Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Правописание сочетаний -тся, -ться»

2
0
Материал опубликован 6 December 2018

Тема: «Правописание сочетаний –тся, -ться в глаголах»

Цели и задачи:

повторить правописание глаголов;

углубить знание о глаголе как о самостоятельной части речи;

продолжить развитие мотивации к обучению и самопознанию;

продолжить формирование умения понимать авторский замысел текста, извлекая мораль;

подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – «добро» и «зло», продолжить воспитание доброго отношения к окружающим и предостеречь школьников от зла, насилия, необдуманных поступков.

Оборудование:

кейс на каждого ребенка:

- текст неоконченной притчи «О Добре и Зле» (на зеленой карточке);

- алгоритм работы с орфограммой «Правописание -тся, -ться в глаголах» (на желтой карточке);

- эталон выполнения упражнения № 84 (на белой карточке);

- заготовка для рефлексии (на голубой карточке);

эпиграф к уроку: «Все зло, которое вы совершаете, остается с вами навсегда, а добро возвращается в троекратном размере» (формулируют дети в процессе работы).

 

Ход урока

Оргмомент

Действия учителя

Действия учащихся

Здравствуйте, ребята. Открываем тетради и записываем число.

Записывают.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с притчи. Послушайте ее. Можете воспользоваться текстом. Он лежит у каждого на парте на зеленой карточке.

Слушают притчу «О Добре и Зле», следят за звучащим текстом

Одна нищая женщина пекла пару лепешек каждое утро. Одну оставляла для семьи, а вторую клала на подоконник. Каждый желающий мог полакомит..ся. После ей начинал вспоминат..ся сын, который давно покинул отчий дом и от которого долго не было вестей.

Вскоре она заметила, что каждое утро приходит человек с горбом, забирает лепешку и приговаривает: «Все зло, которое вы совершаете, остает..ся с вами навсегда, а добро возвращает..ся в троекратном размере». Обидевшись на горбуна, она насыпала отравы на вторую лепешку, пожелав избавит..ся от злого гостя. Как только она начала подносить ее к окну, руки задрожали. Тогда она выбросила хлеб в пламя и приготовила новую. Пришел горбун и, сказав свои слова, продолжил путь.

Вскоре ...

Ребята, притча обрывается на самом интересном…

- Можете предположить, что произошло дальше?

- Кто прав мы сможем узнать только в конце урока, если хорошо потрудимся? Готовы?

Предполагают возможное окончание притчи.

- Да.

Актуализация знаний

- Наверное, вы заметили, что в тексте притчи встретились слова с пропусками. Давайте выпишем их в наш словарик и попробуем разобраться с написанием. Перед словариком не забудьте пропустить строку.

Выписывают слова с пропусками:

полакомит..ся

вспоминат..ся

остает..ся

возвращает..ся

избавит..ся

Что объединяет все слова сегодняшнего словарика?

Все глаголы.

Все заканчиваются на –тся.

Во всех пропущен ь.

А во всех ли словах он должен быть? Придумайте предложение со словом «полакомиться».

Учащиеся придумывают свои предложения.

Если придуманные предложения с разным написанием слова, то учитель работает с детскими примерами, если нет, на интерактивной доске появляются 2 предложения с разным написанием слова.

Ребенок захотел полакомиться тортом.

Он полакомится им во время праздника.

Чем мы займемся сегодня на уроке? О какой части речи будем говорить? В чем сходство слов нашего словарика?

Мы будем говорить о глаголах.

Сходство в том, что они заканчиваются одинаковыми буквами.

В некоторых -тся будет писаться ь, а в некоторых нет.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Давайте запишем тему на месте пропущенной строки.

Правописание -тся, -ться в глаголах.

Записывают тему в тетрадь (в пропущенную ранее строку).

Построение проекта решения проблемы

Какова цель сегодняшнего урока?

Разобраться в том, когда ь пишется в сочетании -тся, а когда не пишется

Как будем справляться с возникшим затруднением?

Вспомним правило, применим на практике.

Посмотрим в учебник.

Найдем сведения в интернете.

Реализация проекта

Ребята, выберите индивидуальный путь решения проблемы, добудьте необходимые знания. Тот, кто ими обладает, может сразу начать решение лингвистической задачи.

Повторяют сведения в учебнике или в интернете.

Давайте обсудим полученные сведения.

Что узнали из разных источников или вспомнили?

А вы разве не знали этой информации раньше?

Ученики делятся информацией, полученной из учебника или интернета, сравнивают ее.

Знали.

Забыли.

Что помешало нам сразу справиться с возникшей проблемой?

Мы забыли о тексте.

Без него к одному и тому же глаголу можно задать разные вопросы, от этого правописание тоже будет разным.

Как мы поступим дальше?

Составим порядок действий, т.е. алгоритм

Для определения наличия или отсутствия ь в сочетании -тся нужно

1. найти слово, от которого задается вопрос

2. задать вопрос, посмотреть наличие там ь.

Если класс слабый!

Воспользуемся готовым порядком наших дальнейших действий, который находится на желтой карточке

1. найти слово, от которого задается вопрос;

2. задать вопрос, посмотреть наличие там ь.

- Если в вопросе был ь, то и в глаголе он будет, а если не было, то в глаголе тоже ь писаться не будет.

Значит, для решения нашей задачи нужен текст. Без него мы не справимся. Давайте вернемся к тексту притчи. От какого слова к первому глаголу можно задать вопрос? Выпишите сочетание слова, от которого задается вопрос, сам вопрос и глагол (по цепочке на доске).

Поочередно объясняют правописание глаголов, используя алгоритм, текст объяснений появляется на доска (обычной или интерактивной).

Мог (что сделать?) полакомиться

Начинал (что делать?) вспоминаться

Зло (что делает?) остается

Добро (что делает?) возвращается

Пожелав (что сделать?) избавиться

Первичное закрепление

Теперь нужно потренироваться. В этом нам поможет текст упр. № 84

Работать будем по вариантам (у доски 3 человека)

Вариант I анализирует 1-е предложение. Вариант II – 2-е предложение.

Вариант III – 3-е предложение.

Вариант I – 1-е предложение

Не надо (что делать?) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (что делает?) родится.

Вариант II – 2-е предложение

Нечего (что делать?) торопиться – не каша (что делает?) варится.

Вариант III – 3-е предложение

Нужно (что сделать?) наклониться, чтоб из ручья воды (что сделать?) напиться.

 

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Продолжим выполнять упражнение самостоятельно.

Вам осталось разобраться в 4,5,6 предложениях.

(Если класс работает медленно, можно дать работу снова по вариантам).

Самостоятельно прописывают оставшийся текст, выделяя анализируемую орфограмму.

Проверьте по эталону на белой карточке правильность выполнения данного упражнения.

Эталон

Вариант I – 4-е предложение

Тот труда не (что делает?) не боится, кто умеет (что делать?) трудиться.

Вариант II – 5-е предложение

Грамоте (что делать?) учиться – вперед (что сделает?) пригодится.

Вариант III – 6-е предложение

За все (что делает?) берется, да не все (что делает?) удается.

Включение в систему знания и повторение

Чему мы научились на уроке?

Научились определять, когда в сочетании –тся ь пишется, а когда – нет. Все зависит от наличия или отсутствия ь в задаваемом вопросе.

Мы узнали, что без текста применить знания бывает сложно или невозможно.

Где можем применить полученные знания?

При написании диктантов, при решении домашних заданий.

При подготовке индивидуальных выступлений по другим предметам.

Рефлексия учебной деятельности

Хотите услышать продолжение притчи?

Да.

Вскоре в дом женщины постучались, на пороге стоял ее сын. Парень был очень худой и грязный. Он поведал матери, что по дороге домой обессилел и упал от изнеможения. Мимо проходил горбун и отдал ему лепешку. Это помогло парню дойти. Услышав это, мать заплакала...

Слушают продолжение.

Почему заплакала мама?

Чему научила вас притча?

Можете ли вы из текста притчи выбрать самые главные слова, которые могли бы стать эпиграфом к сегодняшнему уроку?

Зло, которое она пожелала чужому человеку, могло обернуться против ее сына.

Никому не делать зла, только добро

Все зло, которое вы совершаете, остается с вами навсегда, а добро возвращается в троекратном размере.

Возьмите последнюю голубую карточку. На ней 3 ряда цифр.

В первой строчке обведите

1 - в кружок, если вам сегодняшний урок не понравился;

2 – если понравился, но вам не всегда было комфортно и уютно;

3 – если вам урок очень понравился, вы прекрасно себя чувствовали.

1      2      3

1      2      3

1      2      3

Во второй строчке обведите

1 - в кружок, если вы не поняли тему;

2 – если вы поняли тему, но в некоторых случаях все равно сомневаетесь;

3 – если отлично разобрались в материале и даже можете объяснить его долго болевшему товарищу.

1     2      3

1      2      3

1      2      3

В третьей строчке обведите

1 - в кружок, если вы не поняли притчу;

2 – если вы поняли притчу, но в жизни не будете следовать ее морали;

3 – если разобрались в притче, будете стараться совершать только добрые дела и никогда не станете проявлять злость и жестокость по отношению к другим людям.

1      2      3

1      2      3

1      2      3

Домашнее задание

(дети выбирают тот вариант, который для них более интересен)

1. Параграф 17, упр. 85.

2. Сочинить сказку, стихотворение, рассказ о ь в сочетаниях -тся и -ться

 

Оценки за урок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.