Конспект урока литературы «Родины в творчестве русских поэтов трёх веков» (11 класс)

5
0
Материал опубликован 1 May 2021

Тема урока: Тема родины в творчестве русских поэтов

Цели урока:

учебная: рассмотреть тему Родины на примере творчества русских поэтов 19-21 веков, подготовить учащихся к написанию экзаменационных сочинений;

воспитательная: воспитание любви к своему отечеству, интереса к культурному наследию предков, способности мыслить масштабно, чувствовать глубоко;

развивающая: учить сопоставлять, сравнивать, исследовать, воспринимать поэтический текст, анализировать стихотворения, создавать тексты на заданную тему.

Ход урока

Литературная композиция «На поле Куликовом» (сопровождается видеорядом). Презентация к уроку составляется творческой группой учащихся)

«На поле Куликовом» Александр Блок

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.



О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.



Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной -

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной -

Я не боюсь.



Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…



И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…



И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!



Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!



2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…



На пути — горючий белый камень.

За рекой — поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

Не взыграет больше никогда.



И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!»



Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!



5. Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.



За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.



Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.



Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!



Слово учителя

Прозвучали строки из цикла «На поле Куликовом» русского поэта А. А. Блока.

«Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу, - принадлежит … к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". И, по его убеждению, время возвращения наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, превосходящие её.

И Блок оказался прав. 20 столетие для России ознаменовалось двумя мировыми войнами, тремя революциями, гражданской войной. Великой Отечественной.

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных. Сегодня в 21 веке можно уже отчетливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика русских людей и – более того - оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя не военную, а нравственную силу России.

Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. Наступил 21 век, и сегодня мы снова чувствуем приближение грозных и тревожных событий, подобных Куликовской битве. Послушаем, как об этом говорит иеромонах Роман, в миру Александр Матюшин, поэт, стоявший у истоков русского духовного возрождения, получивший в 20011 году литературную премию, (слушаем фрагмент стихотворения «Вся Россия стала полем Куликовым…).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какая проблема будет в центре нашего внимания? Тему урока формулируют учащиеся.

(О России. О ее непростой судьбе).

- Россия, Русь. Родина. Её тайну до сих пор пытаются разгадать историки и политики из различных стран мира. Однако, бесспорно, больше всего в этом вопросе преуспели русские поэты.

(Запишем тему урока)

Проверка домашнего задания методом мозгового штурма

- Ребята, над какой проблемой вы работали дома? (1 группа – исследовала проблему – Россия в творчестве поэтов 19 века, 2 группа - Россия в творчестве поэтов 20 века. 3 группа – Россия в творчестве поэтов 21 века). Прошу каждую группу представить результаты своих исследований.

Как поэты заступились за Россию? На чьей они стороне?

4. 1 группа говорит о Пушкине, о том, как относился поэт к России, к Наполеону, как был резок по отношению к тем, кто пытался задеть русского человека:

«Клеветникам России»

«Славянам»

«К Чаадаеву»

О Ф. И. Тютчеве, о его любви к России православной, о противопоставлении Западу.

2 группа – об А. Блоке

«На поле Куликовом»

«Россия»

«Скифы»

Об И. Бунине

«Родина»

3 группа - о поэте, композиторе, музыканте И. Талькове (200 песен, погиб в 34 года) («патриот без пафоса, поэт без надрыва, философ без нравоучений») «Россия» (песня)

Юнна Мориц – позиция поэта-современника (сборник стихотворений «Не для печати»)

Попробуем подвести итоги нашего обсуждения ваших исследований (возможные вопросы):

- Что же самое важное было в этой теме для Пушкина…

- Какой вы увидели Россию Блока, Бунина. Тютчева?

- Поэт И. Тальков говорил о том, что Россия – боль его души

Примерные ответы

Для Пушкина Россия – Отчизна, славянский мир, славянская цивилизация, которая всегда готова защищать себя.

Для Тютчева - это православный, кроткий славянский мир, где духовные ценности важнее материального благополучия.

Для Блока – «О.Русь моя! Жена моя!» Родина самое близкое и дорогое.

Для Бунина Россия – родина- мать, страна, на которую он молится, которую жалеет и любит.

Для Игоря Талькова – страна- исполин, обманутая и поруганная врагами, которая обязательно встанет с колен.

Для Юнны Мориц Россия – это страна, которая стоит на такой нравственной высоте, которая недоступна врагам, оболгавшим ее.

Можно предложить продолжить предложение

Обратим внимание на стихотворение А. С. Пушкина на презентации:

К ЯЗЫКОВУ (Михайловское, 1824)

Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Сделайте вывод о том,

- Что же объединяет русских поэтов трех веков в отношении к своей Родине?

Индивидуальное задание для самостоятельной работы. Прочитайте лирический тексты поэтов новейшей литературы и сопоставьте с классическими поэтами (В. Соснора, И. Жданов, Л. Лосев) Индивидуальное задание для самостоятельной работы

Вывод делают учащиеся.

Все они беззаветно любили свою родину, знали ее историю, были защитниками тех нравственных и духовных ценностей, благодаря которым Россия всегда возрождалась к новой жизни, что всегда оставалось загадкой для Запада. Их «битва за Россию», их высочайшая любовь к ней, заступничество за нее – пример неиссякаемой любви к Родине. Их портреты перед нами. Они рядом с нами в битве за духовное возрождение нашего отечества

Домашнее задание по выбору учащихся

Обращаемся к заданиям 15 и 16 ЕГЭ (слайд)

Рассматриваем образцы, выполненные на консультации на примере

стихотворения А. А. Блока «Река раскинулась, течет, грустит лениво (смотри приложение к уроку)

Как вы понимаете проблематику стихотворения А. А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»?

В каких произведениях русские поэты обращались к теме Родины и в чем они созвучны стихотворению А. А. Блока?

-Какой предстает Россия в творчестве А. А. Блока

- О каком авторе вы бы хотели писать и почему?

- С кем бы хотели бы сопоставить и почему?



Рефлексия

- Что было самым главным для вас на этом уроке?

- Что пригодится на экзамене?

- Что завещают нам великие поэты?

(любить и беречь свою Родину, знать ее историю)

Выразите свое отношение к их творчеству

7. Заключение. Обрамляющая композиция

Коллективное чтение стихотворения о России Д. Кедрина (сопровождается видеорядом)

Да, и такой, моя Россия...



А. Блок



Хочешь знать, что такое Россия -

Наша первая в жизни любовь?

Милый друг! Это ребра косые

Полосатых шлагбаумы столбов.

Это щебет в рябиннике горьком,

Пар от резвых коней на бегу,

Это желтая заячья зорька,

След на сахарном синем снегу.

Это пахарь в портах полотняных,

Пес, что воет в ночи на луну,

Это слезы псковских полонянок

В безутешном ливонском плену,

Это горькие всхлипы гармоник,

Свет далеких пожаров ночных,

Это - кашка, татарка и донник

На высоких могилах степных.

Это- эхо от песни усталой,

Облаков перелетных тоска,

Это свист за далекой заставой

Да лучина в окне кабака.

Это хлеб в узелке новобранца,

Это туз, что нашит на плечо,

Это дудка в руке Самозванца,

Это клетка, где жил Пугачев.

Да, страна наша не была раем:

Нас к земле прибивало дождем.

Но когда мы ее потеряем,

Мы милей ничего не найдем.



18 сентября 1942



(звучит песня «Родник» на слова иеромонаха Романа)

Приложение к уроку

Пример разработки заданий для единого государственного экзамена по литературе

Для выполнения заданий15,16 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения.

Приведите не менее двух позиций сопоставления.

Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.



В каких произведениях русские поэты обращались к теме Родины и в чем они созвучны стихотворению А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»?



Проверяется:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать содержание текста;

3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом;

4) умение сопоставлять поэтические тексты по указанной проблеме;

5) умение убедительно обосновывать выбор каждого произведения;

6) умение логично и последовательно излагать мысли;

7) умение соблюдать нормы речи.



Алгоритм рассуждения



Выполняя задание, необходимо самостоятельно подобрать для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).

Дать прямой связный аргументированный ответ на вопрос, указывая название двух произведений и их авторов, включая данные произведения в литературный контекст, убедительно обосновывая выбор каждого произведения, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию и при необходимости излагая свою точку зрения.

При ответе необходимо соблюдать нормы речи. Хотя соблюдение речевых норм не оценивается отдельным баллом при выполнении данного задания, речевые ошибки приводят к искажению при изложении материала, что снижает качество ответа.

Несмотря на то, что в критериях оценивания заданий С2 и С4 нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий, однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно (в этом случае отметка по первому критерию будет неизбежно снижена).


Пример ответа​​​​​​​

Стихотворение А. Блока - одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом» - не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Используя образ несущейся вскачь степной кобылицы, поэт изобразил исторический путь Руси, на котором Куликовская битва – лишь одно из великих событий русской истории. Поэт понимает, что Россию ждут многочисленные испытания («закат в крови», «и вечный бой»), но историю не остановить. А самое главное в данном стихотворении - это любовь поэта к Родине, для которого она «жена моя», с которой он всегда вместе.

О любви к Родине писал и С. А. Есенин. В своем стихотворении «Гой, ты, Русь, моя родная…» он признается в вечной любви к России. Для поэта она дороже рая, её песни, предания, обычаи, люди навсегда пленили его сердце. Как и для Блока, Русь для С. Есенина – родина, с которой он готов делить радости и горести.

А М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Бородино» рассказывает о том, как стояли солдаты за Родину свою, как победили врага во время войны с Наполеоном. Это стихотворение созвучно стихотворению Блока своим патриотическим пафосом

Комментарий. Выпускник строит ответ в направлении, заданном вопросом, центральное утверждение не вызывает возражений: данные стихотворения созвучны стихотворению А. Блока в главном - в своей патриотической идее.

В работе учащийся продемонстрировал понимание специфики задания. Экзаменуемый полно и достаточно доказательно ответил на вопрос, сопоставляя указанные произведения. Фактические, речевые, логические ошибки в ответе отсутствуют.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.