12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Губкина Светлана Анатольевна263
Моя педагогическая философия – «Философия добра».Если учитель имеет только любовь к делу,он будет хороший учитель.«Каждый ребенок рождается с крыльями, и задача педагога – научить его летать»
Россия, Нижегородская обл., Ковернино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Конспект урока на тему «Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировоспитания и отношений»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ковернинская средняя школа №1»

 

КОНСПЕКТ УРОКА

по родному языку (русскому)

в 3 «А» классе

ТЕМА: «Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировоспитания и отношений».

 

Урок провела:

учитель начальных классов

Губкина С.А.

 

рп Ковернино

2019 – 2020 уч.год

Тема урока: Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировоспитания и отношений.

Цель: повысить интерес к изучению родного русского языка.

Задачи:

обучающие: объяснить учащимся, что родной язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: дать понятие о месте родного языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку,  формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Личностные УУД: формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУДпрогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

"Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.

"На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель -
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний -
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке.

2.Подготовка к восприятию темы. Актуализация знаний учащихся.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку.

- Кто из вас знаком с произведением Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал? СЛАЙД 1 Сказка «Королевство кривых зеркал» Губарева была написана в 1951 году. В центре сюжета – увлекательные приключения простой советской школьницы Оли в волшебной стране. Пройдя немало испытаний, он осознала, что нужно менять свой характер в лучшую сторону.
Главные герои: СЛАЙД 2

Оля – обычная девочка, немного ленивая и капризная, но изменившая свое поведение.

Яло – отражение Оли, благодаря которому она исправилась.

Другие персонажи: СЛАЙД 3 - 10

Нушрок  – министр-коршун, жестокий и безжалостный.

Абаж  – министр-жаба, уродливый, злой.

Анидаг – коварная дочь Нушрока, гадина.

Топсед 77-й  – недалекий, глупый правитель.

Гурд  – честный, отважный мальчик-труженик.

Аксал  – добрая, отзывчивая тетушка-ласка.
3.Изучение нового материала.

Сюжет.

Капризная и ленивая пятиклассница Оля вечно что-то забывала или не успевала сделать. Бабушка была очень недовольна ею, и посоветовала внучке взглянуть на себя со стороны. Однажды, рассматривая себя в зеркале, Оля попала в Зазеркалье, где познакомилась со своим двойником – девочкой по имени Яло.

- Какой была девочка Оля?

Капризная – своенравная, ленивая – слабая, медленная.

Героини очутились в волшебной стране – Королевстве кривых зеркал, которым правил глупый и недалекий король Топсед, а помогали ему в этом не менее злобные, жестокие министры Нушрок и Абаж. К слову сказать, в этот королевстве было все наоборот – не только имена людей, но также поступки и даже мысли. В королевстве кривых зеркал ложь выдавалась за правду, а зло ловко прикидывалось добром.

- Каким был король?

Глупый – безумный, непонятливый.

Недалёкий – наиглупейший.

- А министры?

Злобные – жестокие.

- За что выдавалась ложь? За правду.

- А зло? За добро.

Боролся с несправедливостью маленький зеркальщик по имени Гурд. Он отказался изготавливать кривые зеркала, дурачащие людей. Мальчика объявили государственным преступником, приговорили к казни, и отвезли в башню Смерти. Узнав об этом, Оля и Яло поспешили к нему на помощь. Они переоделись пажами, и пробрались в королевский дворец, где им удалось выкрасть ключ от темницы Гурда.

- С чем боролся маленький зеркальщик Гурд? С несправедливостью.

Несправедливость – неправда, ошибочность, ложность.

Девочкам пришлось преодолеть немало препятствий, но они вызволили мальчика. Жители королевства уговаривали Олю остаться у них, но девочка вернулась домой через зеркало. Побывав в волшебной стране, она пересмотрела свое поведение и изменилась в лучшую сторону.

- Что пришлось преодолеть девочкам на своем пути? Препятствия

Препятствие – помеха, преграда.

Главная мысль

Каждому человеку бывает полезно, порой, взглянуть на себя со стороны.

Чему учит

Сказка учит быть честным, решительным, смелым. Учит быть самос-тоятельным, и при этом отвечать за свои поступки. Учит быть трудолюбивым, настойчивым, добрым, дружелюбным.

Чтобы измениться, Оле достаточно было взглянуть на себя со стороны. Благодаря волшебному королевству, где все было шиворот - навыворот, девочка осознала свои недостатки, и смогла их полностью искоренить.
Честность – правда, совестливость, прямодушие.

Решительность – твёрдость, настойчивость, мужество, упорство.

Смелость – отвага, решимость, мужество.

4.Итог. Работа над пословицей. СЛАЙД 11

Всяк сам себе и друг, и недруг.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Сам пропадай, а товарища выручай.

- Что понравилось в сказке?

Понравилось, как девочки переоделись в пажей, и ловко обманули придворных, министров и самого правителя, чтобы достать заветный ключ и спасти Гурда.

Д/з: Написать историческое значение слов «правда», «кривда», «лукавый».
 

ТЕСТ

1.Кто является автором произведения «Королевство кривых зеркал?

а) Виталий Губарев б) Виталий Бианки

в) Кир Булычев г) Владислав Крапивин
2. В каком году было написано произведение «Королевство кривых зеркал»?
а) 1933 б) 1937 в) 1945 г) 1951

3. К какому литературному жанру принадлежит произведение Губарева «Королевство кривых зеркал»?
а) роман б) повесть в) сказка г) баллада

4. Как звали главную героиню сказки «Королевство кривых зеркал»?
а) Катя б) Оля в) Тамара г) Зоя

5. В каком классе училась Оля?

а) 3 класс б) 4 класс в) 5 класс г) 6 класс
6. Как звучало имя правителя Королевства кривых зеркал, перевернутое наоборот?
а) Деспот б) Тиран в) Злодей г) Каратель
7. Как звали хозяина всех зеркальных мастерских?
а) Абаж б) Нушрок в) Топсед г) Анидаг

8. В кого переоделись Оля и Яло, чтобы их не разоблачили во дворце?
а) Придворные музыканты б) Поварята

в) Пажи г) Шуты
9. Куда был заключен мальчик по имени Гурд?

а) Башня Смерти б) Подземелье Боли

в) Темница Страха г) Тюрьма Страданий

10. Кого победила Оля, избавив Королевство от жестокой тирании?
а) Топсед б) Нушрок в) Анидаг г) Абаж

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.