12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Арсеньева307
Стаж работы в школе 47 лет.
Россия, Костромская обл., Кострома
0

Урок в 5 классе по биологии «Голосеменные растения»



Урок: Отдел Голосеменные.

 

Презентация к уроку

Цели урока:

создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях и проверить уровень усвоения учебного материала.

 

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

- Исследовать особенности строения голосеменных растений. -- Распознавать представителей голосеменных растений по шишкам и хвое.

-Показать преимущество размножение семенами перед спорами.

 

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развивать логическое мышление, интерес к изучению;

- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;

- контроль и оценка процесса и результатов действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- воспитывать ответственность и аккуратность;

- выработка уверенности в собственных силах;

- формирование умения проверять результаты деятельности;

- развивать умение дискуссионной и групповой работы

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных знаний

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.

Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу

Целевая аудитория: 5 класс ФГОС

Тип урока: комбинированный

Материалы и оборудование:

1. Техническое:

* Проектор

* Компьютер

2. Программное:

* Презентация

* пихтовое масло

3. Гербарии шишек, ветвей голосеменных растений

План урока:

Организационный момент. Целеполагание.

Актуализация знаний. Опрос (работа в группах).

Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Изучение нового материала ( работа в группах по познавательным маршрутам)

Динамическая пауза.

Первичная проверка понимания . Лабораторная работа.

Закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.

Домашнее задание.

Рефлексия.

План конспект урока.

I. Организационный момент. Слайд 1.

(Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех).

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть поднимут смайлики.

- Те у кого сегодня настроение не очень, подойдите ко мне или своему самому близкому товарищу, и мы передадим вам частичку своего позитива .

II. Актуализация знаний. Опрос групповая работа , фронтальный опрос

На столах у 3 групп учащихся находятся картинки с представителями разных групп растений : водоросли, лишайники, мхи, папоротники, сосна, ель, яблоня

Задание 1: На столе расположить карточки с изображением растений разных отделов по группам ( высшие и низшие).

Для ОВЗ:

1.Играем в третий лишний

Даны изображения трёх видов растений. Найти одно, которое имеет явные систематические отличия.

2. Допиши предложение:

Тело водоросли называют…

Симбиоз водоросли и грибницы называют…

У мха сфагнума нет корней, а у кукушкиного льна есть подобие корней- ….

Слова для справок: слоевище, лишайник, ризоиды.

Проверка готовности выполнения задания учителем.

Самопроверка правильности по Слайду 2 и исправление допущенных ошибок.

 

Вопросы фронтально к выполненному заданию:

- почему водоросли отнесли к низшим?

-почему все остальные растения вы отнесли к высшим?

- а почему лишайники остались отдельно?

- что такое симбиоз?

- почему мхи и папоротники называют высшими споровыми растениями?

- сто такое спора? Почему их образуется у споровых много?

- с каким фактором внешней среды связаны жизнь и размножение споровых растений ?

- Логическая цепочка: разложите карточки с названием растений в порядке их появления на Земле.

Вывод: Слайд 3

1.Мхи и папоротники – высшие споровые растении, потому что у них есть органы и ткани.

2.Папоротники более сложно устроены, так как имеют сложную корневую систему.

3.Жизнь мхов и папоротников тесно связана с водой.

Все учащиеся и для ОВЗ заполняют

Вывод:

1.Мхи и папоротники – высшие споровые растения, потому что у них есть … и …., и они размножаются …

2.Папоротники более сложно устроены. В отличии от мхов у них не ризоиды, а …

3.Жизнь мхов и папоротников тесно связана с ….

Ребята слушают ответы учащихся и вписывают нужные слова.

-Учитель подводит итоги и оценивает работу каждой группы, выдавая жетоны ( крассный-5, зелёный-4, синий -3, группы не показавшие себя в опросе – белый -0).

Оценка заносится в оценочный лист.

III. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

 

Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)

- С какими растениями в группе высших растений мы уже знакомы?

-Что между ними общего? (жизнь связана с водой, размножаются спорами)

- А чем от них отличаются ель, сосна от яблони ? Слайд 4

- Чем спора отличается от семени? Семя или спора имеют преимущество при прорастании? Почему?

- На какие 2 группы вы разделили бы эти растения? По какому признаку?

- Как лежат семена в шишках?

- Где спрятаны семена у яблони?

- Как вы думаете, какие растения появились раньше, те у которых семена лежат открыто, голо в шишках или те, у которых семена укрыты в плоде, защищены ими?

Эти растения так и называются ГОЛОСЕМЕННЫЕ и ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ.

коль скоро мы изучаем с вами растения в порядке их усложнения и времени появления на Земле, как вы думаете, какую группу растений мы сегодня с вами будем изучать?

Дополните логическую цепочку.

Тема :ГОЛОСЕМЕННЫЕ растения.

Ну а теперь , давайте обозначим вопросы, на которые мы бы хотели сегодня получить ответы?

Учащиеся выдвигают свои предположения.

IV. Изучение нового материала:

Задания познавательного маршрута для 4 групп :

1 группа: Слайд 5.

1.Как устроены листья у ели и сосны?

2.Как их называют? Почему они такие?

3. Как голосеменные растения можно ещё назвать?

Учебник: Стр.120 . абзац 3-4

4. Как вы поясните загадку: Зимой и летом одним цветом.

Все ли голосеменные подчиняются этой загадке?

Учебник Стр. 122 – последний абзац

Стр.123 – первый абзац.

Выдаётся задание познавательного маршрута с указанием вопросов и где это взять в учебнике.

2 группа: Слайд 6

Отношение ели и сосны к свету.

1. Как сосна относится к свету?

2. Какими вырастают сосны в сосновых лесах (бору)?

3. Какими сосны вырастают на открытых местах?

Учебник стр.Стр. 120, раздел сосна, 1 абзац.

4. Какая форма кроны у ели?

5. Как ель относится к свету?

5. Характеризуйте еловый лес (ельник).

Учебник стр.Стр. 122, раздел Ель, 1-2 абзац.

 

3 группа: Слайд 7

Требовательность к почве сосны и ели

1. На каких почвах растут сосны? Почему?

Учебник: стр. 121, 1-2 абзац.

2. На каких почвах растёт ель? Как развита её корневая система?

Учебник: стр. 122, раздел Ель, 3 абзац.

3. Подумайте: почему в бурю ель вырывает с корнем, а сосну ломает?

V. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Слайд 8 – Да – приседание, нет – руки вверх:

- грибы – это растения - нет

- водоросли размножаются семенами – нет

- мхи и папоротники – высшие споровые растения – да

- у ели и сосны есть шишки – да

- у папоротников есть цветок – нет

- зимой и летом одним цветом – это сосна и ель – да

- для размножения мхов и папоротников необходима вода – да

ОВЗ: А мы с ребятами поищем ещё примеры голосеменных растений и познакомим вас с ними.

Учебник стр.120, 2 абзац.

 

 

VI. Первичная проверка понимания .

Ответы учеников. Работа в тетради.

1. 3 группа: Слад 9. Отношение к почве. Весь класс заполняет таблицу №73 в тетради с печатной основой.

2. 2 группа: Слад Отношение к свету. Слад 10. Форма кроны. Продолжаем заполнять таблицу №73.

3. 1 группа : Слайд 11 .Строение хвоинок. Все заполняют Табл.№74. Слайд 12: Все нюхаем масло пихты. Фитонциды.

4. 4 группа: Слайд13 . Многообразие голосеменных.

5. Объяснение учителя. Слайд 14.

Как размножаются голосеменные?

Почему эти растения потеснили мхи и папоротники и заняли господствующее положение на определённом этапе жизни на Земле, 150 млн. лет назад?

6. Лабораторная работа строение шишек. Табл.74.

7. Подводим итоги: Слайд 15

Вывод:

Прогрессивные черты голосеменных растений по сравнению со высшими споровыми , которые позволили вытеснить споровые растения и занять господствующее положение на Земле:

Имеют семена, которые развиваются в шишках и имеют запас питательных веществ для проростка

Шишки – это видоизменённые побеги

Размножение не зависит от воды

VII. Закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.

Диктант: Каждому выдаётся тест-лист.

- Листья большинства голосеменных называют …

- Леса из голосеменных называют поэтому….

- Корабельную мачту можно вырастить только в … лесу, потому что эти деревья тянутся к …

- Ель или сосну буря вырвет с корнем?...

- Ель или сосну буря сломает?...

- Санатории строят с сосновых лесах, потому что они выделяют…, которые убивают …

- Голосеменные размножаются ( чем?)…

- Шишка – это видоизменённый …

- Размножение голосеменных не связано ( с чем?)…

Взаимопроверка по группам. Слайд 16 с проверкой.

 

ОВЗ: биологическое домино.

 

Слайд 17. Домашнее задание вывешивается на стенде:

1.Для всех: Прочитать параграф 22,

В рабочей тетради заполнить графы про лиственницу и пихту.

Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание на выбор .

- Составить терминологический диктант для опроса одноклассников или кроссворд (по группам)

3. Составить презентации на выбор:

- Многообразие голосеменных

-Применение голосеменных

- удивительное о Голосеменных

Для ОВЗ: Загадки, пословицы, поговорки, ребусы

 

7 . Рефлексия: Слайд: учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

 

ОВЗ: Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

 

Оценочный лист работы на уроке учащегося

Вид работы

Самооценка

работы

на уроке

Участие в групповой работе «Деление растений на отделы

 

Участие в опросе по изученному материалу

 

Построение логической цепочки из отделов растений по времени появления на Земле

 

Оценка учителем группы

 

Участие в работе группы при изучении нового материала

 

ВВыполнение лабораторной работы и заполнение таблицы в рабочей тетради

 

Биологический диктант

 

Итоговая оценка за урок

 

 

Слайд 18 : Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон .

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.