Конспект урока по русскому языку: "Типы связи слов в словосочетании". 8 класс

1
0
Материал опубликован 30 November

8 класс

Тема: Типы связи слов в словосочетании.

Цели урока: обобщать, систематизировать, развивать культуру устной, диалогической, письменной речи

Задачи урока:

Образовательные:

повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

отработка умения определять способы связи слов в  словосочетаниях;

Развивающие: 

развитие познавательной самостоятельности;

Воспитательные:

воспитание ответственности за качество своих знаний;

воспитание любви к родному русскому языку

УУД:

Личностные УУД: формирование учебной мотивации; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; на практике усваивают морально-этические принципы общения и сотрудничества; умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: умеют выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

Тип урока: урок закрепления изученного

Форма работы: коллективная, индивидуальная;

Метод: словесный, наглядный; поисковый;

Оборудование: карточки, учебник

Ход урока:

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого урока.

2. Повторение изученного материала.

Орфоэпическая разминка с самопроверкой (на доске написаны слова). 5 мин.

баловАть

договОр

каталОг

квартАл

красИвее

позвонИт

тОрты

цемЕнт

щавЕль

экспЕрт

портфЕль

досУг

кУхонный

слИвовый

тОрты

цемЕнт

щавЕль

-Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов

Проверка домашнего задания. 5 минут.

Теоретическая разминка. 10 мин.

- Что такое синтаксис? В чем отличие предложения от словосочетания?

-Назовите состав ССЧ?

-Какое слово называется главным?

-Какое слово называется зависимым?

-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова?

-Какие сочетания слов не являются ССЧ?

- Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете?

- Что такое согласование? Управление? Примыкание?

3. Работа по теме урока.

Коллективная работа 7 мин.

-Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).

1. В соседней комнате -

2. Не дожидаясь возвращения–

3. Падает беззвучно-

4. Падает без звука-

5. Под шёлковым покрывалом-

6. Всё общество –

7. Зимнее царство-

8. Чувство ненависти -

9. Внезапно замолчавшего -

10.Улыбающегося лица -

11. Клык волка-

12.Вернуться затемно -

13.Скользнул по окнам -

14. Сделан из железа -

15. Сижу за столом -

16.Этот номер -

17.Нести горделиво -

18.Долго молчал -

19. Окружённый забором-

20. Произнести торжественно

- Итак, а остальные не являются ССЧ? Докажите.

Самостоятельная работа 15 мин.

Задание 1.

Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.

Время на выполнение – 5 минут.

Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.

Вариант 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).

Вариант 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).

Задание 2. Заменить словосочетания со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ синонимичным со способом связи УПРАВЛЕНИЕ:

с предлогом: 
1. бессонная ночь – 
2. подземный переход – 
3. алгебраическая задача – 
4. школьный портфель - 
5. плюшевый медвежонок - 
6. приморский парк - 
7. клетчатый шарф – 

без предлога: 
1. полковое знамя – 
2. солнечная энергия – 
3. лесной запах – 
4. учительский стол - 
5. конское ржание - 

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: 
1. двухэтажное здание – 
2. шестилетний ребёнок – 
3. белоствольная берёза - 
4. голубоглазая девочка - 
5. островерхие ели - 

Задание 3. Заменить словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ:

1. каша из гречки – 
2. снаряд для спортсменов – 
3. тропинка в гору - 
4. человек без совести - 
5. вопрос по литературе - 
6. гостиница при вокзале - 
7. костюм в полоску – 
8. кусты сирени – 
9. совет отца – 
10. ком снега – 
11. судьба матери – 
12.занятия музыкой – 
13.собака с гладкой шерстью - 
14.ружьё с двумя стволами - 
15.парень с рыжими волосами - 
16.особняк в три этажа - 
17.девушка двадцати лет - 

Задание 4. Заменить словосочетания со способом связи ПРИМЫКАНИЕ синонимичным со способом связи УПРАВЛЕНИЕ:

1. жалостно посмотрел – 
2. смело спрыгнул – 
3. устало шагал – 
4. осторожно слез – 
5. спокойно делал – 
6. беззаботно жил - 
7. бесшумно едет - 
8. бесстрашно бросился – 
9. бездушно пел – 

4. Сообщение домашнего задания.   2 мин.        

Заменить словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со способом связи ПРИМЫКАНИЕ:

1. говорил с тревогой – 
2. ждал с напряжением – 
3. охранял с заботой – 
4. глядел со смущением – 
5. уезжал со спокойствием - 
6. отзывался с гордостью – 
7. сделал с аккуратностью – 
8. плакал без звука - 
9. поступил без жалости -

5. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 мин.

      - Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?

      - Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”

6. Рефлексия. 1 мин.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации