Технологическая карта урока по теме: «Голосеменные» (Биология, 5 класс)
Технологическая карта урока по теме: «Голосеменные»
Автор: Сухова Елена Владимировна, МКОУ «Середняковская СОШ» Костромского муниципального района
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: Голосеменные,
Цели урока: познакомиться с особенностями строения голосеменных растений, их значением и многообразием
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
Создать условия:
Для формирования понятия голосеменные растения, семя.
Развития умения классифицировать виды голосеменных по строению хвои и шишек.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- развивать логическое мышление, интерес к изучению;
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- контроль и оценка процесса и результатов действия.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- выработка уверенности в собственных силах;
- формирование умения проверять результаты деятельности;
- развивать умение дискуссионной и групповой работы
Планируемые результаты обучения
Предметные УУД: иметь представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоить понятие «семенные растения».
Метапредметные УУД: развивать умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями; приходить к общему решению при наличии разных точек зрения; выступать перед классом; объективно оценивать себя.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные результаты (УУД) | Личностные | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||
иметь представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоить понятие «семенные растения».
| 1.1. принимать учебную задачу; 1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; 1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; 1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | 2.1. осознавать познавательную задачу; 2.2. находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую 2.3. оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; 2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | 3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; 3.3. строить небольшие монологические высказывания; 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; 4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
№ | Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД |
1 | Организационный этап
| Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся, сообщение основных этапов урока, знакомство с рабочим листом. Создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.
| Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа | Л: Понимание важности знаний, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
|
2 | Этап актуализации знаний | Учитель проводит уплотненный опрос: Фронтальный опрос с использованием сигнальных карточек. Работа по дидактическим карточкам. | Несколько обучающихся выполняют задание по дидактическим карточкам. Отвечают на вопросы, используя дидактические карточки. Работают по рядам, оценивается правильность ответа. | П: Учащиеся имеют представления о папоротниках, хвощах и плаунах как представителей высших споровых растений, их характерных признаках. Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
3 | Мотивационно-целевой | Учитель проводит игру «Группировка» с использованием мультимедийной презентации, в ходе которой обучающиеся определяют тему урока, называют цель.
| Вступают в дискуссию по определению темы урока. Формулируют цели урока. Приступают к заполнению рабочего листа. | Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Р: Умение ставить цель, планировать деятельность. Р: Умение организовать выполнение задания учителя |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Филворд «Голосеменные», объяснение темы урока
Задание1. Пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), выделите основные признаки голосеменных растений. Учитель дополняет и поясняет ответы учащихся, используя презентацию.
| Разгадывают филворд, объясняют значение слов. Дополняют материал, работая с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают содержание параграфа, анализируют информацию, | П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой К: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
5 | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач | Учитель предлагает выполнить лабораторную работу: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» в парах по инструкции (приложение 1).
| 1. Распределяют роли для выполнения задания. 2. Знакомятся с информацией о строении шишек и хвои голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника. 3. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных. 4. Отображают информацию таблице. 5. Обсуждают результаты записи в группе. 6. Делают выводы по проделанной работе 7. Используя критерии оценивают свою работу, количество баллов заносят в рабочий лист.
| К: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности.
|
6 | Первичное закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.
| В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание. – решение теста Правильные ответы выводятся через мультимедийный проектор.
| Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, ставят количество баллов и оценку
| Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. К:контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли |
7 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Многообразие голосеменных растений – опережающее задание для более сильных учеников: подготовить сообщения о представителях голосеменных растений, используя инструктивную карточку (приложение 2) | Слушают доклады одноклассников | П: находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой К: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Л: Умение представлять информацию в различных формах; анализировать выступление других учащихся |
8 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД | Теперь давайте ребята проверим, все ли вы правильно усвоили. Перед вами лабиринт. Ваша задача пройти его, оценивая утверждения – верно или нет. (приложение 3) |
| П: Обобщение полученных знаний К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
9 | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся | Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы с вами ставили сегодня на вначале урока? Все ли задачи выполнены? Что помогло нам с вами выполнить задачи? | Отвечают на вопросы учителя. | П: Анализ хода своей деятельности на уроке К: Выражать свои мысли, участвовать в обсуждении, слушать и понимать речь других. Л: Сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать и исправлять ошибки самостоятельно |
10 | Рефлексия деятельности | приём «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. | Называют запоминающиеся моменты урока.
| Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
|
11 | Информация о домашнем задании
| Сообщает домашнее задание: 1. Прочитать параграф 22, выделить основные понятия, записать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников. 3. Задания для учеников, интересующих биологией. Найти в дополнительной литературе информацию о голосеменных в своей местности и составить презентацию. | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. |
|
Приложение 1.
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных».
Цель: Выявить особенности строения голосеменных растений.
Задание: рассмотрите шишки и ветки голосеменных растений. Пользуясь текстом «Признаки хвойных деревьев», заполните таблицу.
Признаки хвойных растений:
Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе, женские шишки коричневые, чешуйки лежат не плотно длиной не более 8 см………….Сосна обыкновенная.
Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку, женские шишки светло-коричневые с плотно прилегающими чешуйками длиной до 18 см………………Ель обыкновенная.
Хвоинки сизо-серые, короткие, около2,5 – 3 см в длину, сидят одиночно, покрывают всю ветку шишки10-17 см…………….Ель голубая.
Листья в виде чешуек зеленого цвета, шишки мелкие, рыхлые, в несколько чешуек, светло-коричневого цвета, располагаются друг за другом…………..Туя западная.
ФИ ученика___________________________класс_____________________
Название растения
| Хвоя | Шишка | ||||
длина | окраска | расположение на ветке | размер | форма чешуек | плотность | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Ответьте на вопрос: Почему эти растения относят к голосеменным?
__________________________________________________________________
Приложение 2.
Инструктивная карточка «Многообразие голосеменных растений».
Приготовьте краткое сообщение по плану. Время вашего выступления 2 минуты.
Где растёт это дерево?
Отношение к свету.
Отношение к почве.
Форма кроны
Форма и цвет женской шишки и мужской.
Продолжительность жизни хвоинок
Способ распространения семян.
Значение в природе и в жизни человека
Приложение 3.
Панагушина Елена Аркадьевна