Урок биологии в 5 классе на тему «Голосеменные растения»
Пояснительная записка к презентации
Урок: Отдел Голосеменные.
Цели урока:
создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях и проверить уровень усвоения учебного материала.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
- Исследовать особенности строения голосеменных растений. -- Распознавать представителей голосеменных растений по шишкам и хвое.
-Показать преимущество размножение семенами перед спорами.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- развивать логическое мышление, интерес к изучению;
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- контроль и оценка процесса и результатов действия.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- выработка уверенности в собственных силах;
- формирование умения проверять результаты деятельности;
- развивать умение дискуссионной и групповой работы
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных знаний
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.
Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу
Целевая аудитория: 5 класс ФГОС
Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование:
1. Техническое:
* Проектор
* Компьютер
2. Программное:
* Презентация
* пихтовое масло
3. Гербарии шишек, ветвей голосеменных растений
План урока:
Организационный момент. Целеполагание.
Актуализация знаний. Опрос (работа в группах).
Постановка учебной задачи. Целеполагание.
Изучение нового материала ( работа в группах по познавательным маршрутам)
Динамическая пауза.
Первичная проверка понимания . Лабораторная работа.
Закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.
Домашнее задание.
Рефлексия.
План конспект урока.
I. Организационный момент. Слайд 1.
(Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех).
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
- Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Добрый день!
- Вы готовы к нашему уроку?
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Те, у кого хорошее настроение, пусть поднимут смайлики.
- Те у кого сегодня настроение не очень, подойдите ко мне или своему самому близкому товарищу, и мы передадим вам частичку своего позитива .
II. Актуализация знаний. Опрос – групповая работа , фронтальный опрос
На столах у 3 групп учащихся находятся картинки с представителями разных групп растений : водоросли, лишайники, мхи, папоротники, сосна, ель, яблоня
Задание 1: На столе расположить карточки с изображением растений разных отделов по группам ( высшие и низшие).
Для ОВЗ:
1.Играем в третий лишний
Даны изображения трёх видов растений. Найти одно, которое имеет явные систематические отличия.
2. Допиши предложение:
Тело водоросли называют…
Симбиоз водоросли и грибницы называют…
У мха сфагнума нет корней, а у кукушкиного льна есть подобие корней- ….
Слова для справок: слоевище, лишайник, ризоиды.
Проверка готовности выполнения задания учителем.
Самопроверка правильности по Слайду 2 и исправление допущенных ошибок.
Вопросы фронтально к выполненному заданию:
- почему водоросли отнесли к низшим?
-почему все остальные растения вы отнесли к высшим?
- а почему лишайники остались отдельно?
- что такое симбиоз?
- почему мхи и папоротники называют высшими споровыми растениями?
- сто такое спора? Почему их образуется у споровых много?
- с каким фактором внешней среды связаны жизнь и размножение споровых растений ?
- Логическая цепочка: разложите карточки с названием растений в порядке их появления на Земле.
Вывод: Слайд 3
1.Мхи и папоротники – высшие споровые растении, потому что у них есть органы и ткани.
2.Папоротники более сложно устроены, так как имеют сложную корневую систему.
3.Жизнь мхов и папоротников тесно связана с водой.
Все учащиеся и для ОВЗ заполняют
Вывод:
1.Мхи и папоротники – высшие споровые растения, потому что у них есть … и …., и они размножаются …
2.Папоротники более сложно устроены. В отличии от мхов у них не ризоиды, а …
3.Жизнь мхов и папоротников тесно связана с ….
Ребята слушают ответы учащихся и вписывают нужные слова.
-Учитель подводит итоги и оценивает работу каждой группы, выдавая жетоны ( крассный-5, зелёный-4, синий -3, группы не показавшие себя в опросе – белый -0).
Оценка заносится в оценочный лист.
III. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)
- С какими растениями в группе высших растений мы уже знакомы?
-Что между ними общего? (жизнь связана с водой, размножаются спорами)
- А чем от них отличаются ель, сосна от яблони ? Слайд 4
- Чем спора отличается от семени? Семя или спора имеют преимущество при прорастании? Почему?
- На какие 2 группы вы разделили бы эти растения? По какому признаку?
- Как лежат семена в шишках?
- Где спрятаны семена у яблони?
- Как вы думаете, какие растения появились раньше, те у которых семена лежат открыто, голо в шишках или те, у которых семена укрыты в плоде, защищены ими?
Эти растения так и называются ГОЛОСЕМЕННЫЕ и ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ.
коль скоро мы изучаем с вами растения в порядке их усложнения и времени появления на Земле, как вы думаете, какую группу растений мы сегодня с вами будем изучать?
Дополните логическую цепочку.
Тема :ГОЛОСЕМЕННЫЕ растения.
Ну а теперь , давайте обозначим вопросы, на которые мы бы хотели сегодня получить ответы?
Учащиеся выдвигают свои предположения.
IV. Изучение нового материала:
Задания познавательного маршрута для 4 групп :
1 группа: Слайд 5.
1.Как устроены листья у ели и сосны?
2.Как их называют? Почему они такие?
3. Как голосеменные растения можно ещё назвать?
Учебник: Стр.120 . абзац 3-4
4. Как вы поясните загадку: Зимой и летом одним цветом.
Все ли голосеменные подчиняются этой загадке?
Учебник Стр. 122 – последний абзац
Стр.123 – первый абзац.
Выдаётся задание познавательного маршрута с указанием вопросов и где это взять в учебнике.
2 группа: Слайд 6
Отношение ели и сосны к свету.
1. Как сосна относится к свету?
2. Какими вырастают сосны в сосновых лесах (бору)?
3. Какими сосны вырастают на открытых местах?
Учебник стр.Стр. 120, раздел сосна, 1 абзац.
4. Какая форма кроны у ели?
5. Как ель относится к свету?
5. Характеризуйте еловый лес (ельник).
Учебник стр.Стр. 122, раздел Ель, 1-2 абзац.
3 группа: Слайд 7
Требовательность к почве сосны и ели
1. На каких почвах растут сосны? Почему?
Учебник: стр. 121, 1-2 абзац.
2. На каких почвах растёт ель? Как развита её корневая система?
Учебник: стр. 122, раздел Ель, 3 абзац.
3. Подумайте: почему в бурю ель вырывает с корнем, а сосну ломает?
V. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Слайд 8 – Да – приседание, нет – руки вверх:
- грибы – это растения - нет
- водоросли размножаются семенами – нет
- мхи и папоротники – высшие споровые растения – да
- у ели и сосны есть шишки – да
- у папоротников есть цветок – нет
- зимой и летом одним цветом – это сосна и ель – да
- для размножения мхов и папоротников необходима вода – да
ОВЗ: А мы с ребятами поищем ещё примеры голосеменных растений и познакомим вас с ними.
Учебник стр.120, 2 абзац.
VI. Первичная проверка понимания .
Ответы учеников. Работа в тетради.
1. 3 группа: Слад 9. Отношение к почве. Весь класс заполняет таблицу №73 в тетради с печатной основой.
2. 2 группа: Слад Отношение к свету. Слад 10. Форма кроны. Продолжаем заполнять таблицу №73.
3. 1 группа : Слайд 11 .Строение хвоинок. Все заполняют Табл.№74. Слайд 12: Все нюхаем масло пихты. Фитонциды.
4. 4 группа: Слайд13 . Многообразие голосеменных.
5. Объяснение учителя. Слайд 14.
Как размножаются голосеменные?
Почему эти растения потеснили мхи и папоротники и заняли господствующее положение на определённом этапе жизни на Земле, 150 млн. лет назад?
6. Лабораторная работа строение шишек. Табл.74.
7. Подводим итоги: Слайд 15
Вывод:
Прогрессивные черты голосеменных растений по сравнению со высшими споровыми , которые позволили вытеснить споровые растения и занять господствующее положение на Земле:
Имеют семена, которые развиваются в шишках и имеют запас питательных веществ для проростка
Шишки – это видоизменённые побеги
Размножение не зависит от воды
VII. Закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.
Диктант: Каждому выдаётся тест-лист.
- Листья большинства голосеменных называют …
- Леса из голосеменных называют поэтому….
- Корабельную мачту можно вырастить только в … лесу, потому что эти деревья тянутся к …
- Ель или сосну буря вырвет с корнем?...
- Ель или сосну буря сломает?...
- Санатории строят с сосновых лесах, потому что они выделяют…, которые убивают …
- Голосеменные размножаются ( чем?)…
- Шишка – это видоизменённый …
- Размножение голосеменных не связано ( с чем?)…
Взаимопроверка по группам. Слайд 16 с проверкой.
ОВЗ: биологическое домино.
Слайд 17. Домашнее задание вывешивается на стенде:
1.Для всех: Прочитать параграф 22,
В рабочей тетради заполнить графы про лиственницу и пихту.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Творческое задание на выбор .
- Составить терминологический диктант для опроса одноклассников или кроссворд (по группам)
3. Составить презентации на выбор:
- Многообразие голосеменных
-Применение голосеменных
- удивительное о Голосеменных
Для ОВЗ: Загадки, пословицы, поговорки, ребусы
7 . Рефлексия: Слайд: учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
ОВЗ: Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Оценочный лист работы на уроке учащегося
Вид работы |
Самооценка работы на уроке |
Участие в групповой работе «Деление растений на отделы |
|
Участие в опросе по изученному материалу |
|
Построение логической цепочки из отделов растений по времени появления на Земле |
|
Оценка учителем группы |
|
Участие в работе группы при изучении нового материала |
|
ВВыполнение лабораторной работы и заполнение таблицы в рабочей тетради |
|
Биологический диктант |
|
Итоговая оценка за урок |
Слайд 18 : Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон .