Конспект урока «Понятие о наречии» (Русский язык, 9 класс)
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе
«НАРЕЧИЕ»
подготовила
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
КОУ ВО «Руднянская специальная
(коррекционная) образовательная
школа VIII вида»
Каширина Валентина Викторовна.
2016 г.
Тема: Общее понятие о наречии.
Цели:
Образовательные: Дать понятие о наречии как части речи, учить находить наречия в предложениях, показать отличие наречия от других частей речи.
Коррекционно-развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, память.
Воспитательные: воспитывать культуру речи, чувство дружбы, любовь к окружающей действительности интерес к урокам русского языка .
Оборудование: таблицы: Части речи, Русский язык – учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Авторы: Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.
Ход урока
1. Организационный момент
Доброе утро! Я желаю, чтобы сегодняшнее утро принесло радость ,успех, положительные эмоции.
Расправьте плечи..Сядьте поудобнее. Старайтесь следить за осанкой весь урок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Повторение пройденного материала.
- Ребята, вспомним, какие части речи мы уже изучали на уроках письма и развития речи.
- Сегодня совершим путешествие по стране «Морфология».
-Что такое Морфология? Я, вам напомню.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи (их общее и грамматическое значение).
-Какие части речи мы изучили? Назовите
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Местоимение
-Что такое имя существительное? Приведите примеры.
Это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что?
-Какие бывают имена существительные?
Имена существительные бывает одушевленные и неодушевленные (учитель–учебник);
-Какого рода могут быть имена существительные?
Могут быть мужского, женского и среднего рада (моряк – м. р., морячка – ж.р., море – ср. р.)
-Какого числа могут быть имена существительные?единственного и множественного числа (лес-леса).
Вывод: Имя существительное – главная часть речи . Но без имени прилагательного нельзя назвать признаки того или иного предмета отличая одного от другого.
-Что такое имя прилагательное? Приведите примеры.
Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Крепкий мороз, снежная вьюга, хмурое небо, зимние дни.
Вывод: Да, имя существительное и имя прилагательное – важные части речи. Но без глаголов нам не обойтись.
-Что такое глагол?
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
-Какое время имеет глагол? Настоящее, прошедшее и будущее - пишу, писал, буду писать
- Сколько лиц имеет глагол?Глагол имеет 3 лица: 1-е, 2-е, 3-е я пишу, ты пишешь, он пишет Два числа: единственное и множественное я пишу, мы пишем Три рода:: мужской он разбил; женский она разбила. средний оно разбилось.
Глагол имеет неопределенную форму. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? читать. Что сделать?: прочитать.
Вывод: Чем точнее, образнее, ярче описывает человек действия, тем интереснее его слушать.
- Что такое местоимение? Приведите примеры.
Местоимение – часть речи ,которая указывает на лицо, предмет юно не называет их. Местоимение имеет 3лица .два числа.Я – мы. Ты- вы, он – она – оно - они.
- Вывод: Местоимение помогает избегать повторов одних и тех же слов. Местоимения экономят время и разнообразят речь.
- Мы с вами совершили путешествие по стране «Морфологии» и узнали,, что эти части речи человек использует чаще других.
- Молодцы! Оценки за устное задание..
3. Сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи , которая называется наречием.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока: Наречие.
Наречие – слово очень старое. В древнерусском языке оно обозначало язык, слово, вопрос, вещи.
А древние римляне называли наречие- ПРИГЛАГОЛИЕ.
4.Работа с учебником.
-Перед объяснение новой темы ,откройте учебники стр. 156 здесь дано стихотворение ,оно необычное и отличается от других .тем ,что его написала
ваша ровесница Эля Куклина.
-Прочитает стихотворение с выражением Круглякова Лиля.
- Послушайте и посмотрите, как выделенные слова помогают нам легко представить картины природы.
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад,
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты “светло ” -
То увидишь солнышко взошло.
Ну, а если скажешь ты “красиво” -
Пред тобою сразу вся Россия!
Лиля очень хорошо с выражением прочитала стихотворение.
- Какие же слова привлекли внимание?
- Задайте вопросы к словам: высоко, светло, красиво
( Как? Высоко. Как? Светло, Как? Красиво ).
-Запишите в тетрадь эти слова.
5.Работа у доски
- Найдите глаголы в стихотворении и от них задайте вопросы к этим словам. (Один ученик выполняет за доской, а остальные в тетради).
(Произнеси ( как?) высоко, скажешь (как?) светло, скажешь (как?) красиво).
- Определите части речи в этих словах
- Проверка - У кого получилось иначе?
- Выясним, что не сходится, начнём с первого слова.
- Итак, высоко – кто считает, что это имя сущ? Прил? Глагол? Другая часть
речи.
- А кто не смог определить часть речи?
- Что получилось? Задание я давала одно, а мнений – много.
- Почему так случилось?
- Что это за слова? Прочитайте ,как называется тема урока.(Наречие)
- Вывод:- Наречие помогает нам выразить свои мысли точно, ярко, убедительно
- Чтение правил учителем, хором, учащимися (стр. 157).
- Часть речи, которая обозначает признак действия, называется наречием.
Наречия отвечают на вопросы
когда? где? куда? как? откуда?
Скоро, посредине. влево, звонко, издалека
- Запомните подсказку, для того, чтобы запомнить вопросы к наречию.
7 вопросов просто чудо
Их запомнить можно так
Где, когда, куда, откуда
Почему, зачем и как.
6.Физминутка
Сначала, дети, встанем в ряд,
Чуть попятимся назад.
А потом шагнём вперёд,
Улыбнувшись в полный рот.
Вправо плавно мы качнёмся,
Затем влево повернёмся.
Колени чуточку согнём,
Руки крепко в них упрём,
Плечи дружно разведём
И в итоге - их сведём.
Всё! Закончилась минутка -
Продолжаем слушать чутко.
Задание к физкультминутке. Назовите наречия, которые вам запомнились при выполнении движений.
7.Закрепление
1.От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания. (Работа по цепочке).
Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
2.Работа по учебнику стр.159.упр 217 .(Самостоятельная работа)
- Прочитайте выражения. Замени в них выделенные слова наречиями из рамки и запиши.
8.Итог урока.
-Наш урок хочу закончить загадкой
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
Ответ: Наречие.
- Скажите с какой часть речи мы сегодня познакомились?
- Что такое наречие? На какие вопросы отвечает?
- Приведите примеры наречий.
(Надежно, весело , дружно, тихо, справа, давно, внизу)
9.Домашнее задание: стр.157, упр. 213.
- Выпишите глаголы вместе с выделенными словами. От глаголов к выделенным словам ставь вопросы.
- Урок окончен. Наше время истекло.
-Молодцы! Мне было очень приятно работать с вами сегодня.
- Завтра мы снова встретимся и продолжим работу по теме: «Наречие» и узнаем много нового и интересного.
Валентина Каширина (Харченко)
Кушнарева Татьяна Николаевна