Урок биологии для 5 класса «Голосеменные растения»
Пояснительная записка к презентации
Краткое описание
Сведения об авторе |
|||
Фамилия, имя, отчество |
Кутырева Мария Александровна |
||
Район |
Шатковский |
||
Место работы |
МОУ «Архангельская средняя школа» |
||
Должность |
Учитель биологии и химии |
||
Общая информация |
|||
Образовательная область, учебный предмет |
Биология |
||
Класс |
5 |
||
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
|||
Тема учебного занятия |
Голосеменные растения |
||
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Голосеменные растения |
||
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
Голосеменные растения, 7 урок в теме |
||
Обобщенные цели учебного занятия – планируемые результаты |
|||
Цель |
Базовый («учащийся научится») |
Повышенный («учащийся получит возможность научиться») |
|
Цель- предмет (предметный результат) |
Формировать представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека. |
Формировать представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека. |
|
Цель - способ (метапредметный результат) |
Регулятивные: научится: работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать. Проводить наблюдение и эксперимент. Коммуникативные: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии |
Регулятивные: научится: работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать. Проводить наблюдение и эксперимент. Коммуникативные: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии |
|
Цель – ценность (личностный результат) |
Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам. |
Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам. |
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
учащиеся расширяют свои знания о характерных признаках и многообразии голосеменных растений. |
учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями. |
у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнения в их строении и жизнедеятельности. |
|
Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия |
|||
Основная литература |
Дополнительная литература |
Интернет-ресурсы |
ЭОР |
Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. |
Электронное приложение |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые УУД |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
I.Организационный момент. |
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
|
II.Актуализация опорных знаний. |
Организует работу учащихся и контролирует её. |
Работают в мини-группах по 4 человека выслушиваются подготовленные учащимися сообщения о папоротниках: «Папоротники-комнатные растения», «Лекарственные папоротники, папоротники – пищевые растения», «Удивительные папоротники». Затем составляется общий рассказ по каждой теме. Один учащийся начинает, другие продолжают повествование, не повторяя сказанного. |
Учащиеся имеют представления о папоротниках и их применении. |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. |
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
III. Целеполагание. Мотивация. Проблемный вопрос. |
Предлагает учащимся определить тему урока с помощью подсказок (слайд №1). - Как можно назвать растения, если известно о них следующее: это наземные растения, в основном деревья и кустарники; они как мхи и папоротники, никогда не цветут; семена у них образуются в шишках на поверхности чешуй, где лежат голо? |
Вступают в дискуссию по определению темы урока и составляют план работы (слайд № 2). ПЛАН РАБОТЫ 1.Многообразие голосеменных. 2. Чем семя лучше споры? 3. Общая характеристика хвойных и их значение. 4. Лабораторная работа. |
Использование теоретических знаний на практике, развитие логического мышления. |
Умение ставить цель, планировать деятельность. Выстраивать план работы. |
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
IV. Изучение нового содержания. |
Даёт время учащимся просмотреть фрагмент №1 электронного приложения; затем фрагмент № 2 электронного приложения. Затем организует беседу с учащимися о голосеменных растениях по вопросам (Какие растения называются голосеменными? Какие голосеменные растения относятся к хвойным?(слайд №4) Как называются листья хвойных растений?(слайд №6) С помощью чего размножаются голосеменные? Где образуются их семена? (слайд № 7,8). |
Просматривают видеоматериал, проводят информационно-смысловой анализ услышанного и увиденного. Отвечают на вопросы и формулируют определения. Записывают в тетрадь (слайды № 3,5,6). |
Знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием. |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Преобразовать информацию из одного вида в другой. |
V.Интеллектуально-преобразовательная деятельность. |
Предлагает ответить на вопрос: Какие хвойные растения растут в вашей местности? (слайд № 9) и выполнить лабораторную работу «Сравнительная характеристика хвойных растений» (слайд № 10,11) |
1. Распределяют роли для выполнения задания. 2. Знакомятся с информацией о голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника. 3. Проводят сравнение голосеменных. 4. Отображают информацию таблице. 5. Обсуждают результаты записи в группе. 6. Делают выводы по проделанной работе |
Умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и измерения. |
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; работа по алгоритму. Коммуникативное УУД: умение распределять задачи для выполнения задания. |
Умение работать в заданном темпе. |
VI. Включение в систему знаний и закрепление. |
В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание (слайды №12-17) Правильные ответы выводятся через мультимедийный проектор. |
Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой. |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. |
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. |
|
VII. Рефлексия |
- Что вам сегодня удалось узнать? Что показалось удивительным? Почему? Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни? О чем хотели бы ещё узнать? |
Формулируют ответы на поставленные вопросы (слайды №18-20).
Задают вопросы, тем самым показывая свою заинтересованность в изучении темы. |
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. |
|
VIII. Домашнее задание |
1.Решить тесты электронного приложения (варианты №1,2) 2.Подготовить сообщение (презентацию) на тему «Лиственница - необычное хвойное дерево». «Применение древесины голосеменных растений человеком». 3. Начать работу над проектом «Вырасти свое растение» |
Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы (слайд № 21). |
Дементьева Ирина Михайловна