12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72115
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление о семенных растениях, раскрыть преимущества семенного размножения перед споровым; показать особенности строения голосеменных растений; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных расте­ний; познакомить с особенностями размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, вы­полнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: карточки с вопросами, живые по­беги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных ра­стений, таблицы: «Строение и размножение сосны», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», коллекции шишек и побегов голосеменных растений, побеги цветковых растений, несколько моделей или натуральных плодов покрытосеменных растений, шишки сосны и ели, погрызенные белкой, поклеванные клестом или дятлом.

Ключевые слова и понятия: семенные растения, голосемен­ные и цветковые растения, древесные растения, кустарники, сте­лющиеся формы растений; эволюция, перекрестное опыление, шишка — видоизмененный побег, плод; однодомное растение, женские шишки, мужские шишки, стержень (ось), чешуи; се­мязачаток, яйцеклетка, эндосперм, неподвижные мужские га­меты — спермии; зигота, зародыш, семенная кожура, пыльцевые мешочки, смола; появление семян — эволюционный шаг, дающий преимущество семенным растениям.

Ход урока

Актуализация знаний

Работа у доски

(К доске вызывают 3 учеников. Каждому дают по карточке с вопросами. На выполнение задания отводится около 5 мин.)

Карточка 1

Запишите основные черты, характерные для водорослей.

Приведите примеры различных водорослей.

Карточка 2

Запишите основные черты, характерные для мохообразных.

Приведите примеры различных мохообразных.

Карточка 3

Запишите основные черты, характерные для папоротникооб­разных.

Приведите примеры различных папоротникообразных.

(По истечении времени учащиеся устно отвечают на постав­ленные вопросы. Класс сравнивает и анализирует их ответы, ис­правляет ошибки и неточности.)

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы расте­ний — отдела голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.

Вспомните, посредством чего размножались растения, с ко­торыми мы уже познакомились. (Этирастения размножа­лись посредством спор.)

Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной.

Как вы думаете, посредством чего размножаются эти расте­ния? (Ответы учащихся.)

Они размножаются с помощью семян. Возникновение семян — очень важный этап в эволюции растений.

Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Предста­вители этой группы — в основном, деревья, реже — кустарники и стелющиеся формы растений. Трав среди голосеменных нет.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 42; учебник В.В. Пасечника § 16), выпишите основные признаки голосеменных растений.

На выполнение задания отводится 5—7 мин. Учащиеся по очереди называют по одному признаку растений отдела голо­семенные. Учитель дополняет ответы.)

Признаки растений отдела голосеменные

Размножение посредством семян.

Не образуют плодов.

Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.

Листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или че­шуевидные.

Чаще всего вечнозеленые растения.

Настоящие сосуды отсутствуют.

Разнополые растения.

Оплодотворение происходит без участия воды.

Мужские гаметы — неподвижные спермии.

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покры­тосеменных растений не защищены стенками плода.

Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

Как вы считаете, в чем это проявляется? (Ответы учащихся.)

В отличие от спор в семенах имеется запас питательных ве­ществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защи­щен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на вы­живание.

Что представляется вам, когда речь заходит о хвойных ра­стениях? (Ель и сосна.)

Ель и сосна — наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

Практическая работа. СТРОЕНИЕ ХВОЙНЫХ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ СОСНЫ И ЕЛИ

Цели: познакомить с внешним строением хвойных голосемен­ных растений на примере сосны обыкновенной и ели обыкновен­ной, с микроскопическим строением хвои; продолжить формиро­вание навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование: живые или гербарные побеги сосны и ели, шиш­ки сосны, шишки ели, готовый микропрепарат «Хвоя сосны», микроскоп.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.

Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую фор­му она имеет?

Зарисуйте внешнее строение побега и шишку сосны.

Рассмотрите внешнее строение побега ели. Определите раз­мер хвоинок, как они располагаются на побеге.

Рассмотрите внешнее строение шишку ели. Какую форму она имеет?

Зарисуйте внешнее строение побега и шишку ели.

Рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны» под микроскопом при малом и большом увеличении.

Найдите кожицу, выполняющую защитные функции, усть­ица. Как расположены устьица? Подсчитайте примерное коли­чество устьиц.

Зарисуйте микроскопическое строение хвои сосны.

Сделайте вывод о чертах сходства и чертах различия сос­ны и ели, а также о приспособленности этих растений к жизни в суровом климате.

Сравнительную характеристику сосны и ели

Признак

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Характер

хвои

Хвоинки длинные, 3—5 см в длину, расположены попарно на сильно укоро­ченных побегах

Хвоинки короткие (1,5—2 см), расположены одиночно, густо покрыва­ют побеги

Расположе­ние веток

Ветви собраны в мутовки, по которым можно при­мерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не имеет веток

Ветви распределены от верхушки до основания

Шишки

Относительно округлые

Более вытянутые, с глад­кими чешуями

Характер корневой си­стемы

Пластичная корневая си­стема. Зависит от условий произрастания дерева

Главный корень обычно развит плохо

Требования к освещению

Светолюбивая порода. Об­разует светлые леса (боры)

Тенелюбивая порода. Об­разует темнохвойные леса

Требования к почве

Неприхотлива по отноше­нию к почвам

Требовательна к субстрату и минеральному питанию

Потребность во влаге

Нетребовательна по отно­шению к влаге

Влаголюбива

Опыление и распростра­нение семян

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Как мы уже говорили, голосеменные растения (например, сосна и ель) размножаются семенами.

Где образуются семена у этих растений? (В шишках.)

А как размножаются цветковые растения? (Семенами.)

В чем же состоит основное отличие семенного размноже­ния покрытосеменных и голосеменных растений? (Ответы учащихся.)

Покрытосеменные растения образуют плод, внутри которого образуются и созревают семена, а у голосеменных растений се­мена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, т. е. семена как бы голые, отсюда и название отдела.

Давайте более подробно рассмотрим цикл развития сосны. (Учи­тель сопровождает свой рассказ демонстрацией гербариев, побегов растений, таблиц.) Сосна, так же как и ель, однодомное растение.

Вспомните, что значит «однодомное». (Это значит, что мужские и женские гаметы развиваются на одном растении.)

Плодоносить эти растения начинают на 15-30-м году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны — начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на котором рас­положены чешуи — видоизмененные листья. На верхней стороне каждой из чешуй расположено по два семязачатка.

Мужские шишки более мелкие, всего 1—2 см в длину, желтова­тые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки растут ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки размещено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пыльца сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом.

Как вы думаете, для чего это нужно? (Ответы учащихся.)

Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая

и легко переносится ветром.

Каков биологический смысл расположения мужских ши­шек ниже, чем женских? (Ответы учащихся.)

Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, вы­сыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шиш­ки, расположенные на том же дереве или той же ветке, а на шишки другого дерева.

После того как пыльца сосны попадает в семязачатки (про­исходит опыление), чешуйки смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока что не происходит. Семязачатки в это время еще не готовы к оплодотворению.

Через год женские шишки становятся зелеными, увеличи­ваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки и образуется питательная ткань — эндосперм. После созревания семязачатков происходит оплодотворение неподвижными мужски­ми гаметами — спермиями.

С какой группой растений это роднит голосеменные? (По­добные мужские гаметы характерны для покрытосеменных растений.)

После оплодотворения образуется зигота, из которой прямо на материнском растении начинает развиваться зародыш, кото­рый питается за счет эндосперма. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, питательной ткани эндосперма и семенной кожуры. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и се­мена высыпаются на поверхность земли.

Семена голосеменных растений распространяются животны­ми или ветром. Они имеют особое пленчатое крылышко, способ­ствующее перемещению их при помощи ветра. (Учитель демон­стрирует семена сосны.) Семена сосны и ели часто поедают птицы и белки. Часть семян при этом высыпается и прорастает. (Учитель может продемонстрировать шишки сосны и ели, объеденные бел­кой или поклеванные клестом или дятлом.) Семя намного тяжелее одноклеточной споры, но гораздо лучше защищено от неблаго­приятных воздействий окружающей среды, кроме того, снабжено запасом питательных веществ. При попадании в благоприятные условия семена прорастают и дают начало новому организму.

Подсчитайте, сколько времени необходимо такому голосе­менному растению, как сосна, для прохождения полного цикла развития. (Ответы учащихся.)

Закрепление знаний и умений

Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы.

Какие растения называют голосеменными?

В чем состоит принципиальное отличие голосеменных ра­стений от споровых?

Каковы основные признаки голосеменных растений?

Где развиваются семена голосеменных растений?

В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?

Каково строение женской и мужской шишек сосны?

В чем отличие в строении этих шишек?

Какие особенности строения возникли у пылинок сосны, которые способствуют их переносу ветром?

Как происходит опыление и оплодотворение у голосемен­ных растений (на примере сосны)?

Какими способами распространяются семена сосны?

В чем состоит эволюционное преимущество семенных ра­стений перед споровыми?

Самостоятельная работа учащихся в парах

(Необходимо составить 2—3 тестовых вопроса по теме урока с 4 вариантами ответов, один из которых является правильным. Вопросы аккуратно пишут на отдельном листе бумаги. На выпол­нение задания отводится 5—7 мин. После чего учащиеся отвечают на вопросы соседа, оценивая при этом корректность и правиль­ность выполненного задания, и наоборот.)

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, устно ответить на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 42; учебник В.В. Пасечника § 16.)

Творческое задание. Узнать, какие животные питаются семе­нами голосеменных растений. Попробовать найти в лесу шиш­ки, которые ели белки, клесты, дятлы или другие животные. Чем внешне отличаются эти шишки? Изобразить шишки и животных, которые ими питались.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Нарисовать графическую схему, отражающую цикл разви­тия сосны.

Рассмотреть живые побеги и изображения различных го­лосеменных растений вашей местности. Выписать признаки, ха­рактерные только для конкретного растения, т. е. те, по которым это растение можно отличить от других голосеменных. Зарисо­вать отдельные побеги и шишки этих растений. Можно составить мини-определитель хвойных растений, встречающихся в вашей местности.

Подготовить доклад об интересных представителях голосе­менных растений.

Голосеменные

 

 

 

 

Размножение голосемянных

Отдел Голосеменные. Общая характеристика.AVI

 

 

 

 

Голосеменные-лекция

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.