Конспект урока по теме «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы»

0
0
Материал опубликован 15 October


Тема: «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы»

Цель: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Оборудование: презентация «Экологические проблемы России», учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина для 4 класса, карточки с заданиями, материалы для проведения опытов.

Планируемые результаты

Личностные:

- знание основных правил поведения в природе и ориентация на их выполнение;

- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира;

- положительное отношение и интерес к изучению природы.


Предметные:

- проводить элементарные опыты;

- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (между неживой и живой природой, между природой и человеком);

- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий;

- выполнять правила поведения в природе.

- рассказывать об использовании природы своего края и её охране.


Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

- извлекать информацию из текста и иллюстрации;

- на основе анализа увиденного или услышанного самостоятельно делать выводы.


Регулятивные:

- высказывать своё предположение по тому или иному поводу, отстаивать свою точку зрения;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- составлять план деятельности с одноклассниками.


Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку;

- выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация детей на работу

Ребята, сегодня урок будет особенным. Я желаю вам быть внимательными, активными.

Мы покрутим наши ушки

И погладим все макушки.

Руки мы друзьям пожмем

И урок скорей начнем.

Молодцы, все готовы к работе.

Дети выполняют упражнения и садятся правильно за парты.

2. Определение темы урока

Слайд 1

- Посмотрите на карту. Что показано с помощью цвета?

- В чем причина смены природных зон?




Работа в паре

- Откройте конверты. Прочитайте описание и установите, о какой природной зоне идет речь.

Проверка


- Расположите природные зоны в порядке их следования с севера на юг.

- Переверните листочки. Прочитайте получившееся стихотворение.








- Это отрывок из стихотворения С. Михалкова «Стон Земли». О чем это стихотворение?


- Кем является человек по отношению к природе?

- Человек оказывает полезное или вредное влияние на окружающий мир?

- Какая наука занимается изучением взаимодействия человека с окружающей средой?

Слайд 2






Просмотр мультфильма

- Я хочу вам показать мультфильм на экологическую тему.

- Какие проблемы вы увидели?


- Как их можно назвать?

- Об экологических проблемах мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.


-Природные зоны.

- Причина смены природных зон заключается в изменении количества света, тепла и влаги, получаемых земной поверхностью.

Работают по заданию в паре



Читают характеристику и определяют зону

Читают стихотворение

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала: плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет!


Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имею и имела, -

Своим добром считает человек.

- Это стихотворение о том, что Земле плохо от изменений, которые произошли.

- Человек – это часть природы.

- Человек может приносить пользу, но больше вредит природе.

- Взаимодействие человека с окружающей средой изучает экология.

Эколо́гия (от др.-греч. οκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. 

Смотрят мультфильм



- Загрязнение воздуха, воды, мусорную свалку.

- Это экологические проблемы.

3. Работа по теме урока

Слайд 3

- Итак, экологические проблемы ведут к нарушениям в жизни природы. Как вы думаете, эти проблемы есть только в нашей стране?



- Экологических проблем много. Они есть на всей планете. Посмотрите, какой серой и угрюмой она становится. Давайте попробуем вместе найти пути решения некоторых экологических проблем.

- По ходу работы мы с вами будем заполнять карточки.

Слайд 4

Загрязнение воздуха

- Как вы думаете, какие источники загрязнения больше всего влияют на загрязнение воздуха?

- Самыми сильными источниками загрязнений атмосферы являются выбросы транспорта Слайд 5

В мире около 600 млн. автомобилей, каждый из которых ежедневно выбрасывает в атмосферу до 4 кг угарного газа и других химических элементов.

промышленных предприятий и теплоэнергетики Слайд 6

Заводы выбрасывают такие вредные вещества, как пыль, мазутная зола, различные химические соединения. Кислотные дожди, содержащие продукты сжигания топлива, также представляют опасность для окружающей среды, здоровья человека. Содержащиеся в загрязнённых осадках и тумане растворы кислот, соединения алюминия загрязняют почву и водоёмы, пагубно воздействуют на растительность, люди пьют обогащённую токсичными металлами.

табачный дым Слайд 7

вырубка лесов

Слайд 8

Россия занимает первое место в мире по масштабам вырубки леса. Чем еще, кроме загрязнения воздуха, опасны вырубки лесов?

Работа в парах

- А сейчас посовещайтесь и предложите варианты по сохранению чистоты воздуха.

1. Переход на новые виды топлива.

2. Использование энергии воды, солнца, ветра.

3. Развитие энергосберегающих и безотходных технологий.

4. Установка очистных фильтров.

5. Посадка деревьев.

Заменить кусочек на изображении планеты

- Вред атмосфере наносят и средства, которыми мы с вами ежедневно пользуемся в быту. Например, лак для волос, чистящие и моющие химические средства.

Эксперимент

Предлагаю вам провести эксперимент. У нас есть два зеркала. Их нужно почистить. Как это сделать?

Можно использовать специальную жидкость. А можно выбрать экологически безвредный способ. Для этого разведем в воде уксус и почистим зеркало этим раствором.

- Какое зеркало чище?

- Мы увидели, что эффективны оба средства. Но моющие средства содержат тяжелые химические вещества, которые являются опасными для окружающей среды и атмосферы. Уксус же является нетоксичной кислотной жидкостью. Использование подобных способов может стать нашим маленьким вкладом в охрану природы.

Заменить кусочек на изображении планеты

Слайд 9

Загрязнение воды

- Какие источники загрязнения воды вы можете назвать?

Слайд 10

- Основные загрязнители воды– тяжёлые металлы и сложные органические соединения, связанные с работой промышленных объектов, которые выбрасывают в реку неочищенные или недостаточно очищенные стоки, с большим количеством бытовых стоков.

- Загрязняются наземные и подземные воды и химическими удобрениями, ядохимикатами, которые используют в сельском хозяйстве.

Слайд 11

- Огромный вред водным ресурсам наносят нефть нефтепродукты (горюче-смазочные материалы).

Слайд 12

- Посмотрите, как выглядит водоем после попадания в него нефти. Погибают плицы, рыбы, млекопитающие.

Эксперимент

Сейчас мы с вами попробуем себе представить такую ситуацию. Роль нефти выполнит растительное масло. А мы попробуем поработать спасателями и очистить водоем.

- Даже такое маленькое масляное пятно трудно удалить, Представьте, сколько труда нужно для очистки морского побережья.

Заменить кусочек на изображении планеты

Работа в парах

- А сейчас посовещайтесь и предложите варианты по сохранению водоемов.

1. Строительство современных очистных сооружений.

2. Замена топлива.

3. Переход к малоотходным и безотходным технологиям.

4. Отказ от чрезвычайно ядовитых сельскохозяйственных удобрений.

5. Снижение опасности загрязнения водоемов нефтью и нефтепродуктами как за счет повышения надежности танкеров.

Заменить кусочек на изображении планеты

Экологическая проблема — изменение природной среды, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

- Экологические проблемы есть во все мире.








- Фабрики, автомобили.





















- Животным негде жить, укрываться от врагов, нечем питаться.


Работают в парах













Участвуют в эксперименте


- Есть специальные средства для мытья стекол и зеркал.




- Оба зеркала выглядят одинаково.









- Воду загрязняют заводы, отдыхающие.
















Участвуют в эксперименте









Работают в парах

4. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Повторяем все за мной.

Вот какой он, шар земной.

А на нем растут леса,

Поднимаясь в небеса.

И рокочет океан,

Омывая много стран.

Реки, горы и цветы.

Здесь живем и я, и ты.

Встают из-за парт и выполняют движения вместе с учителем.

5. Работа по теме урока

Слайд 13

Загрязнение почвы

- Каковы причины загрязнения почвы?

Слайд 14

Хим. удобрения, яды

- Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент экологической системы. Именно почвенная оболочка определяет многие процесс. Несовершенство сельскохозяйственных приемов приводит к быстрому истощению почв, а применение крайне вредных, но дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями растений и в целях повышения урожайности усугубляет эту проблему.

Слайд 15

Радиоактивное загрязнение

- Каковы причины радиоактивного загрязнения?

- Основными причинами, вызывающими радиоактивное загрязнение почвенного покрова, являются:

- интенсивное освоение земель сельскохозяйственного назначения;

- тяжелая промышленность;

-разработка месторождений природных ископаемых; захоронение радиоактивных отходов;

- выбросы радиации АЭС;

- испытание ядерного оружия.

Известно, что в почве содержатся естественные радионуклиды – радиоактивные атомы. Но их концентрация значительно увеличивается вследствие добычи, складирования природного сырья, переработки, внесения удобрений, их производства, сжигания угля, использования золы в качестве подкормок растениям или для изготовления строительных материалов.

Слайд 15

Загрязнение бытовыми отходами

- Что называют бытовыми отходами?

- Бытовые отходы - это остатки веществ и предметов, которые образуются в результате бытовой и хозяйственной деятельности человека.

- Какой вред они могут нанести природе?

С твердыми бытовыми отходами в почву попадает большое количество органических веществ, микроорганизмов, яиц геогельминтов. Из почвы компоненты твердых бытовых отходов могут попадать в подземные (в первую очередь грунтовые) воды, смываться атмосферными осадками в открытые водоемы и приводить к загрязнению воды источников водоснабжения.

Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных законов, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.

- Разные виды мусора сохраняются на Земле в течение разного времени. Рассмотрите диаграмму и заполните пропуски.

- Что у вас получилось?

Практическая работа в парах

В настоящее время актуальность приобретает раздельный сбор мусора для последующей переработки отходов. Давайте попробуем разделить мусор на группы. Высыпайте мусорные корзинки и приступайте к работе.

- Какие виды мусора вы обнаружили?



- Как утилизировать элементы питания?


Слайд 16

- Итак, давайте расставим знаки, чтобы получилось правильное по смыслу предложение.


Заменить кусочек на изображении планеты

- Что можно сделать из разных видов мусора?

Слайд 17, 18

- Получили развитие следующие основные направления в переработке: текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку, органическая масса используется для получения удобрений.

Слайд 19

Для обозначения материалов, подлежащих повторной переработке, используется специальный знак – ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ

Работа в парах

- А сейчас посовещайтесь и предложите варианты по сохранению чистоты почвы.

1. Строительство специализированных предприятий для утилизации отходов.

2. Безотходное производство.

3. Сокращение ядерных испытаний.

4. Сокращение использования химических удобрений и ядохимикатов.

Заменить кусочек на изображении планеты

- Как вы думаете, кто занимается охраной природы?

- Охранять природу должен каждый человек, но чтобы вовремя установить нежелательные изменения в природе и вместе бороться с загрязнением окружающей среды, созданы специальные организации.

Слайд 20

Это «Гринпис», Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Всемирный фонд дикой природы. В России существует общество охраны природы.

- Есть ли экологические проблемы в Каширском районе?

- Приведите примеры.



- Люди не убирают мусор, работают предприятия.











- Работа АЭС, испытания ядерного оружия.



















- Это остатки деятельности человека.




- Образуются свалки. В почву проникают опасные вещества.
















Читают ответ на вопрос по диаграмме

Работают в парах





- Обнаружили бумагу, стекло, пластик, пищевые отходы и батарейку.


- Элементы питания нужно сдавать в специальные пункты.


Читают получившуюся фразу


Засорять нельзя, перерабатывать!


- Можно делать бумагу, строительные материалы.

Рассматривают иллюстрацию









Работают в парах










- Есть специальные организации.









- В Кашире загрязняется воздух и вода такими предприятиями, как ГРЭС, фабрика по производству чипсов, завод «Центролит». Есть и проблема свалок. Высох Хитровский пруд.

6. Итог урока. Рефлексия

- Мы поговорили сегодня лишь о некоторых экологических проблемах. Давайте их еще раз назовем.

- К чему они приводят? В чем их опасность?


-Слайд 21

- Ребята, вы заметили, что постепенно наша планета из серой стала цветной?

- Что нужно делать, чтобы сохранить настоящую планету Земля?

- Если мы будем соблюдать эти правила уже сегодня, нам удастся сохранить Землю для потомков.

- Оцените свою работу на уроке (прикрепить цветочки)

- Загрязнение воздуха, воды, почвы.


- Наносится вред растениям, животным. Люди болеют.




- Не загрязнять воздух и воду, не допускать свалок мусора, сажать деревья.


Прикрепляют цветочки нужного цвета на изображение земного шара

7. Домашнее задание

Прочитать с. 150-153 в учебнике. Внести дополнения в таблицу.

Подготовиться к проверочной работе по вопросам на с. 154-155.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.