12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина Каширина (Харченко)43
Россия, Воронежская обл.
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе

«НАРЕЧИЕ»

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

КОУ ВО «Руднянская специальная

(коррекционная) образовательная

школа VIII вида»

Каширина Валентина Викторовна.

2016 г.

Тема: Общее понятие о наречии.

Цели:

Образовательные: Дать понятие о наречии как части речи, учить находить наречия в предложениях, показать отличие наречия от других частей речи.

Коррекционно-развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, память.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, чувство дружбы, любовь к окружающей действительности интерес к урокам русского языка .

Оборудование:  таблицы: Части речи, Русский язык – учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Авторы: Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.

Ход урока 
1. Организационный момент 
Доброе утро! Я желаю, чтобы сегодняшнее утро принесло радость ,успех, положительные эмоции.

Расправьте плечи..Сядьте поудобнее. Старайтесь следить за осанкой весь урок.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Повторение пройденного материала.

- Ребята, вспомним, какие части речи мы уже изучали на уроках письма и развития речи.

- Сегодня совершим путешествие по стране «Морфология».

-Что такое Морфология? Я, вам напомню.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи (их общее и грамматическое значение).

-Какие части речи мы изучили? Назовите

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

-Что такое имя существительное? Приведите примеры.

Это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что?

-Какие бывают имена существительные?

Имена существительные бывает одушевленные и неодушевленные (учитель–учебник);

-Какого рода могут быть имена существительные?

Могут быть мужского, женского и среднего рада (моряк – м. р., морячка – ж.р., море – ср. р.)

-Какого числа могут быть имена существительные?единственного и множественного числа (лес-леса).

Вывод: Имя существительное – главная часть речи . Но без имени прилагательного нельзя назвать признаки того или иного предмета отличая одного от другого.

-Что такое имя прилагательное? Приведите примеры.

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? 

Крепкий мороз, снежная вьюга, хмурое небо, зимние дни.

Вывод: Да, имя существительное и имя прилагательное – важные части речи. Но без глаголов нам не обойтись.

-Что такое глагол?

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? 

-Какое время имеет глагол? Настоящее, прошедшее и будущее - пишу, писал, буду писать

- Сколько лиц имеет глагол?Глагол имеет 3 лица: 1-е, 2-е, 3-е я пишу, ты пишешь, он пишет Два числа: единственное и множественное я пишу, мы пишем Три рода:: мужской он разбил; женский она разбила. средний оно разбилось.

Глагол имеет неопределенную форму. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? читать. Что сделать?: прочитать.

Вывод: Чем точнее, образнее, ярче описывает человек действия, тем интереснее его слушать.

- Что такое местоимение? Приведите примеры.

Местоимение – часть речи ,которая указывает на лицо, предмет юно не называет их. Местоимение имеет 3лица .два числа.Я – мы. Ты- вы, он – она – оно - они.

- Вывод: Местоимение помогает избегать повторов одних и тех же слов. Местоимения экономят время и разнообразят речь.

- Мы с вами совершили путешествие по стране «Морфологии» и узнали,, что эти части речи человек использует чаще других.

- Молодцы! Оценки за устное задание..

3. Сообщение темы урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи , которая называется наречием.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока: Наречие.

Наречие – слово очень старое. В древнерусском языке оно обозначало язык, слово, вопрос, вещи.

А древние римляне называли наречие- ПРИГЛАГОЛИЕ.

4.Работа с учебником.

-Перед объяснение новой темы ,откройте учебники стр. 156 здесь дано стихотворение ,оно необычное и отличается от других .тем ,что его написала

ваша ровесница Эля Куклина.

-Прочитает стихотворение с выражением Круглякова Лиля.

- Послушайте и посмотрите, как выделенные слова помогают нам легко представить картины природы.

Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад,
Слово 
высоко произнеси – 
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты 
светло - 
То увидишь солнышко взошло.
Ну, а если скажешь ты 
красиво - 
Пред тобою сразу вся Россия!

Лиля очень хорошо с выражением прочитала стихотворение.

- Какие же слова привлекли внимание?

- Задайте вопросы к словам: высоко, светло, красиво

( Как? Высоко. Как? Светло, Как? Красиво ).

-Запишите в тетрадь эти слова.

5.Работа у доски

- Найдите глаголы в стихотворении и от них задайте вопросы к этим словам. (Один ученик выполняет за доской, а остальные в тетради).

(Произнеси ( как?) высоко, скажешь (как?) светло, скажешь (как?) красиво).

- Определите части речи в этих словах

- Проверка - У кого получилось иначе?

- Выясним, что не сходится, начнём с первого слова.

- Итак, высоко – кто считает, что это имя сущ? Прил? Глагол? Другая часть

речи.

- А кто не смог определить часть речи?

- Что получилось? Задание я давала одно, а мнений – много.

- Почему так случилось?

- Что это за слова? Прочитайте ,как называется тема урока.(Наречие)

- Вывод:- Наречие помогает нам выразить свои мысли точно, ярко, убедительно

- Чтение правил учителем, хором, учащимися (стр. 157).

- Часть речи, которая обозначает признак действия, называется наречием.

Наречия отвечают на вопросы

когда? где? куда? как? откуда?

Скоро, посредине. влево, звонко, издалека

- Запомните подсказку, для того, чтобы запомнить вопросы к наречию.

7 вопросов просто чудо

Их запомнить можно так

Где, когда, куда, откуда

Почему, зачем и как.

6.Физминутка

Сначала, дети, встанем в ряд,

Чуть попятимся назад.

А потом шагнём вперёд,

Улыбнувшись в полный рот.

Вправо плавно мы качнёмся,

Затем влево повернёмся.

Колени чуточку согнём, 

Руки крепко в них упрём,

Плечи дружно разведём

И в итоге - их сведём.

Всё! Закончилась минутка - 

Продолжаем слушать чутко.

Задание к физкультминутке. Назовите наречия, которые вам запомнились при выполнении движений.

7.Закрепление

1.От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания. (Работа по цепочке).

Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.

Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.

Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.

2.Работа по учебнику стр.159.упр 217 .(Самостоятельная работа)

- Прочитайте выражения. Замени в них выделенные слова наречиями из рамки и запиши.

8.Итог урока.

-Наш урок хочу закончить загадкой

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь!

ОтветНаречие.

- Скажите с какой часть речи мы сегодня познакомились?

- Что такое наречие? На какие вопросы отвечает?

- Приведите примеры наречий.

(Надежно, весело , дружно, тихо, справа, давно, внизу)

9.Домашнее задание: стр.157, упр. 213.

- Выпишите глаголы вместе с выделенными словами. От глаголов к выделенным словам ставь вопросы.

- Урок окончен. Наше время истекло.

-Молодцы! Мне было очень приятно работать с вами сегодня.

- Завтра мы снова встретимся и продолжим работу по теме: «Наречие» и узнаем много нового и интересного.

 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Валентина Каширина (Харченко), 08.11.16 в 21:22 2Ответить Пожаловаться
На уроке даётся понятие о наречии как части речи, на примерах даётся отличие наречия от других частей речи.
Кушнарева Татьяна Николаевна, 08.11.16 в 21:32 1Ответить Пожаловаться
Валентина, уверена, что многие коллеги воспользуются вашей разработкой! Спасибо за материал!
С уважением, Т.Н.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.