12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Конспект урока в 9 классе на тему «Соединения железа».

Цель урока: изучить свойства соединений железа (II) и (III).

Задачи:

Обучающие:

сформулировать знания учащихся о свойствах гидроксидов железа (II) и (III), понимания различия этих свойств;

добиться понимания взаимосвязи между соединениями железа со степенями окисления 2, 3;

научить определять катионы Fe2+ и Fe3+ в растворе солей;

Развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное и делать выводы;

- совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию.

развить навыки самостоятельной работы с элементами исследования;

Воспитательные:

воспитывать культуру учебного труда, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование.

Ход урока.

На прошлых уроках мы изучили строение и свойства железа – элемента побочной подгруппы.

На данном уроке наша цель заключается в изучении свойств соединений железа и осознании их биологического и практического значения.

Вспомним, какие самые характерные степени окисления железа?

(ответы учащихся)

Разделите формулы веществ:Fe(NO3)2, Fe2O3, FeCl3, Fe(OH)2, FeS, Fe(OH)3, FeO, Fe2(SO4)3 - на две равные группы, каждую из которых назовите.

1-я группа:_____________________________________________________________

2-я группа:_____________________________________________________________

Как вы думаете, данные соединения одинаковы или отличаются по характеру и свойствам?

Давайте экспериментально исследуем, чем отличаются соединения железа со степенью окисления +2,+ 3.

Для работы вам предлагается инструкция, которая поможет в исследовании.

Перед работой напомнить правила ТБ.

Получите гидроксид железа(II) и изучите его свойства.

Получите гидроксид железа (II) взаимодействием раствора сульфата железа (II) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.

Наблюдайте изменение цвета гидроксида железа (II) в местах соприкосновения его с воздухом. Опишите и объясните это явление. Напишите уравнение реакции.

Докажите экспериментально, что гидроксид железа(II) является основанием. Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

Сформулируйте вывод.

Получите гидроксид железа(III) и изучите его свойства.

Получите гидроксид железа (III) взаимодействием раствора хлорида железа (III) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.

Экспериментально подтвердите, что гидроксид железа(III) взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

Исследуйте, взаимодействует ли гидроксид железа(III) с щелочами. Опишите наблюдения объясните их. Напишите уравнение реакции.

Сформулируйте вывод о свойствах гидроксида железа (III).

Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+.

При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).

4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.

Это качественная реакция нa ионы Fe3+.

При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок(турнбулева синь):

3FeSO+ 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.

Это качественная реакция на ионы Fe2+ .

Для обнаружения ионов Fe3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:

FeCl3+ 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl.

Выскажите обоснованные предположения, какие вещества, указанные в таблице, реагируют друг с другом. ( В соответствующие клетки таблицы поставьте знак «+»).

Формулы реагирующих веществ

Формулы реагирующих веществ

NaOH

HCl

H2O

O2, H2O

Cl2

Fe2O3

Fe(OH)2

FeSO4

         

Составьте план экспериментальной проверки высказанных предложений. Осуществите их.

Напишите уравнения реакций. Опишите наблюдаемые явления и объясните их сущность.

Рефлексия.  
   Сегодня я узнал    ……………..
    Теперь я умею ……………………
    Я хотел бы ……………………

домашнее задание. Упр.4 стр. 82 (124)

Рабочая карта урока.

Учени____ 9 класса __________________________________________________________________

Тема урока. Соединения железа.

Разделите формулы веществ: Fe(NO3)2, Fe2O3, FeCl3, Fe(OH)2, FeS, Fe(OH)3, FeO, Fe2(SO4)3 - на две равные группы, каждую из которых назовите.

1-я группа:_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2-я группа:_____________________________________________________________

______________________________________________________________________

Перед лабораторной работой вспомните правила техники безопасности.

Правила техники безопасности

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

С правилами техники безопасности ознакомлен: __________________________________

Получите гидроксид железа(II) и изучите его свойства.

Получите гидроксид железа (II) взаимодействием раствора сульфата железа (II) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Наблюдайте изменение цвета гидроксида железа (II) в местах соприкосновения его с воздухом. Опишите и объясните это явление. Напишите уравнение реакции.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Докажите экспериментально, что гидроксид железа(II) является основанием. Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Сформулируйте вывод.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Получите гидроксид железа(III) и изучите его свойства.

Получите гидроксид железа (III) взаимодействием раствора хлорида железа (III) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Экспериментально подтвердите, что гидроксид железа(III) взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Исследуйте, взаимодействует ли гидроксид железа(III) с щелочами. Опишите наблюдения объясните их. Напишите уравнение реакции.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Сформулируйте вывод о свойствах гидроксида железа (III).

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+.

При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).

4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.

Это качественная реакция нa ионы Fe3+.

При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок(турнбулева синь):

3FeSO+ 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.

Это качественная реакция на ионы Fe2+ .

Для обнаружения ионов Fe3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:

FeCl3+ 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl.

Выскажите обоснованные предположения, какие вещества, указанные в таблице, реагируют друг с другом. ( В соответствующие клетки таблицы поставьте знак «+»).

Формулы реагирующих веществ

Формулы реагирующих веществ

NaOH

HCl

H2O

O2, H2O

Cl2

Fe2O3

Fe(OH)2

FeCl2

         

Составьте план экспериментальной проверки высказанных предложений. Осуществите их.

Напишите уравнения реакций. Опишите наблюдаемые явления и объясните их сущность.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

домашнее задание. Упр.4 стр. 82 (124)

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.