Конспект урока русского языка по теме «Фонетика. Гласные звуки»
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки
Цели урока: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны;
познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве;
развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Ход урока
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Гимнастика для пальчиков
Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжать пальцы каждой руки в кулачки и разжать.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднять пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединить поочередно к большому)
Синтаксическая пятиминутка.
На слух определить грамматические основы, составить схемы предложений на доске.
Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю.
1.[= –], и [ = –]. 2)[– = и =].
4. Вступительное слово.
- Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые… (г, р)
Какие звуки передают грохот, раскаты грома?
- Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.
Актуализация знаний
1. Произнести скороговорку
От топота копыт пыль по полю летит.
–Какие звуки помогают представить мчащуюся конницу
Каким звуком можно изобразить полёт жука?
Закончить фразы.
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)
Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)
Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)
Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)
Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика )
- Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)
- Графика?( Обозначение звуков буквами.)
- Отгадайте загадку:
Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)
- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)
Ответ-стихотворение ( слайд)
Сколько на свете звуков?
Сколько звуков у речи?
Сколько в лесу – снежинок,
Сколько струек у речки.
Сколько в дождике – дождинок.
Сколько в песке – песчинок.
Объяснение нового материала. Слово учителя.
Наша речь состоит из слов, которые различаются по смыслу. Так, в предложении Слышу глухой шум бора четыре слова. Каждое из них имеет свой смысл, своё значение, отличающееся от значения других слов: слышу – «воспринимаю слухом», шум – «однообразное звучание, напоминающее гудение», глухой – « не звонкий, невнятный, смутный», бор – «большой хвойный лес». Слова состоят из звуков: например, слово слышу состоит из пяти звуков: с, л , ы, ш, у.
Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слов (вол – вал, рама – мама), называются фонемами. Слова мы можем не только произносить, но и писать или печатать. Когда мы пишем или печатаем, то звуки речи изображаются буквами.
Буквы – условные знаки для изображения звуков речи.
Фонетика занимается изучением звукового строя языка и звукового состава слов.
Изучение фонетики является основой при выработке правильного, нормативного произношения, навыков грамотного письма.
Закрепление нового материала.
– Игра «Рассели жильцов»
Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики
В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
Игра «Подбери пару»
К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
вол -
ноты -
жар -
дрель -
гонец -
быль –
Физкультминутка
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,
(Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
Буквой Л расставим ноги
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо...
Получается на славу.
– Чтение параграфа 48
– С какого звука не начинается ни одного слова? ([Ы]).
С “о” во мне уроки учишь,
С “а” нужна при измереньи.
“Ш” на “с” смени – получишь
Горный выступ ты в мгновенье
(Школа, шкала, скала.)
- Провести стрелки к группам и подгруппам звуков речи.
Звуки речи
гласные глухие
согласные мягкие
безударные
ударные
твёрдые
звонкие
- Работа по учебнику стр.137 упр.275
- Заполните таблицы:
№ 1 .
№ 2.
№ 3.
Рефлексия деятельности.
Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?
-Что понравилось на уроке?
- Кто был самым активным?
- А самым грамотным?
VI. Итог урока
VII.Выставление оценок
VIII.Домашнее задание стр.138 упр.277