Конспект урока по теме «Голосеменные» (Биология, 7 класс)
Тема :Голосеменные – отдел семенных растений.
Цель: выяснить общие признаки семенных растений, особенности размножения голосеменных; преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.
Планируемые результаты обучения:
предметные результаты:
учащиеся должны знать общие признаки семенных растений, особенности строения и размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной; уметь выявлять черты более сложной организации по сравнению с папоротниками;
метапредметные результаты:
учащиеся должны уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
(Регулятивные УУД)
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
( Коммуникативные УУД)
уметь работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь
оценивать работу одноклассников.
личностные результаты:
учащиеся должны уметь:
осознавать целостность мира, воспитывать экологическую культуру.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Вид урока: комбинированный урок.
Тип урока: изучения нового материала
Ход урок
I Организационный момент.
Здравствуйте , ребята! Садитесь.
Меня зовут Светлана Михайловна. И сегодня урок биологии проведу у вас я. Урок хотелось бы начать с небольшой притчи: Жил мудрец, который все знал. Один человек захотел доказать , что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку , он спросил : «Скажи , мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая _ я ее умерщвлю, скажет мертвая- выпущу.» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»
В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.
II Актуализация знаний, умений и навыков по теме «Отделы плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные».
Ребята, у вас у каждого лежат таблички , прочтите . А сейчас вы должны будете встать, двигаясь по классу, общаясь между собой, создать некие группы. Но принцип построения вы выбираете сами, я вам ничего не говорю. Единственное, вы ограничены во времени-1 мин. Тихо встаньте, и через минуту я хочу увидеть 4 группы.
(после того как будут построены группы) Поднимите свои карточки. Почему вы объединились в одну группу? Почему вы вместе? …
Это ваши новые команды, займите свои места.
Итак, следующее задание для каждой группы. Проверим ваши знания про высшие споровые растения (2-3мин)
Задание для группы1 . Определить правильность утверждений («да» - «нет»):
1. У высших растений не развиты ни ткани, ни органы (нет)
2. Риниофиты - это вымершие организмы (да)
3. Оплодотворение у высших споровых растений осуществляется с помощью воды(да
4. Водоросли - первые растительные организмы на Земле, возникли в водной среде (да)
5.Спорофит - это половое поколение высших споровых растений (нет)
6. Половые клетки - гаметы, образуются в гаметофите (да)
Задание для группы 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.
А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;
Б) ламинария, саргассум, одуванчик, спирогира, филлофора;
В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;
Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.
( Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры.)
Задания для группы 3. Задания на соответствие терминов.
низшие растения |
растения без тканей и органов |
гаметы |
половые клетки |
автотрофы |
организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических |
ризоиды |
выросты клеток водорослей для закрепления в почве |
оплодотворение |
слияние двух половых клеток |
гаметофит |
половое поколение высших растений, на котором образуются половые клетки |
спорофит |
бесполое поколение высших растений, на котором образуются споры в спорангиях |
Задания для группы 4. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения.
слоевище |
тело водорослей, состоящее из группы клеток |
высшие растения |
растения, у которых хорошо развиты ткани и органы |
риниофиты |
первые наземные растения |
зигота |
оплодотворенная яйцеклетка |
сперматозоиды |
мужские половые клетки |
яйцеклетки |
женские половые клетки |
спорангии |
органы бесполого размножения, в которых образуются споры |
Проверка выполнения заданий.
III. Мотивация учебной деятельности
Сотни три миллионов ей лет.
Уж давно птеродактилей нет,
Нет гигантских страшилищ давно…
Ей же, к счастью, пропасть не дано.
К нам пришла из далёких времён.
У неё много видов, имён.
Острых сабель на ней нам не счесть,
А живица полезна. В ней есть
Канифоль, скипидар, камфара …
Не страшны ей мороз и жара!
С ней легко полной грудью дышать,
Так не будем её обижать.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ель, сосна)
Сегодня мы будем изучать отдел Голосеменные растения, к которым и
относятся ель, сосна¸ кедр и пр.
Что вы уже знаете о Голосеменных?
Что вы знаете , но не можете объяснить?
Вывод: Сегодня мы должны будем выяснить признаки голосеменных, размножение и значение голосеменных.
IV Изучение нового материала
А. Преимущества семян перед спорами
Каких растений на земле больше : споровых или семенных?
- Давайте выясним, почему семенных растений больше, чем споровых?( Семена по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ)
- Какое преимущество дало растению появление семени?( Растения, размножающиеся семенами, лучше приспособлены к жизни на суше, чем растения, размножающиеся спорами. Оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды во внешней среде. Семена (многоклеточные образования) имеют больший запас питательных веществ, чем споры (они одноклеточные). Зародыш: будущего растения, находящийся внутри семени, лучше защищен от неблагоприятных условий.)
Пользуясь учебником ( с. 56 ) вы должны постараться выделить общие признаки голосеменных , работая в группах .
Признаки : 1. Вечнозеленые , реже листопадные деревья, кустарники, лианы.
2.Органы- корень, стебель, лист
3.лист- хвоинка
4. размножение семенами (преобладающее поколение –спорофит)
5. нет плодов
6. шишка- видоизмененный побег
– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.
Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко
Размножение голосеменных растений:
У вас на столах имеются карточки с основными периодами размножения сосны По ходу моего рассказа ваша задача: составить схему размножения голосеменных.
Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.
Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.
После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка
– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.
В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит , представляющий собой само растение.
Проверка схем .
Физкультминутка для глаз. Учитель: А теперь, давайте немного отдохнём (физкультминутку проводит один из учащихся)
1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.
2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.
3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.
4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.
5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.
6. Частые моргания, без усилий.
Значение голосеменных : учебник с. 57 выделить значение голосеменных для человека
-образуют органические вещества, выделяют кислород, поглощают углекислый газ;
-древесина как строительный и поделочный материал;
-озеленение;
-ценное сырье для многих отраслей промышленности
V. Проверка усвоения материала.
- Выпишите номера правильных утверждений.
1. Появление семени – важный этап в эволюции растений.
2. По способу питания растения – гетеротрофы.
3. У голосеменных нет цветов и плодов.
4. Семя только защищает зародыш от неблагоприятных факторов среды.
5. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша в начальный период его развития.
6. Голосеменные растения произошли от первичных разноспоровых папоротников.
7. Спора имеет такое же строение, как и семя.
8. Голосеменные растения распространены по всему земному шару.
9. Для оплодотворения голосеменных не нужна вода.
10. Голосеменные растения не имеют листьев.
(Ответы: 1; 3; 5; 6; 8; 9.)
Назовите признаки растений отдела Голосеменные.
1. Вечнозеленые растения.
2. Жизненная форма – деревья и кустарники.
3. Листья игольчатые.
4. Размножение с помощью семян.
5. Не образуют плодов.
6. Оплодотворение без участия воды.
В чем заключается преимущество семян?
1. Запас питательных веществ;
2. Защищены семенной кожурой;
3. В семени зародыш может в течение более длительного времени
сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов
Задание на дом и подведение итогов:
Итак, сегодня мы с вами начали знакомиться с голосеменными растениями.
- Что нового и интересного для себя вы узнали?
- Что еще вам хотелось бы узнать о голосеменных?
На последующих уроках у вас будет возможность узнать еще больше об этом отделе растений. И в этом вам поможет выполнение домашнего задания:
Параграф 16; - подготовить сообщения о представителях голосеменных растений (по желанию).
Дополнительно для обсуждения
1.Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу,
спросил лесничего:
Это хвойный лес?
Хвойный.
А где хвоя?
Опала.
По чьей вине?
Природы.
Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?, что это за лес?
2.Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой
участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом
бору? Почем