Конспект урока в 9 классе на тему «Соединения железа» (Химия, УМК О. С. Габриеляна)
Конспект урока в 9 классе на тему «Соединения железа».
Цель урока: изучить свойства соединений железа (II) и (III).
Задачи:
Обучающие:
– сформулировать знания учащихся о свойствах гидроксидов железа (II) и (III), понимания различия этих свойств;
– добиться понимания взаимосвязи между соединениями железа со степенями окисления 2, 3;
– научить определять катионы Fe2+ и Fe3+ в растворе солей;
Развивающие:
– развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное и делать выводы;
- совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию.
– развить навыки самостоятельной работы с элементами исследования;
Воспитательные:
– воспитывать культуру учебного труда, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование.
Ход урока.
На прошлых уроках мы изучили строение и свойства железа – элемента побочной подгруппы.
На данном уроке наша цель заключается в изучении свойств соединений железа и осознании их биологического и практического значения.
– Вспомним, какие самые характерные степени окисления железа?
(ответы учащихся)
Разделите формулы веществ:Fe(NO3)2, Fe2O3, FeCl3, Fe(OH)2, FeS, Fe(OH)3, FeO, Fe2(SO4)3 - на две равные группы, каждую из которых назовите.
1-я группа:_____________________________________________________________
2-я группа:_____________________________________________________________
– Как вы думаете, данные соединения одинаковы или отличаются по характеру и свойствам?
– Давайте экспериментально исследуем, чем отличаются соединения железа со степенью окисления +2,+ 3.
Для работы вам предлагается инструкция, которая поможет в исследовании.
Перед работой напомнить правила ТБ.
Получите гидроксид железа(II) и изучите его свойства.
Получите гидроксид железа (II) взаимодействием раствора сульфата железа (II) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.
Наблюдайте изменение цвета гидроксида железа (II) в местах соприкосновения его с воздухом. Опишите и объясните это явление. Напишите уравнение реакции.
Докажите экспериментально, что гидроксид железа(II) является основанием. Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.
Сформулируйте вывод.
Получите гидроксид железа(III) и изучите его свойства.
Получите гидроксид железа (III) взаимодействием раствора хлорида железа (III) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.
Экспериментально подтвердите, что гидроксид железа(III) взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.
Исследуйте, взаимодействует ли гидроксид железа(III) с щелочами. Опишите наблюдения объясните их. Напишите уравнение реакции.
Сформулируйте вывод о свойствах гидроксида железа (III).
Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+.
При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.
Это качественная реакция нa ионы Fe3+.
При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок(турнбулева синь):
3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.
Это качественная реакция на ионы Fe2+ .
Для обнаружения ионов Fe3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:
FeCl3+ 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl.
Выскажите обоснованные предположения, какие вещества, указанные в таблице, реагируют друг с другом. ( В соответствующие клетки таблицы поставьте знак «+»).
Формулы реагирующих веществ |
Формулы реагирующих веществ |
||||
NaOH |
HCl |
H2O |
O2, H2O |
Cl2 |
|
Fe2O3 Fe(OH)2 FeSO4 |
Составьте план экспериментальной проверки высказанных предложений. Осуществите их.
Напишите уравнения реакций. Опишите наблюдаемые явления и объясните их сущность.
Рефлексия.
Сегодня я узнал ……………..
Теперь я умею ……………………
Я хотел бы ……………………
домашнее задание. Упр.4 стр. 82 (124)
Рабочая карта урока.
Учени____ 9 класса __________________________________________________________________
Тема урока. Соединения железа.
Разделите формулы веществ: Fe(NO3)2, Fe2O3, FeCl3, Fe(OH)2, FeS, Fe(OH)3, FeO, Fe2(SO4)3 - на две равные группы, каждую из которых назовите.
1-я группа:_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2-я группа:_____________________________________________________________
______________________________________________________________________
Перед лабораторной работой вспомните правила техники безопасности.
Правила техники безопасности
• Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.
• Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
• Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.
• Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.
• Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!
С правилами техники безопасности ознакомлен: __________________________________
Получите гидроксид железа(II) и изучите его свойства.
Получите гидроксид железа (II) взаимодействием раствора сульфата железа (II) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Наблюдайте изменение цвета гидроксида железа (II) в местах соприкосновения его с воздухом. Опишите и объясните это явление. Напишите уравнение реакции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Докажите экспериментально, что гидроксид железа(II) является основанием. Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Сформулируйте вывод.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Получите гидроксид железа(III) и изучите его свойства.
Получите гидроксид железа (III) взаимодействием раствора хлорида железа (III) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Экспериментально подтвердите, что гидроксид железа(III) взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Исследуйте, взаимодействует ли гидроксид железа(III) с щелочами. Опишите наблюдения объясните их. Напишите уравнение реакции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Сформулируйте вывод о свойствах гидроксида железа (III).
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+.
При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.
Это качественная реакция нa ионы Fe3+.
При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок(турнбулева синь):
3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.
Это качественная реакция на ионы Fe2+ .
Для обнаружения ионов Fe3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:
FeCl3+ 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl.
Выскажите обоснованные предположения, какие вещества, указанные в таблице, реагируют друг с другом. ( В соответствующие клетки таблицы поставьте знак «+»).
Формулы реагирующих веществ |
Формулы реагирующих веществ |
||||
NaOH |
HCl |
H2O |
O2, H2O |
Cl2 |
|
Fe2O3 Fe(OH)2 FeCl2 |
Составьте план экспериментальной проверки высказанных предложений. Осуществите их.
Напишите уравнения реакций. Опишите наблюдаемые явления и объясните их сущность.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
домашнее задание. Упр.4 стр. 82 (124)