Конспект урока по технологии «Переплётная мастерская» (3 класс)
Тема урока: Переплётная мастерская.
Цель урока (для учителя): - сформировать представление о различных видах переплётов о единстве функционального и эстетического аспектов в изделии.
Задачи урока:
Образовательные: научить изготавливать записную книжку-самоделку в мягкой обложке. Познакомить со способом сшивания книжки вразъем.
Развивающие: - развивать мышление, фантазию, моторику рук.
Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.
Планируемые результаты:
Предметные: анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием; - осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок; познакомить с видом бумаги - обложечной.
Метапредметные:
Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - соотносить полученный результат с поставленной целью.
Познавательные: - осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Коммуникативные: - формулировать высказывание в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции и находить общее решение;
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.
Тип урока: Открытие нового знания
Методы и приемы: беседа, рассказ, наглядный
Оборудование урока для учителя: Учебник Н.И.Роговцева «Технология»,презентация
Этапы урока |
Дидактическая задача каждого этапа урока |
Содержание этапа |
Планируемые результаты этапа урока |
ЦОР |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Организационный момент
Актуализация знаний Мотивация познавательной деятельности Постановка учебной проблемы Организация деятельности учащихся Практическая работа. |
Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности. Формирование у учащихся ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности Развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы. Развитие умения анализировать работу |
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи!
-Что называется бумагой?
- Какие виды бумаги вы изучили?
Показать коллекцию различных видов бумаги. Среди них новый вид бумаги – обложечная.
ОБЛОЖЕЧНАЯ бумага - бумага, на которой печатают обложки книг, журналов, тетрадей.
Отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- О чем может рассказать человеку книжка?
- Зачем она нужна?
- Что дает человеку книга?
При раскопках дворца одного из фараонов (царя) Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: "Аптека души". Аптека - это место, где делают и продают лекарства, чтобы излечить болезни человеческого тела. А что же такое "аптека души"? Конечно, это библиотека, хранилище книг. Как только на Земле появились книги, люди стали их собирать. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности. Известна библиотека' 'глиняных книг", принадлежавшая вавилонскому царю Ашшурбанипалу, а также Александрийская библиотека (в Александрии Египетской), где были собраны рукописные книги - свитки. К сожалению, Александрийская библиотека погибла. От знаменитого книжного собрания остался только каталог - список книг, которые в ней хранились. Были собрания книг ив древнерусском государстве. Русь тогда по уровню развития культуры не уступала главным европейским государствам. Почти в каждом городе были библиотеки: в Чернигове, Рязани, Смоленске и др. До сих пор неизвестна судьба библиотеки Ивана Грозного. Иностранцы, бывшие в гостях у первого русского царя, говорили, что в его библиотеке были редкие книги, и не только на русском, но и на греческом и немецком языках. После смерти Ивана Грозного многие занимались поиском его книг в тайниках под Кремлем, но пока ничего не нашли
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изготавливать на уроке?
Продемонстрировать книгу, обратив внимание на переплёт(корешок)
- Как называется место скрепления листочков книги?
- Из каких деталей состоит книга?
Сегодня мы будем учиться делать переплёт(корешок) у книг, блокнотов.
- Что же такое переплет?
- Кто такой переплетчик?
Анализ поделки:
- Из каких материалов выполнена книжка? Вернемся к началу урока и вспомним виды бумаги. 4. Какую форму имеют детали? 5. Как соединены между собой страницы и обложка? 6. Такой способ соединения деталей называется СШИВАНИЕ ВРАЗЪЁМ. Так сшивают тетради, только вместо ниток используют проволочные скобки.
1. Повторение правил рабочего человека и ТБ при работе с иглой и ножницами. 2. Разбор последовательности выполнения поделки по инструкционной карте (учебник стр.127) - на листе обложечной бумаги обвести большой шаблон, вырезать, сложить пополам - это будет обложка; - на альбомном листе дважды обвести меньший шаблон, вырезать, сложить пополам - это будут страницы; - на цветной бумаге обвести ширину линейки, вырезать полоску, сложить пополам вдоль - это будет корешок; - вложить страницы в обложку и прошить по линии сгиба так, как показано на инструкционной карте (проколы шилом делает учитель в местах, обозначенных карандашом); - корешок намазать клеем и наклеить на обложку; - самостоятельно оформить книжку: украсить обложку аппликацией или рисунками. Выполнение разметочных, заготовительных, сборочных операций и отделки (под руководством учителя по инструкционной карте). |
- книга
- Из книг мы узнаём о настоящем, прошлом и будущем человечества.
- знания, хорошее настроение, отдых, полезную информацию.
Библиотека
Рассказывает ученик: Петр Великий тоже был библиофилом (любителем книг). В его библиотеке было множество книг, рукописей, чертежей - в основном по военному делу, кораблестроению и мореплаванию. Были у Петра книги по токарному делу, книги о садах и парках, об охоте, верховой езде, музыке. Библиотеку свою Петр собирал всю жизнь. Когда по его приказу в 17.14 году в России была создана Академия наук, часть его книг была передана туда. И по сегодняшний день существует библиотека Академии наук, и по сей день хранит она книги, любовно собранные когда-то Петром Великим.
- наверное книгу
Предположения учащихся
- из корешка, обложки, страниц.
- самостоятельный поиск информации в учебнике стр.126 Рассматривают поделку. Работают в парах. - обложка выполнена из ОБЛОЖЕЧНОЙ бумаги. - сшиты по линии сгиба. - называют правила - усваивают последовательность выполнения поделки по инструкционной карте Индивидуальная работа |
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания Регулятивные: - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; Познавательные: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания; рефлексия способов и условий действия; Познавательные: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
|
Рефлексия деятельности. |
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
1. С каким видом бумаги вы познакомились на уроке? 2. Какой способ соединения деталей освоили? 3. Что запомнили о библиотеках древности? 4. Что усвоили, чему научились на уроке? |
Ответы детей |
Личностные: - демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки Познавательные: завлечение необходимой информации из задания Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникаци |
|
Выставка и анализ работ. |
Развитие умения сравнивать и анализировать себя и одноклассников |
Сравните свою работу и работу ваших товарищей. Какая из этих работ понравилась больше? Докажите . |
Сравнивают работы, оценивают, доказывают. |