Мастер-класс по теме «Природные уникумы. Экологические проблемы Урала» (8 класс)
МБОУ Никольская СОШ
Мастер-класс по теме
«Природные уникумы. Экологические проблемы Урала»
Форма проведения: деловая игра
в форме «2Д» (доклад-дискуссия)
Провела учитель географии
Надоенко Н.А.
2017 год
Мастер-класс по теме «Природные уникумы.
Экологические проблемы Урала»
Цели:
Образовательная: способствовать формированию представлений у учащихся об уникальности Урала, его острых экологических проблемах и возможных путях их решения; умение планировать свою деятельность.
Развивающая: развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
-показать природную уникальность Урала на примере отдельных природных объектов;
раскрыть современные экологические проблемы региона;
-совершенствовать умения учащихся самостоятельно искать пути решения экологических проблем, продолжить формирование умение работать с картой;
-воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся выявлять характерные особенности уникальности Урала и его экологические проблемы
Метапредметные УДД: самостоятельное организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные УДД: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Форма проведения: деловая игра «2Д» (доклад – дискуссия).
Оборудование: проектор, презентация, пакеты с рабочим материалом, фломастеры, ватман, магниты
План мастер-класса.
1. Организационный момент
- Музыкальный «Если вы, нахмурясь…»
- Притча.
Учитель принёс сундук и сказал ученикам:
-Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук, но безуспешно.
-Учитель, может начнём учиться? – робко спросил один ученик. - Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и сказал: (Что сказал учитель?)
-Ты прав. Образование клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
Дорогие коллеги!
Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.
Методика проведения игры «2Д» (доклад-дискуссия)
Цели: 1. Выработать навыки подготовки и осуществления докладов: анализ, самоанализ, рефлексия и критическое осмысление информации.
2.Закрепление теоретического материала по конструированию деловой игры.
3.Уметь адаптироваться в условиях игры, планировать свою деятельность.
Объект имитации: подготовка доклада и дискуссия вокруг него.
Комплект ролей по группам:
1. Лидер группы (называет тему, цели, представителей)
2. Докладчик (содокладчик)
3. Оппоненты ( «белый», «чёрный» анализируют доклады докладчиков по схеме рецензии ответа ученика. «Белый» - только положительное, «чёрный» – недостатки)
4. Провокатор ( готовит 2 вопроса по теме с «изюминкой» для противоположной группы по их теме)
5. Провокатор и оппонент «чёрный» готовят материал противоположной группы
6. Создание мини-проекта по теме.
7. Координатор игры – учитель ( подводит итог игры в конце урока и выставляет оценки)
Практическое использование игры на уроке географии в 8 классе по теме
« Природные уникумы. Экологические проблемы Урала»
1.Мотивационно-целевой этап.
- О чем эта притча? Притча об Урале
Скажи-ка, дедушка, Уралом
Когда назвали отчий край?
- Уралом назван он недаром.
Так слушай, внук, и примечай:
Когда-то предки величали
Мать - землю АР, а солнце - РА,
И солнце издревле венчает
Наш край, наш солнечный Урал.
Он, стало быть, стоит у солнца,
Трудолюбивый и простой,
В былинной славе ратоборца
Хозяин рудной кладовой.
И слышал я от древних дедов -
Башкир и русских мудрецов,
Что превращались в самоцветы
Сердца уральских мастеров.
Богатырям на подвиг ратный
Ковали издавна они
Шеломы, панцири и латы
Ещё задолго до брони.
Далёких кузниц отголоски
Стозвонным грохотом вобрал
Стальной гигант МАГНИТОГОРСКИЙ,
И льётся солнечный металл!
Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
-Итак, как вы поняли тема нашего урока« Природные уникумы. Экологические проблемы Урала»
Цели урока ( на слайде)
Эпиграф урока: Урал дает богатый материал, как для сердца, так и для ума
и вообще для самой разнородной деятельности…»
А.К. ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ
Проблема урока: действительно ли красив, богат и уникален Урал?
Как решить проблему Урала?
2. Работа по теме урока.
А) Групповая работа в форме игры «2Д»( смотри выше)
1 группа - тема «Природные уникумы Урала»
2 группа – тема «Экологические проблемы Урала» создание мини-проекта по теме урока. ( предлагается тема «Как решить экологическую проблему Урала?)
Б) Отчёт групп о проделанной работе.
В) Анализ работы групп учителем и выставление оценок.
Действительно ли мы решили проблему урока?
Г) Рефлексия
-Как вы чувствовали себя на нашем занятии?
-Что вам понравилось, что нет?
-Что для вас было самым трудным, лёгким, наиболее значимым и важным?