Урок биологии для 5 класса «Голосеменные растения»

4
1
Материал опубликован 6 June 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Краткое описание

Презентация к уроку

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Кутырева Мария Александровна

Район

Шатковский

Место работы

МОУ «Архангельская средняя школа»

Должность

Учитель биологии и химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

5

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

 

Тема учебного занятия

Голосеменные растения

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Голосеменные растения

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Голосеменные растения, 7 урок в теме

 

Обобщенные цели учебного занятия – планируемые результаты

Цель

Базовый («учащийся научится»)

Повышенный («учащийся получит возможность научиться»)

Цель- предмет (предметный результат)

Формировать представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека.

Формировать представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека.

 

Цель - способ (метапредметный результат)

Регулятивные: научится: работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать. Проводить наблюдение и эксперимент.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Регулятивные: научится: работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать. Проводить наблюдение и эксперимент.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

 

Цель – ценность (личностный результат)

Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам.

Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам.

 

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

учащиеся расширяют свои знания о характерных признаках и многообразии голосеменных растений.

учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.

у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнения в их строении и жизнедеятельности.

Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

ЭОР

Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.

   

Электронное приложение

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

I.Организационный момент.

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

 

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

II.Актуализация опорных знаний.

Организует работу учащихся и контролирует её.

Работают в мини-группах по 4 человека выслушиваются подготовленные учащимися сообщения о папоротниках: «Папоротники-комнатные растения», «Лекарственные папоротники, папоротники – пищевые растения», «Удивительные папоротники». Затем составляется общий рассказ по каждой теме. Один учащийся начинает, другие продолжают повествование, не повторяя сказанного.

Учащиеся имеют представления о папоротниках и их применении.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

III. Целеполагание. Мотивация. Проблемный вопрос.

Предлагает учащимся определить тему урока с помощью подсказок

(слайд №1).

- Как можно назвать растения, если известно о них следующее: это наземные растения, в основном деревья и кустарники; они как мхи и папоротники, никогда не цветут; семена у них образуются в шишках на поверхности чешуй, где лежат голо?

Вступают в дискуссию по определению темы урока и составляют план работы

(слайд № 2).

ПЛАН РАБОТЫ

1.Многообразие голосеменных.

2. Чем семя лучше споры?

3. Общая характеристика хвойных и их значение.

4. Лабораторная работа.

Использование теоретических знаний на практике, развитие логического мышления.

Умение ставить цель, планировать деятельность.

Выстраивать план работы.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

IV. Изучение нового содержания.

Даёт время учащимся просмотреть фрагмент №1 электронного приложения; затем фрагмент № 2 электронного приложения.

Затем организует беседу с учащимися о голосеменных растениях по вопросам (Какие растения называются голосеменными? Какие голосеменные растения относятся к хвойным?(слайд №4) Как называются листья хвойных растений?(слайд №6) С помощью чего размножаются голосеменные? Где образуются их семена?

(слайд № 7,8).

Просматривают видеоматериал, проводят информационно-смысловой анализ услышанного и увиденного.

Отвечают на вопросы и формулируют определения. Записывают в тетрадь

(слайды № 3,5,6).

Знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Преобразовать информацию из одного вида в другой.

V.Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Предлагает ответить на вопрос: Какие хвойные растения растут в вашей местности?

(слайд № 9) и выполнить лабораторную работу «Сравнительная характеристика хвойных растений» (слайд № 10,11)

1. Распределяют роли для выполнения задания.

2. Знакомятся с информацией о голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника.

3. Проводят сравнение голосеменных.

4. Отображают информацию таблице.

5. Обсуждают результаты записи в группе.

6. Делают выводы по проделанной работе

Умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и измерения.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; работа по алгоритму.

Коммуникативное УУД: умение распределять задачи для выполнения задания.

Умение работать в заданном темпе.

VI. Включение в систему знаний и закрепление.

В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание (слайды №12-17) Правильные ответы выводятся через мультимедийный проектор.

Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой.

 

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

VII. Рефлексия

- Что вам сегодня удалось узнать? Что показалось удивительным? Почему? Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?

О чем хотели бы ещё узнать?

Формулируют ответы на поставленные вопросы

(слайды №18-20).


 

Задают вопросы, тем самым показывая свою заинтересованность в изучении темы.

 

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание

1.Решить тесты электронного приложения (варианты №1,2)

2.Подготовить сообщение (презентацию) на тему «Лиственница - необычное хвойное дерево».

«Применение древесины голосеменных растений человеком».

3. Начать работу над проектом «Вырасти свое растение»

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы

(слайд № 21).

     

Предварительный просмотр презентации

Как можно назвать растения, если известно о них следующее: это наземные растения, в основном деревья и кустарники; они, как мхи и папоротники, никогда не цветут; семена у них образуются в шишках на поверхности чешуй, где лежат голо? ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

План работы Многообразие голосеменных. Чем семя лучше споры? Общая характеристика хвойных и их значение. Лабораторная работа.

1. Дайте определения. Голосеменные растения - это растения, имеющие ______, но не имеющие ______ и плодов.

Уберите лишнее? Саговник Гинкго Вельвичия Ель

1. Дайте определения. Хвойные растения -

1. Дайте определения. Что такое хвоинка -  листоподобный орган хвойных растений.

2. Назовите основные признаки, отличающие голосеменные растения от папоротников.

2. Назовите основные признаки, отличающие голосеменные растения от папоротников.

Ответьте на вопрос. Какие хвойные растения растут в вашей местности?

Используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу Используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных деревьев» Признаки для растения Сосна Ель Лиственница Отношение к свету Светолюбивое дерево Расположение хвоинок на ветке Длина хвоинок 13-45 мм Размеры и форма шишки Места обитания Лиственничные леса Как используется человеком

Лиственница

Проверь себя! Продолжи предложения. Голосеменные растения не имеют цветков и _____ Их семена образуются в ________________________ Листья хвойных растений называются ___________ К хвойным растениям относятся _______________

Проверь себя! 1 3 2

? СОСНА ЕЛЬ

? СОСНА ЛИСТВЕННИЦА ЕЛЬ

? ЕЛЬ ЛИСТВЕННИЦА СОСНА

Задание Предположите, почему в еловых лесах обычно бывает мало травянистых растений и кустарников.

После изучения темы «Голосеменные растения» я расскажу друзьям о _______ После изучения темы «Голосеменные растения» я расскажу друзьям о _______

Вставьте пропущенные буквы. С..сна, г..л..семенные, листв..н..ица, х..оя, ш..шка. Составьте 2-3 предложения с этими словами.

Закончите фразы, начинающиеся словами: Закончите фразы, начинающиеся словами: Сегодня мне удалось узнать… Особенно меня удивило… Хочу похвалить себя за… Испытываю трудности при… Могу справиться с трудностями, если…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии