Конспект урока по русскому языку: "Типы связи слов в словосочетании". 8 класс
8 класс
Тема: Типы связи слов в словосочетании.
Цели урока: обобщать, систематизировать, развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
Задачи урока:
Образовательные:
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
Развивающие:
развитие познавательной самостоятельности;
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
воспитание любви к родному русскому языку
УУД:
Личностные УУД: формирование учебной мотивации; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; на практике усваивают морально-этические принципы общения и сотрудничества; умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: умеют выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
Тип урока: урок закрепления изученного
Форма работы: коллективная, индивидуальная;
Метод: словесный, наглядный; поисковый;
Оборудование: карточки, учебник
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого урока.
2. Повторение изученного материала.
Орфоэпическая разминка с самопроверкой (на доске написаны слова). 5 мин.
баловАть
договОр
каталОг
квартАл
красИвее
позвонИт
тОрты
цемЕнт
щавЕль
экспЕрт
портфЕль
досУг
кУхонный
слИвовый
тОрты
цемЕнт
щавЕль
-Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов
Проверка домашнего задания. 5 минут.
Теоретическая разминка. 10 мин.
- Что такое синтаксис? В чем отличие предложения от словосочетания?
-Назовите состав ССЧ?
-Какое слово называется главным?
-Какое слово называется зависимым?
-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова?
-Какие сочетания слов не являются ССЧ?
- Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете?
- Что такое согласование? Управление? Примыкание?
3. Работа по теме урока.
Коллективная работа 7 мин.
-Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).
1. В соседней комнате -
2. Не дожидаясь возвращения–
3. Падает беззвучно-
4. Падает без звука-
5. Под шёлковым покрывалом-
6. Всё общество –
7. Зимнее царство-
8. Чувство ненависти -
9. Внезапно замолчавшего -
10.Улыбающегося лица -
11. Клык волка-
12.Вернуться затемно -
13.Скользнул по окнам -
14. Сделан из железа -
15. Сижу за столом -
16.Этот номер -
17.Нести горделиво -
18.Долго молчал -
19. Окружённый забором-
20. Произнести торжественно
- Итак, а остальные не являются ССЧ? Докажите.
Самостоятельная работа 15 мин.
Задание 1.
Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.
Время на выполнение – 5 минут.
Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.
Вариант 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).
Вариант 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).
Задание 2. Заменить словосочетания со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ синонимичным со способом связи УПРАВЛЕНИЕ:
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -
6. приморский парк -
7. клетчатый шарф –
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -
Задание 3. Заменить словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ:
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе -
6. гостиница при вокзале -
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью -
14.ружьё с двумя стволами -
15.парень с рыжими волосами -
16.особняк в три этажа -
17.девушка двадцати лет -
Задание 4. Заменить словосочетания со способом связи ПРИМЫКАНИЕ синонимичным со способом связи УПРАВЛЕНИЕ:
1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил -
7. бесшумно едет -
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –
4. Сообщение домашнего задания. 2 мин.
Заменить словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со способом связи ПРИМЫКАНИЕ:
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием -
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука -
9. поступил без жалости -
5. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 мин.
- Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?
- Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”
6. Рефлексия. 1 мин.