Конспект урока литературы «Родины в творчестве русских поэтов трёх веков» (11 класс)
Тема урока: Тема родины в творчестве русских поэтов
Цели урока:
учебная: рассмотреть тему Родины на примере творчества русских поэтов 19-21 веков, подготовить учащихся к написанию экзаменационных сочинений;
воспитательная: воспитание любви к своему отечеству, интереса к культурному наследию предков, способности мыслить масштабно, чувствовать глубоко;
развивающая: учить сопоставлять, сравнивать, исследовать, воспринимать поэтический текст, анализировать стихотворения, создавать тексты на заданную тему.
Ход урока
Литературная композиция «На поле Куликовом» (сопровождается видеорядом). Презентация к уроку составляется творческой группой учащихся)
«На поле Куликовом» Александр Блок
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
5. Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Слово учителя
Прозвучали строки из цикла «На поле Куликовом» русского поэта А. А. Блока.
«Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу, - принадлежит … к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". И, по его убеждению, время возвращения наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, превосходящие её.
И Блок оказался прав. 20 столетие для России ознаменовалось двумя мировыми войнами, тремя революциями, гражданской войной. Великой Отечественной.
И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных. Сегодня в 21 веке можно уже отчетливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика русских людей и – более того - оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя не военную, а нравственную силу России.
Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. Наступил 21 век, и сегодня мы снова чувствуем приближение грозных и тревожных событий, подобных Куликовской битве. Послушаем, как об этом говорит иеромонах Роман, в миру Александр Матюшин, поэт, стоявший у истоков русского духовного возрождения, получивший в 20011 году литературную премию, (слушаем фрагмент стихотворения «Вся Россия стала полем Куликовым…).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какая проблема будет в центре нашего внимания? Тему урока формулируют учащиеся.
(О России. О ее непростой судьбе).
- Россия, Русь. Родина. Её тайну до сих пор пытаются разгадать историки и политики из различных стран мира. Однако, бесспорно, больше всего в этом вопросе преуспели русские поэты.
(Запишем тему урока)
Проверка домашнего задания методом мозгового штурма
- Ребята, над какой проблемой вы работали дома? (1 группа – исследовала проблему – Россия в творчестве поэтов 19 века, 2 группа - Россия в творчестве поэтов 20 века. 3 группа – Россия в творчестве поэтов 21 века). Прошу каждую группу представить результаты своих исследований.
Как поэты заступились за Россию? На чьей они стороне?
4. 1 группа говорит о Пушкине, о том, как относился поэт к России, к Наполеону, как был резок по отношению к тем, кто пытался задеть русского человека:
«Клеветникам России»
«Славянам»
«К Чаадаеву»
О Ф. И. Тютчеве, о его любви к России православной, о противопоставлении Западу.
2 группа – об А. Блоке
«На поле Куликовом»
«Россия»
«Скифы»
Об И. Бунине
«Родина»
3 группа - о поэте, композиторе, музыканте И. Талькове (200 песен, погиб в 34 года) («патриот без пафоса, поэт без надрыва, философ без нравоучений») «Россия» (песня)
Юнна Мориц – позиция поэта-современника (сборник стихотворений «Не для печати»)
Попробуем подвести итоги нашего обсуждения ваших исследований (возможные вопросы):
- Что же самое важное было в этой теме для Пушкина…
- Какой вы увидели Россию Блока, Бунина. Тютчева?
- Поэт И. Тальков говорил о том, что Россия – боль его души
Примерные ответы
Для Пушкина Россия – Отчизна, славянский мир, славянская цивилизация, которая всегда готова защищать себя.
Для Тютчева - это православный, кроткий славянский мир, где духовные ценности важнее материального благополучия.
Для Блока – «О.Русь моя! Жена моя!» Родина самое близкое и дорогое.
Для Бунина Россия – родина- мать, страна, на которую он молится, которую жалеет и любит.
Для Игоря Талькова – страна- исполин, обманутая и поруганная врагами, которая обязательно встанет с колен.
Для Юнны Мориц Россия – это страна, которая стоит на такой нравственной высоте, которая недоступна врагам, оболгавшим ее.
Можно предложить продолжить предложение
Обратим внимание на стихотворение А. С. Пушкина на презентации:
К ЯЗЫКОВУ (Михайловское, 1824)
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Сделайте вывод о том,
- Что же объединяет русских поэтов трех веков в отношении к своей Родине?
Индивидуальное задание для самостоятельной работы. Прочитайте лирический тексты поэтов новейшей литературы и сопоставьте с классическими поэтами (В. Соснора, И. Жданов, Л. Лосев) Индивидуальное задание для самостоятельной работы
Вывод делают учащиеся.
Все они беззаветно любили свою родину, знали ее историю, были защитниками тех нравственных и духовных ценностей, благодаря которым Россия всегда возрождалась к новой жизни, что всегда оставалось загадкой для Запада. Их «битва за Россию», их высочайшая любовь к ней, заступничество за нее – пример неиссякаемой любви к Родине. Их портреты перед нами. Они рядом с нами в битве за духовное возрождение нашего отечества
Домашнее задание по выбору учащихся
Обращаемся к заданиям 15 и 16 ЕГЭ (слайд)
Рассматриваем образцы, выполненные на консультации на примере
стихотворения А. А. Блока «Река раскинулась, течет, грустит лениво (смотри приложение к уроку)
Как вы понимаете проблематику стихотворения А. А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»?
В каких произведениях русские поэты обращались к теме Родины и в чем они созвучны стихотворению А. А. Блока?
-Какой предстает Россия в творчестве А. А. Блока
- О каком авторе вы бы хотели писать и почему?
- С кем бы хотели бы сопоставить и почему?
Рефлексия
- Что было самым главным для вас на этом уроке?
- Что пригодится на экзамене?
- Что завещают нам великие поэты?
(любить и беречь свою Родину, знать ее историю)
Выразите свое отношение к их творчеству
7. Заключение. Обрамляющая композиция
Коллективное чтение стихотворения о России Д. Кедрина (сопровождается видеорядом)
Да, и такой, моя Россия...
А. Блок
Хочешь знать, что такое Россия -
Наша первая в жизни любовь?
Милый друг! Это ребра косые
Полосатых шлагбаумы столбов.
Это щебет в рябиннике горьком,
Пар от резвых коней на бегу,
Это желтая заячья зорька,
След на сахарном синем снегу.
Это пахарь в портах полотняных,
Пес, что воет в ночи на луну,
Это слезы псковских полонянок
В безутешном ливонском плену,
Это горькие всхлипы гармоник,
Свет далеких пожаров ночных,
Это - кашка, татарка и донник
На высоких могилах степных.
Это- эхо от песни усталой,
Облаков перелетных тоска,
Это свист за далекой заставой
Да лучина в окне кабака.
Это хлеб в узелке новобранца,
Это туз, что нашит на плечо,
Это дудка в руке Самозванца,
Это клетка, где жил Пугачев.
Да, страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождем.
Но когда мы ее потеряем,
Мы милей ничего не найдем.
18 сентября 1942
(звучит песня «Родник» на слова иеромонаха Романа)
Приложение к уроку
Пример разработки заданий для единого государственного экзамена по литературе
Для выполнения заданий15,16 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения.
Приведите не менее двух позиций сопоставления.
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
В каких произведениях русские поэты обращались к теме Родины и в чем они созвучны стихотворению А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»?
Проверяется:
1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
2) умение анализировать содержание текста;
3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом;
4) умение сопоставлять поэтические тексты по указанной проблеме;
5) умение убедительно обосновывать выбор каждого произведения;
6) умение логично и последовательно излагать мысли;
7) умение соблюдать нормы речи.
Алгоритм рассуждения
Выполняя задание, необходимо самостоятельно подобрать для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).
Дать прямой связный аргументированный ответ на вопрос, указывая название двух произведений и их авторов, включая данные произведения в литературный контекст, убедительно обосновывая выбор каждого произведения, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию и при необходимости излагая свою точку зрения.
При ответе необходимо соблюдать нормы речи. Хотя соблюдение речевых норм не оценивается отдельным баллом при выполнении данного задания, речевые ошибки приводят к искажению при изложении материала, что снижает качество ответа.
Несмотря на то, что в критериях оценивания заданий С2 и С4 нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий, однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно (в этом случае отметка по первому критерию будет неизбежно снижена).
Пример ответа
Стихотворение А. Блока - одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом» - не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Используя образ несущейся вскачь степной кобылицы, поэт изобразил исторический путь Руси, на котором Куликовская битва – лишь одно из великих событий русской истории. Поэт понимает, что Россию ждут многочисленные испытания («закат в крови», «и вечный бой»), но историю не остановить. А самое главное в данном стихотворении - это любовь поэта к Родине, для которого она «жена моя», с которой он всегда вместе.
О любви к Родине писал и С. А. Есенин. В своем стихотворении «Гой, ты, Русь, моя родная…» он признается в вечной любви к России. Для поэта она дороже рая, её песни, предания, обычаи, люди навсегда пленили его сердце. Как и для Блока, Русь для С. Есенина – родина, с которой он готов делить радости и горести.
А М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Бородино» рассказывает о том, как стояли солдаты за Родину свою, как победили врага во время войны с Наполеоном. Это стихотворение созвучно стихотворению Блока своим патриотическим пафосом
Комментарий. Выпускник строит ответ в направлении, заданном вопросом, центральное утверждение не вызывает возражений: данные стихотворения созвучны стихотворению А. Блока в главном - в своей патриотической идее.
В работе учащийся продемонстрировал понимание специфики задания. Экзаменуемый полно и достаточно доказательно ответил на вопрос, сопоставляя указанные произведения. Фактические, речевые, логические ошибки в ответе отсутствуют.