Конспект урока русского языка по теме «Фонетика. Гласные звуки»

1
0
Материал опубликован 29 September 2021

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки

Цели урока: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны;

познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве;

развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Ход урока

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Гимнастика для пальчиков


Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжать пальцы каждой руки в кулачки и разжать.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднять пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединить поочередно к большому)

Синтаксическая пятиминутка.

На слух определить грамматические основы, составить схемы предложений на доске.

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю.

1.[= –], и [ = –]. 2)[– = и =].

4. Вступительное слово.

- Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (г, р)

Какие звуки передают грохот, раскаты грома?


- Сегодня  у нас необычное занятие - урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут»   и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.


Актуализация знаний

 1. Произнести скороговорку

От топота копыт пыль по полю летит.

 Какие звуки помогают представить мчащуюся конницу

 Каким звуком можно изобразить полёт жука?



Закончить фразы.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..

Звуки мы …., а буквы …..

В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.

Не обозначают звуков буквы …. .

Шипящие звуки …. .

Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)

Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)

Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)

Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)


Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика )

- Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)

- Графика?( Обозначение звуков буквами.)

- Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)

- А сколько же звуков  в природе? (Не сосчитать)

Ответ-стихотворение ( слайд)

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.



Объяснение нового материалаСлово учителя.

Наша речь состоит из слов, которые различаются по смыслу. Так, в предложении Слышу глухой шум бора четыре слова. Каждое из них имеет свой смысл, своё значение, отличающееся от значения других слов: слышу – «воспринимаю слухом», шум – «однообразное звучание, напоминающее гудение», глухой – « не звонкий, невнятный, смутный», бор – «большой хвойный лес». Слова состоят из звуков: например, слово слышу состоит из пяти звуков: с, л , ы, ш, у.

Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слов (вол – вал, рама – мама), называются фонемами. Слова мы можем не только произносить, но и писать или печатать. Когда мы пишем или печатаем, то звуки речи изображаются буквами.

Буквы – условные знаки для изображения звуков речи. 

Фонетика занимается изучением звукового строя языка и звукового состава слов. 

Изучение фонетики является основой при выработке правильного, нормативного произношения, навыков грамотного письма.

Закрепление нового материала.

Игра «Рассели жильцов»

Слова вьюгаёжбаян, морковьсшитьсемья рассели в домики

В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.

В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Игра «Подбери пару»

К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.

Доска - тоска

вол -

ноты -

роль -

жар -

дрель -

гонец -

быль –

Физкультминутка

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Буквой Л расставим ноги

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо...

Получается на славу.


– Чтение параграфа 48
– С какого звука не начинается ни одного слова? ([Ы]).

С “о” во мне уроки учишь,
С “а” нужна при измереньи.
“Ш” на “с” смени – получишь
Горный выступ ты в мгновенье

(Школа, шкала, скала.)

- Провести стрелки к группам и подгруппам звуков речи.

Звуки речи

           гласные                       глухие

           согласные                  мягкие

                                                 безударные

                                                 ударные

                                                 твёрдые

                                                 звонкие



- Работа по учебнику стр.137 упр.275

- Заполните  таблицы:

1 .

Раздел науки о языке

Что изучает

Фонетика


Орфоэпия


Графика



2.


Звуки речи

Буквы

Гласные

[а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6



 № 3.


Глухие -10

Звонкие -11

Согласные





Рефлексия деятельности.

 Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

-Что понравилось на уроке?

- Кто был самым активным?

- А самым грамотным?

VI. Итог урока

VII.Выставление оценок

VIII.Домашнее задание стр.138 упр.277

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.