Конспект урока химии в 9 классе на тему «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа»
«Железо. Особенности строения атома. Свойства железа.
Получение. Применение».
Тип урока: Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала.
Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента.
Задачи обучения: Изучить особенности строения атома железа как элемента восьмой группы побочной подгруппы. Систематизировать знания о физических и химических свойствах атома железа. Закрепить умение составлять уравнения химических реакций. Сформировать представление о способах получения железа из руд; о применении железа и его биологической роли.
Задачи развития: Используя вытеснительный ряд металлов, обучить учащихся прогнозировать возможности протекания химических реакций между металлами и солями.
Эксперимент. Д. Вытеснение железом атома меди из соли этого металла, как менее активного, чем железо.
Л.О. Качественные реакции на двух- и трехзарядные ионы железа.
Реактивы и оборудование. Д. Железо, сульфат меди, химические стаканчики.
Л.О. Хлорид железа(II), сульфат железа(III), гидроксид натрия, штатив с пробирками.
План урока
Строение атома железа
Нахождение в природе
Получение металла
Физические свойства
Химические свойства железа.
Соединения железа. Сплавы железа.
Биологическая роль железа. Применение.
Закрепление
Ход урока
Работа с легендой. Читают текст легенд, сами формулируют тему урока. Определяют, каким символом обозначали железо
.
Строение атома железа (слайд). Находят железо в Периодической таблице, записывают строение его атома. Один из учащихся называет число электронов по слоям. На слайде появляются правильные ответы. 3 слой называет неверно, учитель поправляет и говорит о наличии 14 электронов на 3 слое и 2 электронах на последнем. Учащиеся делают вывод о степенях окисления железа (+2, +3).
Нахождение в природе. (слайд-карта). Рассматривают карту на парте и говорят о месторождениях железных руд в России
Железо – второй после алюминия по распространенности металл.
В свободном состоянии встречается только в метеоритах.
Природные соединения железа:
Красный железняк Fe2O3, магнитный железняк Fe3O4, серный колчедан
(пирит) FeS2.
Физические свойства (слайд, ответы появляются на слайде опрос, железо-типичный металл, поэтому учащиеся сами формулируют физ. свойства, используя выданные коллекции металлов).
Серебристо-белого цвета.
Пластичный и ковкий материал.
Плотность железа 7,87 г/см3, температура плавления 1539 0С.
Железо обладает магнитными свойствами.
Химические свойства (работа в группах, каждая записывает свои уравнения реакций. Затем представитель группы называет уравнение, на слайде появляется верный ответ).
Группа 1.Взаимодействие с простыми веществами (закончить уравнения реакции)
1) с кислородом
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
Б) с фтором, хлором, бромом
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
2) с серой, йодом
Fe + S = FeS
Группа 2. Взаимодействие со сложными веществами:
1) с растворами кислот, кроме азотной кислоты
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
Fe + HCl = FeCl3 + H2
Концентрированные азотная и серная кислоты при обычной
температуре с железом не реагируют. (опыт под вытяжкой при нагревании)
Группа 3. 2) Железо вытесняет (восстанавливает) металлы, которые в ряду активности стоят правее него, из их растворимых солей. Для борьбы с вредителями садовых деревьев применяют раствор медного купороса (CuSO4). Можно ли готовить и хранить раствор медного купороса в железном ведре? Ответ подтвердите соответствующими уравнениями реакций.
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Качественные реакции на ионы железа (II) Fe2+ и железа (III) Fe3+. (работа в группах, каждая группа использует свой реактив для определения).
Перед учащимися 3 пронумерованные пробирки. Необходимо определить наличие ионов железа с помощью одного реактива. Учащиеся обнаружили по окраске в одной их пробирок ионы железа. С помощью учебника записывают уравнения реакций. Один учащийся от каждой группы их проговаривает. Правильные ответы на слайде.
Сплавы железа. (слайд, с помощью коллекций сплавов вспомнить сплавы на основе железа, черные и цветные металлы).
Чистое железо непрочное, мягкое. Все изделия, которые называют обычно железными, на самом деле изготовлены из сплавов железа с углеродом.
Углерод изменяет свойства железа: понижает температуру плавления, повышает твердость и хрупкость, уменьшает ковкость и свариваемость. В зависимости от содержания углерода в сплаве железа различают чугун и сталь.
Чугун содержит более 2% углерода, обладает высокой твердостью, хрупкостью, поэтому при ударе дробится на кусочки. При затвердевании чугун не сжимается, а расширяется. Поэтому из чугуна отливают станины машин, корпуса двигателей, трубы, ограды парков, изготавливают предметы домашнего обихода.
Сталь содержит менее 2% углерода. Сталь можно ковать, штамповать, прокатывать. Сталь, содержащая и другие элементы, называют легированной. Важнейшими легирующими элементами являются хром (Cr), никель (Ni), марганец (Mn), кремний (Si), ванадий(V), молибден (Mo). Сталь, легированную хромом и никелем, называют нержавеющей. Она применяется в химической, пищевой, машиностроительной и других отраслях промышленности. Сталь выплавляют из чугуна путем частичного удаления из него углерода окислением.
Биологическая роль железа. (слайд) самостоятельный ответ
У животных и человека железо- СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГЕМОГЛОБИНА КРОВИ, благодаря которой осуществляется перенос кислорода из легких по тканям; соединениями железа являются многие ферменты. В организме человека содержится 4-5 г железа. Наиболее богаты железом печень и селезенка. При малокровии рекомендуют пищу, богатую соединениями железа (гречка, яблоки, салат). Железо необходимо для растений. При его недостатке растения не образуют хлорофилл, теряют зеленую окраску, задерживается их рост и развитие.
Домашнее задание.