Технологическая карта урока по теме «Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных» (Биология, 7 класс)
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Тема: «Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных»
По учебнику: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011
Учителя биологии МАОУ «СОШ №35» г. Сыктывкара Тырышкиной Дарьи Павловны
Тема |
«Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных» |
Цель |
создать условия для формирования знаний об особенностях строения и процессов жизнедеятельности земноводных |
Задачи |
Образовательные: 1. Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Земноводных на примере зеленой лягушки, связанные с водным образом жизни; 2. Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с рыбами. Развивающие: 1. Развивать умения, учащихся работать с учебником, раздаточным материалом; 2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы. Воспитательные: 1. Продолжить формирования интереса к предмету; 2. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся. |
УУД |
Личностные: 1. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; Регулятивные: 1. Умение планировать и регулировать свою деятельность; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; 3. Умение адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; 4. Владение основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные: 1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении; 2. Взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы; 3. Формирование своего мнения и позиции; 4. Использовать информационные ресурсы для поиска информации; Познавательные: 1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы; 2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. |
Основные понятия |
Строение скелета, парные конечности, подвижные веки, холоднокровные животные, кожные железы, слизь, резонаторы, скелет головы, скелет туловища, скелет поясов передних и задних конечностей, мускулатура, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы |
Межпредметные связи |
География |
Ресурсы |
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011; Картинки с изображением особенностей земноводных и т.д.; Мультимедийная презентация; Интерактивная доска. |
Формы работы |
Парная Групповая Фронтальная |
Технология |
Системно – деятельностный подход |
Этапы урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||||||||||
Организационный этап урока |
||||||||||||||||||||
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Отмечает отсутствующих |
Настраиваются на работу |
|||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний |
||||||||||||||||||||
Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений |
Дают устные ответы |
Работа с ресурсами |
Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. |
Слушают собеседника |
Контролируют правильность ответов учащихся. Формулируют тему урока |
Дополняют, уточняют высказанные мнения |
||||||||||||||
Создание проблемной ситуации |
||||||||||||||||||||
Создаёт проблемную ситуацию, организует работу в парах. |
Размышляют над проблемой. Высказывают свои предположения |
Выделяют информацию |
Взаимодействуют с учителем во время опроса. Рассуждают, делают предположения. |
Слушают собеседника |
Работа по плану |
|||||||||||||||
Целеполагание |
||||||||||||||||||||
Предлагает обсудить в парах, какие системы органов земноводных изменились по сравнению с рыбами, что позволило им стать наиболее высокоорганизованными животными Направляет учащихся на самостоятельное определение цели урока |
Индивидуально определяют и выдвигают цель урока. Формулируют общую цель. |
Выдвигают цель, делают умозаключения Актуализация жизненного опыта |
Аргументируют свою точку зрения |
Выражают собственное мнение |
Постановка цели |
Целеполагание |
||||||||||||||
Исследование, оформление работы |
||||||||||||||||||||
Организует деление учащихся на группы Предлагает карточки для самостоятельной работы в группах (приложение 1). Поясняет, как необходимо выполнять работу. Помогает в работе группам |
Учащиеся в группе читают текст учебника |
Выделяют существенную информацию из текста. Заносят ответы в рабочие листы (приложение 2) |
Устанавливают рабочие отношения в группе, распределяют функции в группе. Обращаются к учителю за помощью. Сотрудничают в группах |
Вырабатывают общее решение, оказывают взаимопомощь Взаимодействуют с учителем и одноклассниками |
Распределение времени |
Саморегуляция, контроль учебной деятельности |
||||||||||||||
Представление результата работы |
||||||||||||||||||||
Организует работу в группе, создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся |
Озвучивают результаты своей работы Сравнивают полученные результаты Делают вывод |
Решение проблемы |
Выслушивают ответы одноклассников |
Умение брать ответственность за результат работы группы |
Контролируют правильность ответов |
Контролируют и оценивают свою деятельность |
||||||||||||||
7. Этап первичного закрепления знаний |
||||||||||||||||||||
Учитель предлагает поиграть в игру «Вопрос– ответ» Зачем жабам бородавки? (Средства защиты, в них находятся железы, выделяющие яд.) Перечислите виды лягушек, обитающих на территории села и его окрестностей? (Зеленые – реки, озера, берега; жерлянки – стоячие лужи в лесу, на лугу; бурые лягушки и жабы – луга, огороды; квакши – кустарники у воды.) У какой лягушки нет языка? (У шпорцевой.) Почему лягушки ведут ночной образ жизни? (Меньше испарения.) Где зимуют амфибии? (Прудовая, озерная, травяная – на дне водоема; жабы, жерлянки – в норах, ямках, песке.) Как жабы Австралии приспосабливаются к засухе? (Набирают в теле много воды, раздуваются до шарообразного состояния.) Назовите самую крупную жабу. (Ага) Обычное хвостатое земноводное. (Тритон) Амфибии первыми встали ... (на ноги) У них есть позвоночник, они первыми научились ... (поворачивать голову) Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали ... (мигать) В воздушной среде у Амфибий появился новый орган ... (среднее ухо) Предлагает ответить на вопрос: Исходя из цели урока, что мы узнали о внешнем строении и особенностях скелета земноводных? |
Играют в игру, отвечают на вопросы |
Анализируют, обсуждают ответы |
Выслушивают ответы одноклассников |
Умение слушать и слышать, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников |
Контролируют правильность ответов учащихся |
Контролируют ответы одноклассников |
||||||||||||||
7. Рефлексивно – оценочный этап |
||||||||||||||||||||
Учитель предлагает решить несколько биологических задач: 1) Лягушка – хороший пловец. Как называется такой стиль плавания у человека? Какие освоенности строения способствуют ее передвижению в воде? (Брасс. Малозаметные границы между головой и туловищем, гладкая кожа покрытая слоем слизи, хорошо развитые парные конечности; задние имеют плавательные перепонки) 2) Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. (Слизь лягушки обладает бактерицидным свойством.) 3) Лягушки и другие земноводные (одни лучше, другие хуже) могут дышать атмосферным воздухом при помощи кожи. Как у них осуществляется кожное дыхание? (Через влажную тонкую кожу, пронизанную большим числом капилляров.) Предлагает составить в парах «синквейн» Предлагает ответить на вопрос: Итак, кто такие земноводные? |
Решают, предложенные учителем биологические задачи Составляют синквейн в парах Отвечают на вопрос |
Структурируют знания, выделяют существенную информацию |
Решают, предложенные учителем биологические задачи Составляют синквейн в парах Отвечают на вопрос |
Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности по составлению «синквейна». |
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы пар, Оценивают уровень своего эмоциональное состояние |
Адекватно воспринимают оценку учителя. |
||||||||||||||
8. Домашнее задание |
||||||||||||||||||||
Задаёт на выбор три уровня задания: 1. Прочитать параграф. Повторить признаки земноводных стр. 174-177; 2. Объяснить происхождение названия «земноводные»? 3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме. |
Воспринимают информацию, выбирают уровень |
Осознанно фиксируют информацию в своих дневниках |