12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юлия Николаевна4641 учитель истории стаж более 15 лет имею высшее образование закончила ТГУ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Учитель 1 категория полученная в 2015 году. Россия, Тверская обл., д. Малое Коробино |
Брак и семейные отношения в среде крестьянина
Брак и семейные отношения в среде крестьянина
Русские семьи в обозримый исторический период были:
1. Простыми, малыми, состоящими из двух поколений родственников по прямой линии (родители и дети);
2. Сложными, объединявшие 3 или 4 поколения, иногда родственников по боковой линии и свойственников (такие семьи назывались также большими либо неразделенными)
3. Складническими, договорными, объединявшими необязательно родственников, но и неродных посторонних людей – из хозяйственных соображений
В русских семьях, несмотря на наличие разных поколений родственников, никогда не заключали браки внутри семьи; не существовало браков даже между троюродными братьями и сестрами. Лишь родственники в шестом колене могли вступить в брак. Помимо запрета на брак с близкими родственниками запрещались браки с иноверцами; кроме того, обществом осуждались неравные браки (людей из разных социальных слоев) и многократные браки
Брак для крестьянина был не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе (общине), - это был еще и моральный долг. Такие взгляды на семью поддерживались и церковью. Семейно-брачные отношения находились в поле зрения всего сельского общества и зависели от общественного мнения. Только женатые люди были правомочны на сельских сходах, имели возможность получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство, для нормального существования которого необходимы и мужские, и женские руки. Отсюда - высокий уровень брачности в русской деревне в первой половине XIX в
Хотя с участившимся уходом отдельных членов семьи в город и наметившимся ослаблением семейных связей многодетность начинала терять свое экономическое значение, в то время еще действовали старые нормы рождаемости.
На селе общение молодежи носило узкотерриториальный характер; при заключении брака преимущественной была роль местожительства и совместного труда. Общение молодежи и ухаживания в предбрачное время происходили зимой на посиделках и вечеринках, а в летнее время - на гуляньях
Решающую роль в браке детей играли родители. Считалось, что выбор брачных пар был исключительно их делом. Молодежи редко предоставлялась свобода выбора; правда, родители могли вступать в договоры о браке, учитывая взаимную склонность детей. Родительское решение было неоспоримым, ему подчинялись беспрекословно. Перед сватовством обычно выясняли материальное положение семьи невесты репутацию семьи, интересовались качествами девушки
Общественное мнение в браках молодежи также играло роль, к нему прислушивались, особенно к оценке жениха и невесты – “подходят ли друг другу”. При вступлении в брак определяющими были экономические соображения: стремление войти в зажиточную семью, заполучить лишние рабочие руки, привести в дом работника или работницу. В женихе и невесте чаще всего ценились трудолюбие, выносливость, важна была и хорошая репутация их семей
Ранние браки тоже объяснялись экономическими соображениями. Холостые не получали земельный надел, а следовательно, не обладали правами ни в семье, ни в обществе. Незамужние женщины не имели самостоятельности. Хозяйственная и моральная необходимость заставляла крестьян заводить семью при первой же возможности, а отсюда и ранние браки, и возрастное неравенство супругов (случалось, что и невеста была старше жениха)
Большое значение у крестьянина придавалось предсвадебным обычаям - сватовству, сговорам об условиях брака (“запои”, “зачины”), окончательному согласию на брак (“рукобитье”), приданому невесты, вкладу жениха на свадебные расходы (“кладка”). Эти обычаи имели статус правовых начал в оформлении брака, расторгнуть который после них можно было лишь в исключительных обстоятельствах . Жених в таких случаях компенсировал нарушенное слово денежной суммой, а церковь вдобавок к этому брала штраф в свою пользу
Девушка должна была выходить замуж обязательно с приданым. Готовилось приданое в семье, большей частью самой невестой, и состояло обычно из одежды и домашней утвари; впрочем, могли даваться также скот, земля, деньги. Это была собственность замужней женщины, которую наследовали ее дети или ее отцовская семья в случае ее смерти
Существовали особые традиции, связанные с браком. Помимо уже упомянутых запретов вступать в брак с близкими родственниками, иноверцами и членами другого социального круга существовало также запрещение браков с кумовьями и их потомством, с крестными и крестниками, поскольку они рассматривались как родственники в духовном (религиозном) смысле. Существовал также обычай старшинства в браке (старшие дети вступали в брак раньше младших, сыновей предпочитали видеть семейными раньше дочерей), однако он соблюдался нестрого: очень часто экономические соображения позволяли обходить это правило.
Вступление в интимные отношения до брака считалось позором. Рождение детей вне брака в русской деревне неизменно встречало осуждение со стороны общества и вело к материальным лишениям семьи, так как такие дети считались незаконнорожденными и их не содержали отцы. Внебрачная рождаемость в условиях всеобщего осуждения, а иногда и осмеяния стабильно оставалась невысокой. Имущественное положение внебрачных детей было тяжелым. Хотя мальчики, вырастая, могли получить землю, но при разделах семей, пока они еще не стали взрослыми, их лишали положенного пая
Развод в крестьянском сознании был грехом, и на той же позиции стояла и церковь. Прелюбодеяние, неверность одного из супругов были не слишком предосудительными поступками в системе нравственных координат российского крестьянина, чтобы рассматриваться в качестве основания для расторжения брака и создания новой семьи. От мужа крестьянский мир в данном случае ожидал не развода с неверной женой, а ее наказания. При этом неверность супруга осуждалась общественным мнением менее строго, чем измена жены. В крайне редких случаях развод считался допустимым: в случаях бегства из деревни, осуждения на каторгу и др. Впрочем, расторжение брака в сельских семьях было почти невозможно – для него брака требовалось разрешение высшей духовной инстанции, то есть Синода. Повторные браки разведенных тоже были нечасты. Обычно повторные браки случались у вдов
При таком строгом разграничении обязанностей всегда оставалась значительной роль женщины как основного распорядителя домашних дел, организатора семейного уклада, уюта, досуга и воспитателя детей. Особое положение в семье занимала “большуха” - жена старшего по возрасту и положению в семье мужчины. Она подчиняла себе весь женский состав семьи, пользуясь своим положением самого приближенного к ее главе человека, и часто бывала первой советчицей своего “повелителя”
Межпоколенные связи с родственниками никогда не прерывались. В деревне они являлись каждодневными и разносторонними. Помощь в различных работах облегчалась территориальной близостью родных. Кроме того, в процессе совместного проведения досуга (семейных событий и праздников) члены семьи могли получить и моральную поддержку, и совет, и обмен жизненным опытом
Дети помогали отдельно живущим родителям во всех хозяйственных работах, а родители и другие старшие родственники, в свою очередь, воспитывали детей. Сильными были в русской деревне и братско-сестринские отношения, основой которых считалась взаимопомощь и нравственная поддержка. В случаях смерти родителей старшие дети заботились и воспитывали младших: "Мы за браткой поднимались", - говорили в таких случаях
Крестьянская семья - это еще и коллектив совместно хозяйствующих людей. Во главе семьи стоял крестьянин. Его главенство признавали все члены семьи. Крестьянин вечером распределял работу на завтра. Если в семействе не было отца, то члены семьи выбирали главного брата или дядю. Если семья недовольна своим главой, то она может сместить его. Если женщина приносила в семью приданое, то она могла получать доход со своего приданого (земли). Родители всегда обеспечивались, а также дочери, после смерти родителей и другие члены семьи. Семья соединяли в себе функции производственного, воспитательного и религиозного коллектива