12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кутырева Мария Александровна65 учитель Россия, Нижегородская обл., село Архангельское Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок биологии для 5 класса «Голосеменные растения»
Краткое описание
Сведения об авторе | |||
Фамилия, имя, отчество | Кутырева Мария Александровна | ||
Район | Шатковский | ||
Место работы | МОУ «Архангельская средняя школа» | ||
Должность | Учитель биологии и химии | ||
Общая информация | |||
Образовательная область, учебный предмет | Биология | ||
Класс | 5 | ||
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | |||
Тема учебного занятия | Голосеменные растения | ||
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Голосеменные растения | ||
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Голосеменные растения, 7 урок в теме | ||
Обобщенные цели учебного занятия – планируемые результаты | |||
Цель | Базовый («учащийся научится») | Повышенный («учащийся получит возможность научиться») | |
Цель- предмет (предметный результат) | Формировать представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека. | Формировать представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека. | |
Цель - способ (метапредметный результат) | Регулятивные: научится: работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать. Проводить наблюдение и эксперимент. Коммуникативные: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии | Регулятивные: научится: работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать. Проводить наблюдение и эксперимент. Коммуникативные: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии | |
Цель – ценность (личностный результат) | Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам. | Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам. |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
учащиеся расширяют свои знания о характерных признаках и многообразии голосеменных растений. | учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями. | у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнения в их строении и жизнедеятельности. | |
Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||
Основная литература | Дополнительная литература | Интернет-ресурсы | ЭОР |
Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. | Электронное приложение |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые УУД | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
I.Организационный момент. | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
II.Актуализация опорных знаний. | Организует работу учащихся и контролирует её. | Работают в мини-группах по 4 человека выслушиваются подготовленные учащимися сообщения о папоротниках: «Папоротники-комнатные растения», «Лекарственные папоротники, папоротники – пищевые растения», «Удивительные папоротники». Затем составляется общий рассказ по каждой теме. Один учащийся начинает, другие продолжают повествование, не повторяя сказанного. | Учащиеся имеют представления о папоротниках и их применении. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
III. Целеполагание. Мотивация. Проблемный вопрос. | Предлагает учащимся определить тему урока с помощью подсказок (слайд №1). - Как можно назвать растения, если известно о них следующее: это наземные растения, в основном деревья и кустарники; они как мхи и папоротники, никогда не цветут; семена у них образуются в шишках на поверхности чешуй, где лежат голо? | Вступают в дискуссию по определению темы урока и составляют план работы (слайд № 2). ПЛАН РАБОТЫ 1.Многообразие голосеменных. 2. Чем семя лучше споры? 3. Общая характеристика хвойных и их значение. 4. Лабораторная работа. | Использование теоретических знаний на практике, развитие логического мышления. | Умение ставить цель, планировать деятельность. Выстраивать план работы. | Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
IV. Изучение нового содержания. | Даёт время учащимся просмотреть фрагмент №1 электронного приложения; затем фрагмент № 2 электронного приложения. Затем организует беседу с учащимися о голосеменных растениях по вопросам (Какие растения называются голосеменными? Какие голосеменные растения относятся к хвойным?(слайд №4) Как называются листья хвойных растений?(слайд №6) С помощью чего размножаются голосеменные? Где образуются их семена? (слайд № 7,8). | Просматривают видеоматериал, проводят информационно-смысловой анализ услышанного и увиденного. Отвечают на вопросы и формулируют определения. Записывают в тетрадь (слайды № 3,5,6). | Знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Преобразовать информацию из одного вида в другой. |
V.Интеллектуально-преобразовательная деятельность. | Предлагает ответить на вопрос: Какие хвойные растения растут в вашей местности? (слайд № 9) и выполнить лабораторную работу «Сравнительная характеристика хвойных растений» (слайд № 10,11) | 1. Распределяют роли для выполнения задания. 2. Знакомятся с информацией о голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника. 3. Проводят сравнение голосеменных. 4. Отображают информацию таблице. 5. Обсуждают результаты записи в группе. 6. Делают выводы по проделанной работе | Умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и измерения. | Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; работа по алгоритму. Коммуникативное УУД: умение распределять задачи для выполнения задания. | Умение работать в заданном темпе. |
VI. Включение в систему знаний и закрепление. | В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание (слайды №12-17) Правильные ответы выводятся через мультимедийный проектор. | Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. | Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. | |
VII. Рефлексия | - Что вам сегодня удалось узнать? Что показалось удивительным? Почему? Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни? О чем хотели бы ещё узнать? | Формулируют ответы на поставленные вопросы (слайды №18-20).
Задают вопросы, тем самым показывая свою заинтересованность в изучении темы. | Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. | |
VIII. Домашнее задание | 1.Решить тесты электронного приложения (варианты №1,2) 2.Подготовить сообщение (презентацию) на тему «Лиственница - необычное хвойное дерево». «Применение древесины голосеменных растений человеком». 3. Начать работу над проектом «Вырасти свое растение» | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы (слайд № 21). |