Конспект урока по технологии в 7 классе на тему: Поясные изделия. Правила снятия мерок
Тема: Поясные изделия. Правила снятия мерок.
Цель: Познакомить с видами поясной одежды и с правилами снятия мерок необходимых для построения чертежа юбки.
Задачи:
Способствовать формированию знаний о видах поясной одежды.
Систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека.
Учить снимать и записывать мерки необходимые для построения чертежа юбки
Воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность, ответственное отношение к работе, коллективизм
Тип урока: урок приобретения новых знаний, закрепление и применение их на практике; формирование умений.
Методы: объяснение нового материала и закрепление в ходе урока, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практическая работа
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: учебник, рабочая тетрадь, сантиметровая лента, тесьма, манекен, презентация «Поясная одежда»
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Проверка списочного состава.
Объяснение нового материала
На доске висят картинки, как вы можете их назвать одним словом? Совершенно верно , это одежда.
Вопрос: Что такое одежда?
Одежда – совокупность изделий, которые покрывают, облекают тело человека для обеспечения его жизнедеятельности (определение записывается в тетрадь).
Прежде всего, человек придумал и создал одежду, чтобы защитить себя от неблагоприятных условий климата или погодных явлений, а также из желания украсить себя.
Энергичный, вечно спешащий человек XXI века хочет быть элегантным везде: в рабочем кабинете и в поле, у станка и на стройке, на спортивных состязаниях и на отдыхе.
Одежду по её назначению можно разделить на две основные группы: поясную и плечевую.
Сами названия говорят, что плечевые – это изделия, которые держаться на плечах, а поясные – на талии, там, где должен быть поясок.
Давайте зарисуем в тетрадях таблицу ( поясная и плечевая)
Назовите, пожалуйста изделия которые можно отнести к поясной группе?
(юбки, брюки, бриджи, шорты и т.д.) (слайд №2)
А теперь назовите изделия которые можно отнести к плечевой группе?
Ответ детей, показ слайда,
запись в тетрадь
А сейчас я попрошу навести порядок у меня на доске ( приглашаю одного человека который расставит по группам одежду в презентации)
Сегодня мы будем говорить о юбке. Давайте попробуем определить тему урока?
К какой группе относится относиться юбка? (поясная)
Совершенно верно , тема нашего урока «Поясная одежда. ЮБКА»
Сегодня мы с вами поговорим О:
1.Истории появления юбок
2. О Юбках в русском национальном костюме
3.Познакомимся с основными конструкциями юбок
4. Требованиями к поясной одежде
5. Правилами снятия мерок для пошива изделия
6. Научимся снимать мерки
Юбка - один из самых распространенных видов одежды для любого времени года.
Она может быть отдельным, самостоятельным изделием, так и частью платья, костюма.
В сочетании с различными блузками, жакетами, свитерами она является составной частью одежды, легко изменяется и может приобретать любое назначение:
нарядное,
повседневное,
для отдыха.
Может быть и форменной (для работников милиции, таможни, военнослужащих, стюардесс)
Просмотр презентации:
1 слайд Юбка появилась в обиходе человека много тысячелетий назад, её прародительницей была набедренная повязка. Юбка прошла свой исторический путь вместе с человеком, являясь самостоятельной частью костюма или частью платья, исчезая на время и снова возвращаясь.
В Древнем мире юбок не было. Например: в античные времена, когда существовал культ человеческого тела, одежда лежала на плечах и, свободно спадая, не скрывала естественной красоты, форм и пропорции фигуры (плащи, хитоны). (Слайд)
Во Франции, Англии XVI-XVII вв. фигуру спрятали в корсет, утянув талию. Юбку расширили до неимоверных размеров за счет металлического каркаса, весившего 7-8кг. Вся эта конструкция стояла на полу сама по себе. В неё заходили как в шкаф и застегивались. Каркас имел такую объемную форму, что, проходя в узкую дверь или усаживаясь, дамы испытывали немалые трудности. Такая одежда скрывала недостатки фигуры, создавая впечатление стройности. И полные, и худые дамы казались одинаково подтянутыми, с прямой спиной и горделиво поднятой головой.(Слайд)
Что на ваш взгляд удобнее: юбка или брюки?
Ответ детей, речь учителя.
Все слышнее голоса дам, решительно отдающих предпочтение брюкам: удобно, "подтягивают", молодят... теплее, наконец, - их основные аргументы.
Можно привести довод северянок, что в лютые морозы длинная прямая юбка из толстой шерстяной ткани теплее, чем брюки. Причина та же, по которой варежка - теплее перчатки. Или ехидно спросить: "Что, вас не беспокоят швы модных брюк в обтяжку?"
В комплекте с чем можно носить юбки?( ответы девочек)
Юбку носят в комплекте с блузкой, жилетом, жакетом, она может служить частью платья, пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков.
Юбки отличаются по длине , какие юбки вы знаете?
По длине юбки делятся: мини, миди, макси.
Мини-юбки – юбка выше колена, для тех, кому нечего скрывать! Оружие массового мужского поражения!
Миди – юбка средней длины (около колена) универсальна и женственна.
Макси – длинные юбки
По крою они делятся на три группы: прямые, клиньевые, конические
Клиньевые Прямые коническая
Конические юбки самые простые по конструкции. Как правило не имеют вытачек и обычно состоят из одной или двух деталей.
Клиньевые юбки состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся к низу. Число клиньев может быть от четырёх и больше, но лучше четным
Прямые юбки состоят обычно из двух деталей: переднего и заднего полотнища, нити основы проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру.
Как вы думаете из каких видов тканей можно сшить юбки?
Ткань для юбок может быть самая разнообразная: шёлк, атлас, бархат, джинсовая ткань, хлопок и т.д. все ограничивается только Вашей фантазией.
После выбора ткани и фасона юбки , что необходимо для дальнейшего процесса создания юбки?
Мерки, их запись .Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо бы сидела на фигуре и соответствовала росту и размеру, необходимо создать выкройку, а для этого нужно снять мерки для построения чертежа юбки.
Как вы думаете что такое мерки?
Мерки (размерные признаки) - расстояние между определенными точками фигуры, измерения основных размеров тела человека.
А как снять мерки с фигуры человека вы узнаете изучив учебник на стр 64 .
Работаем с учебниками в парах , чья пара будет готова к ответу поднимаем руку.
Показ и объяснение правил снятия мерок для построения чертежа юбки.
Показ снятия мерок на манекене.
Ст - полуобхват талии, измеряют горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии.
Мерку записываем в половинном размере, потому что чертеж будем выполнять на одну часть фигуры - правую! Вопрос: А почему?
Ответ (ученик): у человека правая часть фигуры условно симметрична левой.
Сб - полуобхват бёдер, измеряют горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота.
Дст - длина спины до талии, измеряют от седьмого шейного позвонка до линии талии по позвоночнику.
Ди - длина изделия, измеряют от линии талии до желаемой длины.
На доске таблица мерок (записать в тетрадь)
Для расчета величин отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок, необходимо знать
величину прибавок на свободное облегание.
Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке.
При конструировании юбки прибавки дают к Ст, Сб.
Пт = 1 см, Пб = 2 см
Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки».
Для проведения практической работы необходимо разделить учащихся попарно, девочки снимают мерки друг с друга и записывают результаты в тетрадь, используя таблицу.
Закрепление материала зарисовка эскиза «Поясная одежда»
Итоги и оценка выполненной работы
Домашнее задание принести альбом для чертежа, линейку закройщика, чертежные принадлежности.
Предлагает оценить факт достижения цели урокаИтак, что нового вы узнали сегодня на занятии? Чему научились?Где испытали трудности?Выставление оценок за практическую работу.
Приложение 1
«Правила снятия мерок»
Инструкционно-технологическая карта (у каждого на парте).
Мерки снимают, соблюдая определенную последовательность, избегая лишних поворотов фигуры.
Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку.
Линию талии фиксируют тесьмой или шнуром, резинкой.
Сначала снимают мерки со стороны переда, затем со спины.
Все величины записывают в сантиметрах.
Первая мерка Cm (полуобхват талии)
Снимается так: горизонтально по самому узкому месту в области талии.
Назначение мерки: Эта мерка необходима для определения длины пояса и ширины изделия по линии талии. Записывается в половинном размере
Вторая мерка Сб (полуобхват бедер)
Снимается так: по выступающим точкам ягодиц, спереди, учитывая выпуклость живота.
Назначение мерки: необходима для определения ширины юбки по линии бедер. Записывается в половинном размере.
Третья мерка Дст (длина спины до талии)
Снимается так: по спине от линии талии до шейной точки (седьмого шейного позвонка).
Назначение мерки: определение положения линии талии.
Четвертая мерка Ди (длина изделия)
Снимается так: справа от линии талии до желаемой длины юбки.
Приложение 2
Тест для проверки знаний «Правила снятия мерок»
1.Каковы исходные данные для построения чертежа выкройки?
А) Рисунок модели.
Б) Мерки.
В) Масштаб.
2.Обмерить фигуру можно:
А) Обычной линейкой.
Б) Деревянным метром.
В) Сантиметровой лентой.
3.Перед снятием мерок необходимо:
А) Определить линию талии и обвязать ее тесьмой.
Б) Определить линию бедер.
В) Определить длину изделия.
4.По какой стороне фигуры снимаются мерки?
А) По левой и сзади.
Б) По правой и спереди.
В) По правой стороне сзади и спереди фигуры.
5.Какие мерки записывают полностью?
А) Обхваты.
Б) Длины.
В) Полуобхваты.
6.Какие мерки записывают в половинном размере?
А) Обхваты.
Б) Длины.
В) Полуобхваты.
7.Почему выкройка по чертежу всегда делается в долевом половинном размере?
А) Для экономии бумаги.
Б) Для сокращения времени на работу.
В) Тело человека симметрично.
Ключ ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Б | В | А | Б | Б | А | В |
7 правильных ответов – оценка 5
6 правильных ответов – оценка 4
4,5 правильных ответов – оценка 3