12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рахимова Нурчиан Хайрулловна212
Россия, Тюменская обл., село Аксурка,Тюменская область

Методическая разработка урока литературы в 7 классе

Урок-практикум по теме: Стихотворения русских поэтов  о родной природе

 

Автор разработки: Рахимова Нурчиан Хайрулловна, учитель русского языка и литературы.

МАОУ Дубровинская СОШ филиал Аксурская СОШ

Цель урока:

1. Пробудить интерес у учащихся к языку художественной литературы, к поэзии, живописи, музыке; к красоте своего края.

2. Развивать образное и логическое мышление детей.

3. Вырабатывать навыки анализа стихотворения.

4. Развивать творческие способности учащихся.

Вид урока:

Урок - практикум

Оборудование урока:

1. Рисунки уч-ся.

2. Картины художников.

3. ИКТ (картины художников, фотографии природы в сопровождении классической музыки; фрагмент видеоматериала о родном селе).

Оформление классной доски:

1. Запись эпиграфа к уроку.

2.Тема урока

… Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране…

( К. Г. Паустовский ).

Звучит музыка. ( 2-3 минуты). Автор - Петр Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Вступительное слово.

Ребята, тему нашего урока сегодня я предлагаю вам определить самим. В этом вам поможет компьютер и магнитофонная запись.

II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.

- Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).

- А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

III .Целеполагание

- Предположите чем мы сегодня будем заниматься?

( читать стихотворения о природе и анализировать их)

б) - Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (читает эпиграф, написанный на доске)

- Как вы поняли слова К. Паустовского? Что он хотел ими сказать?

финк-райт-раунд-робин (сингапурская технология)

Ребята в течение 1 минуты подумайте каждый про себя, о чем это высказывание, как вы его понимаете.

А теперь обсудите высказывание в группе по кругу, каждый в течение 15 секунд должен высказать свое мнение.

Участники №1 встаньте, пожалуйста. Обобщите мнение всей группы.

Участник №1 первой парты

Участник №1 второй парты. Спасибо всем, прошу садиться на свои места.

(Каждый человек любит свою Родину, прославляет её; любовь к Родине немыслима без любви к природе своего края…)

- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).

- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.

Анализ стихотворения «Благовест»

IV. Исследовательская групповая работа учащихся (выполнение заданий) Анализ стихотворения «Благовест» А.К.Толстого

Ребята получают пакеты с заданиями (до урока они были разделены на группы).

1-ая группа: Определите:

-Кто герой стихотворения:

- время действия: года и суток,

- место действия,

-детали

-Какие образы повторяются.

2-ая: Сколько строф, вид строфы (сколько стихов), вид рифмы, способ рифмовки, размер стихотворения.

3-я: Какие пласты лексики использованы, тематические группы слов, прилагательные, глаголы.

Какие чувства выражены в стихотворениях; как, насколько авторы «выдают» свое присутствие.

4-я: Какие ИВС использовали поэты?

V. Словесный рассказ по рисункам.

У нас в классе есть свои художники, которые постарались изобразить на полотне своё видение природы, отразить в своих рисунках своё настроение.

(Слово ребятам, которые нарисовали картины природы к стихотворениям поэтов 19 века.. Они рассказывают о том, что изображено на полотне, отвечают на возникшие у ребят и учителя вопросы).

VI. Фрагмент видеофильма о природе родных мест.

Предлагаю вам ещё минутку отдыха с тем, чтобы в продолжение нашего разговора о красоте любимого края, посмотреть фрагмент видеофильма о природе нашего села Аксурка. Знакомые нам места посмотреть со стороны и убедиться ещё раз в неповторимости и очаровательности природы родных мест!..(просмотр видеофильма)

-Ребята, поделитесь своими впечатлениями.

-Ребята, кого из поэтов нашего края вы знаете? (Булат Сулейманов, Людмила Веревкина)

-А теперь, ребята, я хочу вас познакомить с настоящим поэтом. Это человек, который был предан нашему краю, свою любовь к малой Родине он воплощал в своих стихах.

Людмила Ивановна Веревкина- уроженка Белоруссии, родилась в Минске. В наши места она попала в детстве, приехав в Вагай с матерью и отчимом. И здесь она обрела духовную родину, полюбив всем сердцем суровую Сибирь, деревеньку Березовку, в которой она прожила всю жизнь, односельчан, которые порой не понимали ее. Писать и жить -для нее понятия тождественные. Неповторимая, щемящая проникновенность ее стихов никого не смогут оставить равнодушными. За простыми и понятными строчками – глубина и масштабность, присущие только большим поэтам.

Читая стихи Людмилы Ивановны, очищаешь сердце и наполняешь душу чувством родниковой чистоты.

За что люблю тебя, мой милый край?

За широту твою, буранную мятежность,

За васильковую доверчивую нежность,

Что полоснет мне душу невзначай.

За счастье, на которое ты щедр.

За синий дым над тихой деревенькой,

За дома моего надежные ступеньки…

Послушайте сообщение об еще одном поэте Вагайской земли - Булате Сулейманове.

В своих стихотворениях он описывал красоту нашего края. Послушайте стихотворение

«Не забуду тебя, Иртыш» Булата Сулейманова.

Куда бы я по свету не ходил,

Душа порой разбита и пуста.

О, мой Иртыш, ту воду, что я пил,

Хранят священной памятью уста.

Заполонила жизнь мою тоска,

Лишь вспомнил вербы кроткие в ночи,

Дыханье волн, прибойный шум песка…

А в сердце боль такая – хоть кричи.

Дорогу к пойме, гальку в ручейках

В своей душе навеки сберегу.

И волны в белопенных колпачках,

Что с трепетом встречал на берегу.

О, мой Иртыш, ты слышишь сердца стук?

Я снова вспомнил зори над тайгой.

Пусть далеко я – знай, могучий друг,

Душой и сердцем преданно с тобой.

Поделитесь впечатлениями о стихотворении.

VII. Подведение итогов работы детей на уроке.

Ребята, поделитесь впечатлениями от урока. Довольны ли вы своей работой?

Заполните листы оценивания и передайте мне. Я выставлю итоговую оценку.

VIII Домашнее задание на выбор

1.Написать сочинение на тему «Край ты мой, родимый край!» в стихотворениях поэтов нашего края»

2.Выучить стихотворения Булата Сулейманова или Людмилы Веревкиной.

Опубликовано


Комментарии (3)

Субботина Светлана Львовна, 29.04.16 в 12:59 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы просмотреть презентацию, на которую ссылается автор, и видеофильм...
Абсалямова Айгуль Минихановна, 29.04.16 в 14:07 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, в этом уроке нет прикреплённых файлов.
Рахимова Нурчиан Хайрулловна, 29.04.16 в 15:38 0Ответить Пожаловаться
не получается загрузить видео, но обязательно разберусь, в чем дело и прикреплю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.