Конспект урока по теме «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы»
Тема: «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы»
Цель: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
Оборудование: презентация «Экологические проблемы России», учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина для 4 класса, карточки с заданиями, материалы для проведения опытов.
Планируемые результаты
Личностные:
- знание основных правил поведения в природе и ориентация на их выполнение;
- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира;
- положительное отношение и интерес к изучению природы.
Предметные:
- проводить элементарные опыты;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (между неживой и живой природой, между природой и человеком);
- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий;
- выполнять правила поведения в природе.
- рассказывать об использовании природы своего края и её охране.
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- извлекать информацию из текста и иллюстрации;
- на основе анализа увиденного или услышанного самостоятельно делать выводы.
Регулятивные:
- высказывать своё предположение по тому или иному поводу, отстаивать свою точку зрения;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- составлять план деятельности с одноклассниками.
Коммуникативные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку;
- выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организация детей на работу | ||
Ребята, сегодня урок будет особенным. Я желаю вам быть внимательными, активными. Мы покрутим наши ушки И погладим все макушки. Руки мы друзьям пожмем И урок скорей начнем. Молодцы, все готовы к работе. | Дети выполняют упражнения и садятся правильно за парты. | |
2. Определение темы урока | ||
Слайд 1 - Посмотрите на карту. Что показано с помощью цвета? - В чем причина смены природных зон? Работа в паре - Откройте конверты. Прочитайте описание и установите, о какой природной зоне идет речь. Проверка - Расположите природные зоны в порядке их следования с севера на юг. - Переверните листочки. Прочитайте получившееся стихотворение. - Это отрывок из стихотворения С. Михалкова «Стон Земли». О чем это стихотворение? - Кем является человек по отношению к природе? - Человек оказывает полезное или вредное влияние на окружающий мир? - Какая наука занимается изучением взаимодействия человека с окружающей средой? Слайд 2 Просмотр мультфильма - Я хочу вам показать мультфильм на экологическую тему. - Какие проблемы вы увидели? - Как их можно назвать? - Об экологических проблемах мы и будем говорить на сегодняшнем уроке. | -Природные зоны. - Причина смены природных зон заключается в изменении количества света, тепла и влаги, получаемых земной поверхностью. Работают по заданию в паре Читают характеристику и определяют зону Читают стихотворение Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Не год, не два, а миллиарды лет, Я так устала: плоть моя покрыта Рубцами ран - живого места нет! Терзает сталь мое земное тело, И яды травят воды чистых рек, Все то, что я имею и имела, - Своим добром считает человек. - Это стихотворение о том, что Земле плохо от изменений, которые произошли. - Человек – это часть природы. - Человек может приносить пользу, но больше вредит природе. - Взаимодействие человека с окружающей средой изучает экология. Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Смотрят мультфильм - Загрязнение воздуха, воды, мусорную свалку. - Это экологические проблемы. | |
3. Работа по теме урока | ||
Слайд 3 - Итак, экологические проблемы ведут к нарушениям в жизни природы. Как вы думаете, эти проблемы есть только в нашей стране? - Экологических проблем много. Они есть на всей планете. Посмотрите, какой серой и угрюмой она становится. Давайте попробуем вместе найти пути решения некоторых экологических проблем. - По ходу работы мы с вами будем заполнять карточки. Слайд 4 Загрязнение воздуха - Как вы думаете, какие источники загрязнения больше всего влияют на загрязнение воздуха? - Самыми сильными источниками загрязнений атмосферы являются выбросы транспорта Слайд 5 В мире около 600 млн. автомобилей, каждый из которых ежедневно выбрасывает в атмосферу до 4 кг угарного газа и других химических элементов. промышленных предприятий и теплоэнергетики Слайд 6 Заводы выбрасывают такие вредные вещества, как пыль, мазутная зола, различные химические соединения. Кислотные дожди, содержащие продукты сжигания топлива, также представляют опасность для окружающей среды, здоровья человека. Содержащиеся в загрязнённых осадках и тумане растворы кислот, соединения алюминия загрязняют почву и водоёмы, пагубно воздействуют на растительность, люди пьют обогащённую токсичными металлами. табачный дым Слайд 7 вырубка лесов Слайд 8 Россия занимает первое место в мире по масштабам вырубки леса. Чем еще, кроме загрязнения воздуха, опасны вырубки лесов? Работа в парах - А сейчас посовещайтесь и предложите варианты по сохранению чистоты воздуха. 1. Переход на новые виды топлива. 2. Использование энергии воды, солнца, ветра. 3. Развитие энергосберегающих и безотходных технологий. 4. Установка очистных фильтров. 5. Посадка деревьев. Заменить кусочек на изображении планеты - Вред атмосфере наносят и средства, которыми мы с вами ежедневно пользуемся в быту. Например, лак для волос, чистящие и моющие химические средства. Эксперимент Предлагаю вам провести эксперимент. У нас есть два зеркала. Их нужно почистить. Как это сделать? Можно использовать специальную жидкость. А можно выбрать экологически безвредный способ. Для этого разведем в воде уксус и почистим зеркало этим раствором. - Какое зеркало чище? - Мы увидели, что эффективны оба средства. Но моющие средства содержат тяжелые химические вещества, которые являются опасными для окружающей среды и атмосферы. Уксус же является нетоксичной кислотной жидкостью. Использование подобных способов может стать нашим маленьким вкладом в охрану природы. Заменить кусочек на изображении планеты Слайд 9 Загрязнение воды - Какие источники загрязнения воды вы можете назвать? Слайд 10 - Основные загрязнители воды– тяжёлые металлы и сложные органические соединения, связанные с работой промышленных объектов, которые выбрасывают в реку неочищенные или недостаточно очищенные стоки, с большим количеством бытовых стоков. - Загрязняются наземные и подземные воды и химическими удобрениями, ядохимикатами, которые используют в сельском хозяйстве. Слайд 11 - Огромный вред водным ресурсам наносят нефть нефтепродукты (горюче-смазочные материалы). Слайд 12 - Посмотрите, как выглядит водоем после попадания в него нефти. Погибают плицы, рыбы, млекопитающие. Эксперимент Сейчас мы с вами попробуем себе представить такую ситуацию. Роль нефти выполнит растительное масло. А мы попробуем поработать спасателями и очистить водоем. - Даже такое маленькое масляное пятно трудно удалить, Представьте, сколько труда нужно для очистки морского побережья. Заменить кусочек на изображении планеты Работа в парах - А сейчас посовещайтесь и предложите варианты по сохранению водоемов. 1. Строительство современных очистных сооружений. 2. Замена топлива. 3. Переход к малоотходным и безотходным технологиям. 4. Отказ от чрезвычайно ядовитых сельскохозяйственных удобрений. 5. Снижение опасности загрязнения водоемов нефтью и нефтепродуктами как за счет повышения надежности танкеров. Заменить кусочек на изображении планеты | Экологическая проблема — изменение природной среды, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. - Экологические проблемы есть во все мире. - Фабрики, автомобили. - Животным негде жить, укрываться от врагов, нечем питаться. Работают в парах Участвуют в эксперименте - Есть специальные средства для мытья стекол и зеркал. - Оба зеркала выглядят одинаково. - Воду загрязняют заводы, отдыхающие. Участвуют в эксперименте Работают в парах | |
4. Физкультминутка | ||
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Повторяем все за мной. Вот какой он, шар земной. А на нем растут леса, Поднимаясь в небеса. И рокочет океан, Омывая много стран. Реки, горы и цветы. Здесь живем и я, и ты. | Встают из-за парт и выполняют движения вместе с учителем. | |
5. Работа по теме урока | ||
Слайд 13 Загрязнение почвы - Каковы причины загрязнения почвы? Слайд 14 Хим. удобрения, яды - Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент экологической системы. Именно почвенная оболочка определяет многие процесс. Несовершенство сельскохозяйственных приемов приводит к быстрому истощению почв, а применение крайне вредных, но дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями растений и в целях повышения урожайности усугубляет эту проблему. Слайд 15 Радиоактивное загрязнение - Каковы причины радиоактивного загрязнения? - Основными причинами, вызывающими радиоактивное загрязнение почвенного покрова, являются: - интенсивное освоение земель сельскохозяйственного назначения; - тяжелая промышленность; -разработка месторождений природных ископаемых; захоронение радиоактивных отходов; - выбросы радиации АЭС; - испытание ядерного оружия. Известно, что в почве содержатся естественные радионуклиды – радиоактивные атомы. Но их концентрация значительно увеличивается вследствие добычи, складирования природного сырья, переработки, внесения удобрений, их производства, сжигания угля, использования золы в качестве подкормок растениям или для изготовления строительных материалов. Слайд 15 Загрязнение бытовыми отходами - Что называют бытовыми отходами? - Бытовые отходы - это остатки веществ и предметов, которые образуются в результате бытовой и хозяйственной деятельности человека. - Какой вред они могут нанести природе? С твердыми бытовыми отходами в почву попадает большое количество органических веществ, микроорганизмов, яиц геогельминтов. Из почвы компоненты твердых бытовых отходов могут попадать в подземные (в первую очередь грунтовые) воды, смываться атмосферными осадками в открытые водоемы и приводить к загрязнению воды источников водоснабжения. Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных законов, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города. - Разные виды мусора сохраняются на Земле в течение разного времени. Рассмотрите диаграмму и заполните пропуски. - Что у вас получилось? Практическая работа в парах В настоящее время актуальность приобретает раздельный сбор мусора для последующей переработки отходов. Давайте попробуем разделить мусор на группы. Высыпайте мусорные корзинки и приступайте к работе. - Какие виды мусора вы обнаружили? - Как утилизировать элементы питания? Слайд 16 - Итак, давайте расставим знаки, чтобы получилось правильное по смыслу предложение. Заменить кусочек на изображении планеты - Что можно сделать из разных видов мусора? Слайд 17, 18 - Получили развитие следующие основные направления в переработке: текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку, органическая масса используется для получения удобрений. Слайд 19 Для обозначения материалов, подлежащих повторной переработке, используется специальный знак – ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ Работа в парах - А сейчас посовещайтесь и предложите варианты по сохранению чистоты почвы. 1. Строительство специализированных предприятий для утилизации отходов. 2. Безотходное производство. 3. Сокращение ядерных испытаний. 4. Сокращение использования химических удобрений и ядохимикатов. Заменить кусочек на изображении планеты - Как вы думаете, кто занимается охраной природы? - Охранять природу должен каждый человек, но чтобы вовремя установить нежелательные изменения в природе и вместе бороться с загрязнением окружающей среды, созданы специальные организации. Слайд 20 Это «Гринпис», Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Всемирный фонд дикой природы. В России существует общество охраны природы. - Есть ли экологические проблемы в Каширском районе? - Приведите примеры. | - Люди не убирают мусор, работают предприятия. - Работа АЭС, испытания ядерного оружия. - Это остатки деятельности человека. - Образуются свалки. В почву проникают опасные вещества. Читают ответ на вопрос по диаграмме Работают в парах - Обнаружили бумагу, стекло, пластик, пищевые отходы и батарейку. - Элементы питания нужно сдавать в специальные пункты. Читают получившуюся фразу Засорять нельзя, перерабатывать! - Можно делать бумагу, строительные материалы. Рассматривают иллюстрацию Работают в парах - Есть специальные организации. - В Кашире загрязняется воздух и вода такими предприятиями, как ГРЭС, фабрика по производству чипсов, завод «Центролит». Есть и проблема свалок. Высох Хитровский пруд. | |
6. Итог урока. Рефлексия | ||
- Мы поговорили сегодня лишь о некоторых экологических проблемах. Давайте их еще раз назовем. - К чему они приводят? В чем их опасность? -Слайд 21 - Ребята, вы заметили, что постепенно наша планета из серой стала цветной? - Что нужно делать, чтобы сохранить настоящую планету Земля? - Если мы будем соблюдать эти правила уже сегодня, нам удастся сохранить Землю для потомков. - Оцените свою работу на уроке (прикрепить цветочки) | - Загрязнение воздуха, воды, почвы. - Наносится вред растениям, животным. Люди болеют. - Не загрязнять воздух и воду, не допускать свалок мусора, сажать деревья. Прикрепляют цветочки нужного цвета на изображение земного шара | |
7. Домашнее задание | ||
Прочитать с. 150-153 в учебнике. Внести дополнения в таблицу. Подготовиться к проверочной работе по вопросам на с. 154-155. | |