Статья на тему «Брак и семейные отношения в среде крестьянина»
Брак и семейные отношения в среде крестьянина
Русские семьи в обозримый исторический период были:
1. Простыми, малыми, состоящими из двух поколений родственников по прямой линии (родители и дети);
2. Сложными, объединявшие 3 или 4 поколения, иногда родственников по боковой линии и свойственников (такие семьи назывались также большими либо неразделенными)
3. Складническими, договорными, объединявшими необязательно родственников, но и неродных посторонних людей – из хозяйственных соображений [1].
В русских семьях, несмотря на наличие разных поколений родственников, никогда не заключали браки внутри семьи; не существовало браков даже между троюродными братьями и сестрами. Лишь родственники в шестом колене могли вступить в брак. Помимо запрета на брак с близкими родственниками запрещались браки с иноверцами; кроме того, обществом осуждались неравные браки (людей из разных социальных слоев) и многократные браки[2]. Крестьянская семейная жизнь строилась в основном на соблюдении старых обычаев и традиций; формальное законодательное брачно-семейное право играло в жизни крестьян не столь значительную роль. Так, еще в древнерусских документах были засвидетельствованы закрепленные законом права женщины на имущество, нажитое вместе с мужем, право на развод и пр. Но на самом деле, ни о каком “равноправии” мужчин и женщин не могло идти и речи – мужчина всегда оставался “главой семьи” [3].
Брак для крестьянина был не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе (общине), - это был еще и моральный долг. Такие взгляды на семью поддерживались и церковью. Семейно-брачные отношения находились в поле зрения всего сельского общества и зависели от общественного мнения. Только женатые люди были правомочны на сельских сходах, имели возможность получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство, для нормального существования которого необходимы и мужские, и женские руки. Отсюда - высокий уровень брачности в русской деревне в первой половине XIX в [4].
Хотя с участившимся уходом отдельных членов семьи в город и наметившимся ослаблением семейных связей многодетность начинала терять свое экономическое значение, в то время еще действовали старые нормы рождаемости.
На селе общение молодежи носило узкотерриториальный характер; при заключении брака преимущественной была роль местожительства и совместного труда. Общение молодежи и ухаживания в предбрачное время происходили зимой на посиделках и вечеринках, а в летнее время - на гуляньях[5].
Решающую роль в браке детей играли родители. Считалось, что выбор брачных пар был исключительно их делом. Молодежи редко предоставлялась свобода выбора; правда, родители могли вступать в договоры о браке, учитывая взаимную склонность детей. Родительское решение было неоспоримым, ему подчинялись беспрекословно. Перед сватовством обычно выясняли материальное положение семьи невесты репутацию семьи, интересовались качествами девушки[6].
Общественное мнение в браках молодежи также играло роль, к нему прислушивались, особенно к оценке жениха и невесты – “подходят ли друг другу”. При вступлении в брак определяющими были экономические соображения: стремление войти в зажиточную семью, заполучить лишние рабочие руки, привести в дом работника или работницу. В женихе и невесте чаще всего ценились трудолюбие, выносливость, важна была и хорошая репутация их семей[7].
Ранние браки тоже объяснялись экономическими соображениями. Холостые не получали земельный надел, а следовательно, не обладали правами ни в семье, ни в обществе. Незамужние женщины не имели самостоятельности. Хозяйственная и моральная необходимость заставляла крестьян заводить семью при первой же возможности, а отсюда и ранние браки, и возрастное неравенство супругов (случалось, что и невеста была старше жениха)[8].
Большое значение у крестьянина придавалось предсвадебным обычаям - сватовству, сговорам об условиях брака (“запои”, “зачины”), окончательному согласию на брак (“рукобитье”), приданому невесты, вкладу жениха на свадебные расходы (“кладка”). Эти обычаи имели статус правовых начал в оформлении брака, расторгнуть который после них можно было лишь в исключительных обстоятельствах . Жених в таких случаях компенсировал нарушенное слово денежной суммой, а церковь вдобавок к этому брала штраф в свою пользу [9].
Девушка должна была выходить замуж обязательно с приданым. Готовилось приданое в семье, большей частью самой невестой, и состояло обычно из одежды и домашней утвари; впрочем, могли даваться также скот, земля, деньги. Это была собственность замужней женщины, которую наследовали ее дети или ее отцовская семья в случае ее смерти[10].
Существовали особые традиции, связанные с браком. Помимо уже упомянутых запретов вступать в брак с близкими родственниками, иноверцами и членами другого социального круга существовало также запрещение браков с кумовьями и их потомством, с крестными и крестниками, поскольку они рассматривались как родственники в духовном (религиозном) смысле. Существовал также обычай старшинства в браке (старшие дети вступали в брак раньше младших, сыновей предпочитали видеть семейными раньше дочерей), однако он соблюдался нестрого: очень часто экономические соображения позволяли обходить это правило.
Вступление в интимные отношения до брака считалось позором. Рождение детей вне брака в русской деревне неизменно встречало осуждение со стороны общества и вело к материальным лишениям семьи, так как такие дети считались незаконнорожденными и их не содержали отцы. Внебрачная рождаемость в условиях всеобщего осуждения, а иногда и осмеяния стабильно оставалась невысокой. Имущественное положение внебрачных детей было тяжелым. Хотя мальчики, вырастая, могли получить землю, но при разделах семей, пока они еще не стали взрослыми, их лишали положенного пая[11].
Развод в крестьянском сознании был грехом, и на той же позиции стояла и церковь. Прелюбодеяние, неверность одного из супругов были не слишком предосудительными поступками в системе нравственных координат российского крестьянина, чтобы рассматриваться в качестве основания для расторжения брака и создания новой семьи. От мужа крестьянский мир в данном случае ожидал не развода с неверной женой, а ее наказания. При этом неверность супруга осуждалась общественным мнением менее строго, чем измена жены. В крайне редких случаях развод считался допустимым: в случаях бегства из деревни, осуждения на каторгу и др. Впрочем, расторжение брака в сельских семьях было почти невозможно – для него брака требовалось разрешение высшей духовной инстанции, то есть Синода. Повторные браки разведенных тоже были нечасты. Обычно повторные браки случались у вдов [12].
При таком строгом разграничении обязанностей всегда оставалась значительной роль женщины как основного распорядителя домашних дел, организатора семейного уклада, уюта, досуга и воспитателя детей. Особое положение в семье занимала “большуха” - жена старшего по возрасту и положению в семье мужчины. Она подчиняла себе весь женский состав семьи, пользуясь своим положением самого приближенного к ее главе человека, и часто бывала первой советчицей своего “повелителя” [13]
Межпоколенные связи с родственниками никогда не прерывались. В деревне они являлись каждодневными и разносторонними. Помощь в различных работах облегчалась территориальной близостью родных. Кроме того, в процессе совместного проведения досуга (семейных событий и праздников) члены семьи могли получить и моральную поддержку, и совет, и обмен жизненным опытом [14].
Дети помогали отдельно живущим родителям во всех хозяйственных работах, а родители и другие старшие родственники, в свою очередь, воспитывали детей. Сильными были в русской деревне и братско-сестринские отношения, основой которых считалась взаимопомощь и нравственная поддержка. В случаях смерти родителей старшие дети заботились и воспитывали младших: "Мы за браткой поднимались", - говорили в таких случаях[15].
Крестьянская семья - это еще и коллектив совместно хозяйствующих людей. Во главе семьи стоял крестьянин. Его главенство признавали все члены семьи. Крестьянин вечером распределял работу на завтра. Если в семействе не было отца, то члены семьи выбирали главного брата или дядю. Если семья недовольна своим главой, то она может сместить его. Если женщина приносила в семью приданое, то она могла получать доход со своего приданого (земли). Родители всегда обеспечивались, а также дочери, после смерти родителей и другие члены семьи. Семья соединяли в себе функции производственного, воспитательного и религиозного коллектива [16].
[1] Гис Ф. Дж. Брак и семья в жизни крестьянина М. 2002., С. 381.
[2] Зубкова Е.Ю. Семейная жизнь крестьянина М. 2000., С. 229.
[3] Полунов А. Ю. Традиции крестьян М. 1997., С. 131.
[4] Гис Ф. Дж. Брак и семья в жизни крестьянина М., 2002. С. 400.
[5] Каменский А.Б. Повседневность крестьян М., 2006. С. 403 .
[6] Там же. С. 407 .
[7] Каменский А.Б. Повседневность крестьян М., 2006. С. 410 .
[8] Гис Ф. Дж. Брак и семья в жизни крестьянина М., 2002. С. 410- 412.
[9] Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского двора крестьянина М., 2003. С. 873.
[10] Там же. С. 877.
[11] Мифология и повседневность вып. 1. СПб., 1998. С. 311, 315.
[12] Гис Ф. Дж. Брак и семья в жизни крестьянина М., 2002. С. 415-417.
[13] Там же. С. 416.
[14] Григорьева Т.С. Семейная жизнь крестьян. М., 2005. С. 335.
[15] Григорьева Т.С. Семейная жизнь крестьян. М., 2005. С. 337.
[16] Там же. С. 340, 342.
Анна Ястребова
Абсалямова Айгуль Минихановна
Костинская Надежда Викторовна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Администрация сайта «УРОК.РФ»