжении всего урока идёт формирование следующих личностных УУД: любовь и уважение к языку, интерес к письму, к изучению языка, осознания ответственности за произнесенное и написанное слово.

Приложения к конспекту урока

Карточка №1.

Аппарат, которой сам летает по воздуху. (самолёт)

Поток воды, который падает с большой высоты. (водопад)

Одежда, которая греет тело. (телогрейка)

Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня. (бронежилет)

Кастрюля, которая быстро варит. (скороварка)

Карточка №2

1. Н Вставь пропущенные буквы.

Сам_вар, каш_вар, пыл_сос.

2Составить 3 сложных слова с корнями –воз-, -ход-, -пар-, -сам-, -лёт-.

3.М Составьте сложные слова, но вам дается только одна часть слова: -лес-, -ход-, -пад-.

Лист самооценки

Я узнал ______________________________________________.

Я понял ______________________________________________.

Было интересно____________________________________________.

Было трудно________________________________________________.

Алгоритм самооценки:

Что нужно было сделать в этом задании?

Удалось получить результат?

Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?

Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

Каков был уровень задания?

Определи уровень успешности, на котором ты выполнил задание.

Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.