Конспект урока по теме " Логические выражения"
Презентация к урокуPPTX / 359.62 Кб
Технологическая карта урока в рамках системно-деятельностного подхода с использованием приемов смыслового чтения 7 класс (базовый курс).
Тема: Логические высказывания
Цель: учащийся познакомится с понятием «логическое высказывание», особенности логических высказываний.
Задачи:
подвести к пониманию понятия «логическое высказывание»;
определить различие между простыми и составными высказываниями;
узнает об особенностях обозначения логических ввысказываний;
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД/Приемы смыслового чтения |
Мотивационно-целевой этап | ||
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Он связан с наукой, история появления которой уходит в далекое прошлое. Предлагаю догадаться о какой науке идет речь. Первая подсказка. Перед вами на экране портреты ученых, которые являются основоположниками этой науки (на экране портреты Аристотеля и Джоржа Буля). Слушаем варианты ответов учеников. Вторая подсказка (на экране три логические задачи). Для решения этих задач используются методы именно этой науки. Предполагаемый ответ учащихся: речь о науке «логика». Мы часто слышим «логически подумать», «логически рассуждать» и т.д. Давайте посмотрим, что на самом деле изучает наука логика. На экране появляется определение: Логика – наука о формах и способах мышления. Однако нас будет интересовать не вся наука логика, а только один из ее разделов «Алгебра логики». Вернее «Основы алгебры логики». Сейчас мы еще не знаем ничего об этой науке. Но, тем не менее, предположите цель изучения алгебры логики, в информатике. Слушаем варианты ответов учеников. Подводим итог: Цель изучения алгебры логики: умение использовать элементы алгебры логики для решения задач в информатике. Давайте посмотрим на определение понятия «алгебра логики». На экране определение: Алгебра логики – наука, изучающая общие операции над высказываниями, определяющая правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний. Для того чтобы определить тему именно, сегодняшнего урока. Найдите в определении ключевое слово. Слушаем варианты ответов учеников. Подводим итог: Верно, «высказывания», «логические высказывания». Начинаем составлять опорный конспект. Записываем тему урока. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока. Слушаем варианты ответов учеников. Подводим итог: Цель: Понимание, что такое логическое высказывание и знание его особенностей. | Учащиеся высказывают предположения. Учащиеся предполагают цель изучения раздела. Подводят итог. Учащиеся формулируют тему урока. Учащиеся формулируют цель урока. | Познавательные: - формирование умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: целеполагание. Работа с понятием/Извлечение информации (определение ключевого слова) Целеполагание. |
Операционно-деятельностный этап | ||
Определить, что такое высказывание я тоже предлагаю вам. Перед вами предложения. Зеленым цветом отмечены те, которые являются логическими высказываниями. Красным, те которые таковыми не являются. Париж – столица Англии. 4+5=9 Кто приехал? Посмотри в окно. Земля – планета солнечной системы. Уходя, гасите свет. Каждый квадрат является параллелограммом. Егор Крид самый популярный певец. Буква «б» означает согласный звук. Ура, каникулы! Солнце вращается вокруг солнца. Предлагаю вам, в мини группах внимательно рассмотреть данные предложения. Проанализировать их. Сделать вывод, что такое логическое высказывание. Даю две подсказки. Обратите внимание на тип предложения. И их истинность. Слушаем варианты ответов учеников. Высказывание – это повествовательное предложение, содержание которого можно определить как истинное или ложное. Приведите свои примеры высказываний. | Учащиеся работают в группах. Определяют истинность и ложность предложенных высказываний, определяют тип предложения. Учащиеся делают выводы. Учащиеся приводят примеры высказываний. | Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации. -формирование умение на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Анализ примеров и сопоставление. Формулирование понятий. Обобщение информации через обсуждение и выводы. |
Все высказывания, которые вы видели на доске и привели в качестве примеров, называются «простыми». Но есть еще и сложные (составные) высказывания. На доске приведены примеры составных высказываний. Обсудите в своих группах. В чем особенность, отличие составных логических выражений. Заслушиваем результаты работы групп. Подводим итог и заносим определение в опорный конспект. Сложные логические высказывания строятся из простых связанных логическими связками. В естественном языке рассуждения, высказывания связаны с различными предметами и понятиями, и поэтому изучать их достаточно сложно. Древнегреческий философ Аристотель, предложил в своих трудах отвлечься от содержания высказываний и изучать только их истинность и ложность. На экране появляется слайд с обозначениями логических высказываний буквами. Джорж Буль впервые ввел в науку двоичные переменные, принимающие только два значения «истина» и «ложь». Подробнее об этом мы узнаем на следующем уроке. | Обсуждают в группах, предложенные примеры делают вывод. | |
Итог урока (Рефлексия) | ||
Подведем итог. Напомните, поставленную в начале урока цель. Сейчас каждый из вас ответит за себя, достиг ли он для себя этой цели. Так что же называют логическими высказываниями? Что вы знаете о логических высказываниях. | Учащиеся отвечают. | Регулятивные: формирование умения оценивать себя и свои знания. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Домашнее задание: | ||
Выполнить упражнения по определению логических высказываний. Подготовить примеры простых и сложных высказываний для обсуждения на следующем уроке. | | |