Технологическая карта урока по теме «Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных» (Биология, 7 класс)

0
0
Материал опубликован 13 July 2017 в группе

 Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Тема: «Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных»

По учебнику: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011

Учителя биологии МАОУ «СОШ №35» г. Сыктывкара Тырышкиной Дарьи Павловны

Тема

«Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных»

Цель

создать условия для формирования знаний об особенностях строения и процессов жизнедеятельности земноводных

Задачи

Образовательные:

1. Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Земноводных на примере зеленой лягушки, связанные с водным образом жизни;

2. Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с рыбами.

Развивающие:

1. Развивать умения, учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;

2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитательные:

1. Продолжить формирования интереса к предмету;

2. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

УУД

Личностные:

1. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

Регулятивные:

1. Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

3. Умение адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

4. Владение основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные:

1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении;

2. Взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы;

3. Формирование своего мнения и позиции;

4. Использовать информационные ресурсы для поиска информации;

Познавательные:

1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы;

2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Основные понятия

Строение скелета, парные конечности, подвижные веки, холоднокровные животные, кожные железы, слизь, резонаторы, скелет головы, скелет туловища, скелет поясов передних и задних конечностей, мускулатура, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы

Межпредметные связи

География

Ресурсы

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011;

Картинки с изображением особенностей земноводных и т.д.;

Мультимедийная презентация;

Интерактивная доска.

Формы работы

Парная

Групповая

Фронтальная

Технология

Системно – деятельностный подход

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный этап урока

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Отмечает отсутствующих

       

Настраиваются на работу

 

Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний

Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений

Дают устные ответы

Работа с ресурсами

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Слушают собеседника

Контролируют правильность ответов учащихся.

Формулируют тему урока

Дополняют, уточняют высказанные мнения

Создание проблемной ситуации

Создаёт проблемную ситуацию, организует работу в парах.

Размышляют над проблемой. Высказывают свои предположения

Выделяют информацию

Взаимодействуют с учителем во время опроса.

Рассуждают, делают предположения.

Слушают собеседника

 

Работа по плану

Целеполагание

Предлагает обсудить в парах, какие системы органов земноводных изменились по сравнению с рыбами, что позволило им стать наиболее высокоорганизованными животными

Направляет учащихся на самостоятельное определение цели урока

Индивидуально определяют и выдвигают цель урока. Формулируют общую цель.

Выдвигают цель, делают умозаключения

Актуализация жизненного опыта

Аргументируют свою точку зрения

Выражают собственное мнение

Постановка цели

Целеполагание

Исследование, оформление работы

Организует деление учащихся на группы

Предлагает карточки для самостоятельной работы в группах (приложение 1). Поясняет, как необходимо выполнять работу.

Помогает в работе группам

Учащиеся в группе читают текст учебника

Выделяют существенную информацию из текста.

Заносят ответы в рабочие листы (приложение 2)

Устанавливают рабочие отношения в группе, распределяют функции в группе. Обращаются к учителю за помощью.

Сотрудничают в группах

Вырабатывают общее решение, оказывают взаимопомощь

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Распределение времени

Саморегуляция, контроль учебной деятельности

Представление результата работы

Организует работу в группе, создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся

Озвучивают результаты своей работы

Сравнивают полученные результаты

Делают вывод

Решение проблемы

Выслушивают ответы одноклассников

Умение брать ответственность за результат работы группы

Контролируют правильность ответов

Контролируют и оценивают свою деятельность

7. Этап первичного закрепления знаний

Учитель предлагает поиграть в игру «Вопрос– ответ»

Зачем жабам бородавки? (Средства защиты, в них находятся железы, выделяющие яд.)

Перечислите виды лягушек, обитающих на территории села и его окрестностей? (Зеленые – реки, озера, берега; жерлянки – стоячие лужи в лесу, на лугу; бурые лягушки и жабы – луга, огороды; квакши – кустарники у воды.)

У какой лягушки нет языка? (У шпорцевой.)

Почему лягушки ведут ночной образ жизни? (Меньше испарения.)

Где зимуют амфибии? (Прудовая, озерная, травяная – на дне водоема; жабы, жерлянки – в норах, ямках, песке.)

Как жабы Австралии приспосабливаются к засухе? (Набирают в теле много воды, раздуваются до шарообразного состояния.)

 Назовите самую крупную жабу. (Ага)

Обычное хвостатое земноводное. (Тритон)

Амфибии первыми встали ...   (на ноги)

У них есть позвоночник, они первыми научились ...   (поворачивать голову)

Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали ...  (мигать)

В воздушной среде у Амфибий появился новый орган ...   (среднее ухо)

Предлагает ответить на вопрос: Исходя из цели урока, что мы узнали о внешнем строении и особенностях скелета земноводных?

Играют в игру, отвечают на вопросы

Анализируют, обсуждают ответы

Выслушивают ответы одноклассников

Умение слушать и слышать, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Контролируют правильность ответов учащихся

Контролируют ответы одноклассников

7. Рефлексивно – оценочный этап

Учитель предлагает решить несколько биологических задач:

1) Лягушка – хороший пловец. Как называется такой стиль плавания у человека? Какие освоенности строения способствуют ее передвижению в воде? (Брасс. Малозаметные границы между головой и туловищем, гладкая кожа покрытая слоем слизи, хорошо развитые парные конечности; задние имеют плавательные перепонки)

2) Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. (Слизь лягушки обладает бактерицидным свойством.)

3) Лягушки и другие земноводные (одни лучше, другие хуже) могут дышать атмосферным воздухом при помощи кожи. Как у них осуществляется кожное дыхание? (Через влажную тонкую кожу, пронизанную большим числом капилляров.)

Предлагает составить в парах «синквейн»

Предлагает ответить на вопрос: Итак, кто такие земноводные?

Решают, предложенные учителем биологические задачи

Составляют синквейн в парах

Отвечают на вопрос

Структурируют знания, выделяют существенную информацию

Решают, предложенные учителем биологические задачи

Составляют синквейн в парах

Отвечают на вопрос

Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности по составлению «синквейна».

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы пар,

Оценивают уровень своего

эмоциональное состояние

Адекватно воспринимают оценку учителя.

8. Домашнее задание

Задаёт на выбор три уровня задания:

1. Прочитать параграф. Повторить признаки земноводных стр. 174-177;

2. Объяснить происхождение названия «земноводные»?

3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.

Воспринимают информацию, выбирают уровень

Осознанно фиксируют информацию в своих дневниках

       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации