12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николаева Юлия Романовна18

ГБПОУ «ВЕШЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ИМ. М. А. ШОЛОХОВА












Конспект пробного урока

Во 3 А классе МБОУ «Вешенская СОШ»

по русскому языку

студентки 4 Н группы

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Николаевой Юлии Романовны







Вешенская

2021



Класс: 3 А

Дата проведения урока: 13.10.21

Тема: «Звуки и буквы. Гласные звуки»

Цель: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.

Задачи:


образовательные: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.


развивающие: развивать речь, умения аргументировать свое мнение и оценивать результаты своей деятельности.


воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.


УУД:

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.


Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


Коммуникативные: строить понятные высказывания, умение слушать собеседника.


Личностные: мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.


Оборудование: учебник, проектор, презентация






Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка.

Тихо все за парту сели

Ножки вместе,

Спинка ровно.

И к уроку все готовы.


Здравствуйте дети, меня зовут Юлия Романовна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Эмоциональный настрой на работу

Актуали

зация

Ребята, какая была тема прошлого урока?

Откройте учебники на с. 62, найдите рамочки со словами.

Прочитайте однокоренные слова каждой группы. Назовите корень.

Назовите лишние слова в каждой группе, объясните, почему они лишние.

Какие слова называются однокоренными? Расскажите правило.

«Однокоренные слова»


Гус-, вод-, скор-, нож-

Гусеница, водитель, быстрый, ножка. У них один корень, но значение разное

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Самооп

реде

ление к деятель

ности

Посмотрите на слайд.

(На слайде записаны буквы.) Е, О, А, И, Я, Ё, Ю, У, Ы, Э.

На какие две группы можно разделить данные буквы? 

Назовите буквы, которые обозначают один звук.

Какие это звуки? 

Назовите буквы, которые могут обозначать два звука.

Чем отличается звук от буквы? 

Как вы думаете? Какая тема нашего урока?

Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук.

А, И, О, У, Э, Ы

Гласные

Е, Ё, Ю, Я

Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.


Звуки гласные и буквы

Работа по теме

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и называем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков — 42.

Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква Б обозначает целых четыре звука: буря [б], битва [б'], хлеб [п], дробь [п'].


А ведь есть ещё «неразлучные» звуки: [йа], [йу], [йо], [йе], которые обозначаются соответственно буквами (какими?) я, ю, е, ё, т.е. каждая из этих букв может одновременно обозначать два звука!


Вы представляете, как трудно иностранцу читать русские слова, если он не знает способов обозначения мягкости согласных. Простую фразу «Мальчик пил воду» он может произнести так: «Мялчык пыль водю!»


Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислуживает им мягкий знак и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящего впереди согласного звука.


Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира, слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков — букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.


Работа по учебнику


Упр. 112 (с. 63).

(Работа в парах.)

Как правильно обозначить безударный гласный в слове? 


Упр. 113 (с. 63).

(устно по цепочке)

Прочитайте слова. Назовите безударные гласные и объясните написание слов.

Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове?































Проверка. Несколько учеников делают сообщения о гласных звуках и буквах, которые их обозначают



Волна – вОлны, сестра – сЁстры, гряда - грЯды , звЁзды, встрЕча, жЁлтый, смОтрит, читать - прочИтывать , кОврик, стАрый, рЕки, свИст, сОль, стрИж, подАрок


Над ударным поставить ударение, а безударный подчеркнуть

Физ мин

Мы сейчас все тихо встанем,

Отдохнем, как на привале.

Руки вверх, руки в бок

И на месте прыг, да скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, вы ребятишки.

Выполняют упражнения

Закреп

Ление изученного

материала

Работа по учебнику

Упр. 114 (с. 64).

Прочитайте строки из стихотворения Юлиана Тувима.

Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать их одним словом? 

Кто помнит, чем закончился спор овощей?

(слайды)

Давайте проверим:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

А какой бы вы составили рассказ с таким же названием?

(Заслушиваются несколько рассказов.)


Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», упражнение 115.

Упр. 115 (с. 64).


Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, а также слова овощи и огород

Запишите их в тетрадь. Какие слова вы записали? Обозначьте орфограммы.


Составьте с этими словами предложения, запишите два из них.

Прочитайте, какие предложения у вас получились.

Запомните написание этих слов.

А знаете ли вы, как появились эти слова в русском языке?


Помидор

Это слово происходит от итальянского слова помидоро и означает «золотое яблоко». Некоторые другие народы, например мексиканцы, американские индейцы, называют это растение томатом. Получается, что этот полезный и вкусный овощ имеет два названия. Поэтому его сок мы обычно называем томатным (по-индейски), а сам он называется (как овощ) по-итальянски.


Огурец

Нам кажется, что этот овощ всегда рос в русских огородах и носил своё чисто русское имя. Наделе же всё несколько сложнее. Огурцу предшествовало давно уже исчезнувшее слово, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков. Агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, несозревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей, арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Потому они и названы огурцами.


Упр. 116 (с. 64)

Устный опрос.




Горох, петрушка, свёкла


Овощи



Итог

Чем отличается звук от буквы?

Как звуки обозначаются на письме?

Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.

Буквами

Рефлексия

На слайде

Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.


д..ждя, не, мокрый, б..ится  (Правильно. А что его бояться, если и так промок? Можно еще и в реку спрятаться от дождя, если на пляже дождь застал.)

(дОждь, бОйся)


2) дома, г..стях, а, лучше, в, хорошо (гОсти)

3) тот, л..нив, и, кто, с.нлив  (лЕнь, сОн)


Объясните смысл пословиц.

Объясните написание слов с орфограммами.

Как правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?

Оцените свою работу на уроке.

(Мокрый дождя не боится.)

В данном случае, если человек уже по факту, в мокрой одежде, то дальнейшее нахождение под дождём, не сильно ухудшит его положение.


(В гостях хорошо, а дома лучше.)

Как бы хорошо в гостях не было, а дома все-таки лучше (спокойнее, удобнее)


(Кто ленив, тот и сонлив.)

 Если человек много и часто спит, то это может означать, что он ленивый.

Тот, кто ленив, всё время хочет спать, быстро устаёт.

В состоянии постоянного расслабления хочется спать.


ДЗ

С. 64 № 115 списать загадки про овощи


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.